ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
22 октября 2024 | 10:02

Казахстан – главный транспортный хаб Евразии: быть или не быть?

ПОДЕЛИТЬСЯ

АО "НК "КТЖ". АО "НК "КТЖ".

Казахстан, находясь в центре Евразии и на пересечении ключевых торговых путей, играет стратегическую роль в глобальных транспортных потоках. Страна выступает важным транзитным узлом, что приносит значительный вклад в ее экономику. Развитие транзитной инфраструктуры способствует усилению этого эффекта, однако для ее модернизации требуются крупные инвестиции.


Иконка комментария блок соц сети

Казахстан, находясь в центре Евразии и на пересечении ключевых торговых путей, играет стратегическую роль в глобальных транспортных потоках. Страна выступает важным транзитным узлом, что приносит значительный вклад в ее экономику. Развитие транзитной инфраструктуры способствует усилению этого эффекта, однако для ее модернизации требуются крупные инвестиции.

Сегодня в борьбу за транзитные маршруты Центральной Азии вступило сразу несколько стран-конкурентов. Кыргызстан задумал строительство обходной дороги, в то время как Узбекистан планирует реализацию проекта трансафганского коридора. Казахстан также активно работает в этом направлении: с момента запуска в Астане в 2013 году программы "Один пояс — один путь" объемы контейнерных перевозок между Китаем и Европой увеличились в 100 раз — с 7 600 до 897 000 ДФЭ к 2023 году. После старта в ближайшие годы новых инфраструктурных проектов на пути в Китай этот параметр планируется удвоить до 55 миллионов тонн в год. Логично, что решать задачу расширения транспортных потоков помогла национальная компания – такого роста удалось достичь благодаря последовательной работе "Қазақстан темір жолы", которая расширяет свою инфраструктуру, неустанно строя новые линии и терминалы.

По мнению казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, создание крупного транспортного хаба способно оказать на экономику страны мультипликативный эффект.

"Про транзитный потенциал Казахстана можно твердить долго, начиная с Шелкового пути. Но если мы посмотрим старые карты и исследования на эту тему, то увидим, что базовый маршрут Шелкового пути затрагивал территорию Казахстана в относительно небольшой степени, проходя из Синьцзяна через присырдарьинские города в Мавераннахр. География географией, но здесь важен вопрос конкретных коридоров, а у нас изначально транспортная система была заточена на связи между регионами Казахстана и центром. Коридоры, связывающие Китай и Каспий, изначально отсутствовали. И когда мы начали делать эту работу, то речь шла о синхронизации новых веток с существующей сетью дорог. А у нас нет прямых коридоров Восток-Запад. Даже если вспомнить относительно недавний проект TRACECA, то он во многом остался на бумаге", – уверен эксперт.

Политолог считает, что такая работа началась только с развитием инициативы "Один пояс, один путь", что не отменяет постоянной необходимости модернизации старых путей, вагонного и локомотивного парка.

"И вот начинается санкционная война, которая закрыла многие традиционные пути транзита европейских и китайских товаров через Россию. Это сразу дало, как говорится, новый импульс Транскаспийскому, или Срединному транспортному коридору. А он сходу к такому росту оборота не был готов. Потребовались большие усилия – политические, экономические, технические – по расширению грузопотока, по синхронизации работы в межгосударственных масштабах. Ведь коридор проходит из Китая в Казахстан, через Каспий, потом – Азербайджан, Грузия, Турция. Развитие ТМТМ было взято под личный контроль Президента Токаева, и нужно отметить огромную работу, которую проделала "Қазақстан темір жолы", чтобы наладить это сотрудничество, закрепить его технологические процессы, расширить цифровизацию, отработать тарифы, да и постоянно проводить сопряжение множества моментов, – добавляет Ашимбаев. – Ведь на национальной железнодорожные сети лежит не только обеспечение транзита, но и внутренние грузовые и пассажирские перевозки, экспорт и импорт товаров. А тут свое мощное лобби, с которым тоже нужно считаться".

Эксперт напоминает, что, помимо ситуации с Россией, на мировую торговлю сильно повлияла деятельность хуситов, которые парализовали морское судоходство через Суэцкий канал.

"Для полноты картины добавим планы наших соседей-партнеров построить дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, конкурентную нашей. Но пока этот проект экономически впечатления не производит. А вот другой проект, к которому Казахстан уже проявляет интерес, – это строительство дороги из Узбекистана через Афганистан в Пакистан. Этот проект может связать наши дороги с портами Персидского залива и стать дополнением к маршруту через Турменистан в Иран. Получается, что геополитические катаклизмы резко активизировали перспективы казахстанского транзита. И это стратегический фактор, который позволяет Казахстану перевести свой транзитно-логистический потенциал в коммерческую реальность", – поясняет Данияр Ашимбаев.

Рассуждая о транспортно-логистическом потенциале Казахстана и взаимодействии с Китаем и другими странами, которые могут помочь его развитию, эксперт по международным отношениям Ануар Бахитханов отмечает, что последние годы Китай активно и выгодно инвестирует средства в Казахстан.

"Во-первых, это возможность обеспечения устойчивых и коротких маршрутов для экспорта своих товаров на европейские рынки. Товарооборот между Казахстаном и Китаем растет с каждым годом, и для диверсификации структуры этой торговли можно использовать как снижение тарифных барьеров, так и развитие совместных производств, и стимулирование инноваций в агропромышленном комплексе. В перечень номенклатуры могут быть добавлены высокотехнологичные товары, сельскохозяйственная продукция с высокой добавленной стоимостью и продукты переработки природных ресурсов", – говорит Бахитханов.

На сегодняшний день существует несколько крупных инфраструктурных проектов, которые связывают КТЖ с китайской стороной. Это строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты (новой железнодорожной ветки, обходящей Алматинский узел, новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал). Уже построен и эксплуатируется казахстанский терминал в сухом порту Сианя, где формируется треть контейнерных поездов в Европу через Казахстан, а 40 процентов импортируемого груза в данный порт поступает из Казахстана.

Благодаря использованию терминальных возможностей КТЖ в сухом порту Сианя транзит по Транскаспийскому международному транспортному маршруту вырос в 20 раз, а сроки доставки до Азербайджана сократились до 11 дней, Грузии – до 14 дней. Также в партнерстве с компанией PSA International (Сингапур) "Қазақстан темір жолы" разработали и запустили на Транскаспийском маршруте цифровой коридор для мультимодальных перевозок, который обеспечивает полную прозрачность в процессе транзитного декларирования, слежения за грузами по территории Казахстана и бесшовного цифрового документооборота.

"На 2024 год КТЖ планирует перевезти по ТМТМ порядка 4,2 миллиона тонн, что выше показателя 2022 года в три раза. В среднесрочной перспективе компания готова довести объемы грузоперевозок по этому маршруту до 10 миллионов тонн. Сокращение сроков доставки и предоставление сервиса на новом уровне также стало возможным благодаря плодотворному сотрудничеству железнодорожных и портовых администраций стран-участниц ТМТМ. Благодаря поддержке коллег из Азербайджана и Грузии в 2023 году создано совместное предприятие Middle Corridor Multimodal Ltd. на базе Международного финансового центра Астаны, которое позволит усилить совместную работу по развитию мультимодального сервиса по направлению Китай – Европа – Китай", – отмечают в "Қазақстан темір жолы".

Все эти детали складываются в единую картину: чтобы реально увеличить транзитный потенциал Казахстана, нужно развивать дороги, порты и станции, оптимизировать коридоры путем строительства новых, более коротких веток.

"Система, естественно, нуждается в инвестициях, причем в первую очередь внутренних. А развитие транзита может – при определенных усилиях со стороны правительства и бизнеса – дать дополнительные импульсы к развитию некоторых секторов экономики. К примеру, сервисного и складского бизнеса, интернет-торговли, туризма, а также локализации те или иных производств на нашей территории. Президент Токаев сейчас активно привлекает в Казахстан новых инвесторов, к примеру – для разработки месторождений редкоземельных металлов, в которых мировая экономика испытывает большую потребность. А их разработка и вывоз тоже нуждаются в логистике. По сути, железная дорога становится стратегической отраслью национальной экономики. Помимо дорог и вагонно-локомотивного парка нужно развивать (и уже развиваются) крупные логистические центры, с мультитранспортной и складской инфраструктурой, которые призваны обеспечить оптимальный режим погрузки-разгрузки, хранения, распределения грузов", – говорит Данияр Ашимбаев.

В целом эксперт оценивает инициативу "Один пояс, один путь" как очень важную для Казахстана, но предлагает не забывать и о коридоре "Север - Юг", который связывает не просто наших северных и южных соседей, но и вполне себе сопряжен с коридором "Восток - Запад".

"Маршрут выгоден не только нам, но и всем нашим стратегическим партнерам... В общем, казахстанская железная дорога – это не просто транзит, но и интеграционный фактор", – заключает Ашимбаев.

Фото: АО "НК "КТЖ".

Материал предоставлен АО "НК "КТЖ"
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети