26 января 2024 | 06:01

Казахстанское образование - 2024: проблемы множатся или есть свет в конце туннеля

Иллюстрация: Тengrinews.kz/Акмарал Карашон

Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".

Tengrinews.kz представляет спецпроект о том, что ждет нашу страну в будущем. Мы рассказываем, как реформы, обстановка в мире и глобальные тренды могут повлиять на жизнь каждого казахстанца.

Проблемы образовательной системы

За годы независимости на посту министра (бывшего министерства образования) сменилось 13 человек. Каждый из них пытался по-своему улучшить качество образования, внедряя новые реформы. Однако многие "школьные" вопросы все еще остаются незакрытыми: нехватка педагогов, слабое образование, большое количество работы у педагогов, переполненность школ и питание в столовых.

К слову, в 2022 году в рейтинге лучших стран для образования по версии US News & World Report Казахстан занял 71-е место из 78-ми.

Дефицит кадров

По статистике в более 500 школах Казахстана не хватает директоров. Кроме того, сохраняется проблема низкой заработной платы руководителей учебных заведений. Долго не решается проблема дефицита школьных ученических мест. К новому учебному году их нехватка превысила 270 тысяч по всей стране.

Наиболее острая ситуация наблюдается в Туркестанской и Алматинской областях, а также в Астане, Алматы и Шымкенте. На долю этих регионов и городов приходится 60 процентов дефицита ученических мест (около 160 тысяч) от общего показателя.

Президент Касым-Жомарт Токаев также не раз обращал внимание на серьезный дефицит учителей, отметив, что каждый пятый выпускник педвуза не трудоустраивается по профессии.

"Сегодня в стране не хватает 5 тысяч педагогов, и этот показатель только растет. В то же время каждый пятый выпускник педагогических специальностей не трудоустраивается по профессии. Вдобавок только 23 процента учителей имеют высшую категорию", - указал Глава государства.

Нарекания на состояние современного казахстанского образования во всех его структурных подразделениях - начальная школа, средняя общеобразовательная школа, средне-специальные учебные заведения и высшее образование - периодически есть и со стороны учителей, учащихся и их родителей.

"Пожалуй, одна из острых проблем сегодня - это нехватка специалистов, особенно это касается положения в сельской местности, как у нас в селе Шишинка. Здесь порой из-за отсутствия нужного специалиста учебные занятия проводит учитель с другой специализацией: к примеру, филолог ведет биологию, физик - математику, химию и прочее. Думаю, далеко не новость и не секрет, что здесь острый дефицит педагогических кадров объясняется неразвитостью инфраструктуры села и низкой заработной платой учителей. И решать эту проблему необходимо в комплексе. Никто из молодых преподавателей не приедет к нам в село из Костаная, чтобы обучать детей. Ведь так?" - поделилась филолог из Костанайской области.

Не проводятся исследования качества образования

Как отмечает депутат Мажилиса Ирина Смирнова, если в стране не будет качественного образования, мы не сможем строить сложное производство, диверсифицировать экономику, получать полуфабрикаты из сырья.

"И сырье не сможем находить. А открытые полезные ископаемые имеют обыкновение заканчиваться. Поэтому так важно понимать, правильно ли идет развитие образования, нужны ли те или иные реформы", - сказала Смирнова.

Она подчеркивает, что в Казахстане практически не проводятся независимые исследования по качеству и состоянию образования.

"Да и само качество не идентифицировать в нашем образовании. Как его считать? По итогам ЕНТ? Так его сдают не все. Итоги школьных экзаменов тоже не говорят о реальном качестве. Специалисты после окончания колледжей и вузов? Так они в более 50 процентов не работают по специальности. Дает надежду предложение Министерства просвещения все же изучить вопрос качества образования и регулярно анализировать его, с тем чтобы следующие корректировки были не субъективными, а действительно необходимыми", - считает депутат.

Квалификация педагогов

История читательницы:

"Все мои трое детей учатся в одной школе. Двое мальчиков обучаются в старших классах, а шестилетняя дочь в 2023 году пошла в первый класс. Дочь мы летом отдали в подготовку к школе, так как слышали, что в школу нужно идти уже со знаниями письма и прочего. Честно признаться, стоило это немалых денег. Однако я была разочарована уровнем преподавания, когда однажды дочь из-за морозов обучалась через зум. Из шести подключившихся к уроку учеников никому не было оказано должного внимания. Педагог (молодой) очень быстро и невнятно тараторила предмет, что ребенок в таком возрасте не успел бы ничего понять. Все уроки мне пришлось объяснять малышке с самого начала. Немного пугает, что школьные азы дети осваивают таким вот образом, притом что у старших детей такого не замечала".

Смирнова также отмечает, что одним из самых важных вопросов является квалификация и компетентность педагогов. По мнению депутата, педагогическое образование не идет вместе с изменениями в школьном образовании.

"Зачастую молодые учителя не имеют знаний, необходимых в новых условиях. Мало того, иногда и в предметной сфере не показывают высокой компетенции. Приходится повышать их квалификацию уже на рабочем месте. Однако ученики не могут и не должны ждать, когда это произойдет. Хорошо, что понимание этой взаимосвязи есть. И в последние два-три года много изменений в педобразовании. Повышен порог для получения гранта для студентов педвузов, повышена стипендия. Заработная плата учителей тоже выросла, появился закон "О статусе педагога". Профессия учителя стала престижной", - добавила Ирина Смирнова.

С этого года учителем невозможно стать после окончания вуза. Надо пройти независимую сертификацию и доказать свою готовность к работе с учениками.

А что с учебниками?

"Также много вопросов к содержанию образования: учебникам, учебным пособиям. У нас в стране учебники пишут и представляют на суд типографии. Типографии должны издавать литературу. А писать учебники - ученые и специалисты. Программы для учебного содержания пишут в НИШ. Но массовая школа - не НИШ. Да, и что удивительно, в НИШ не учатся по учебникам, составленным на основе программ, опять же, созданных ими. Вот такая чехарда.

Надо обратить особое внимание на структуру, осуществляющую повышение квалификации учителей. Сейчас это практически монополист - Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу". Ни конкуренции, ни ответственности у монополиста нет. А должно быть по-другому", - добавила Смирнова.

И других проблем достаточно

"Мы не говорили о финансировании образования, о науке в образовании, о независимом контроле самого образования. Мы не говорили о крайней необходимости выведения Комитета контроля образования из ведомства Министерства просвещения. А это тоже важно. Как может комитет подчиняться министерству и контролировать процесс? Или о необходимости выведения Комитета по охране детства из Минпроса. Подчиненная структура не может поучать или требовать от шефа выполнения многих норм. Мы не обсудили вопросы воспитания в образовании. Кто за воспитание в ответе? Вопросов еще много", - задается вопросом Ирина Смирнова.

Как собираются решать проблемы в 2024 году: планы

Дошкольное образование

В Министерстве просвещения поделились основными планами в развитии дошкольного образования на 2024 год:

  • в этом году в Казахстане планируется обеспечить охватом детей от 2 до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением до 92,5 процента;
  • с января 2024 года в Казахстане внедряют Единую базу учета очередности и выдачи направлений в дошкольные организации;
  • в 2024 году планируется создание новых 77,4 тысячи мест в дошкольных организациях за счет размещения госзаказа в частных ДО и расширения мест в действующих ДО.
  • в планах - формирование пула лидеров-управленцев при Центрах компетенций;.
  • также среди обещаний - расширение сети консультационных пунктов (Центр поддержки семьи, детские клубы, академии, центры игровой поддержки детей и ранней социализации).

Среднее образование

Как заверяют в Министерстве просвещения, в 2024 учебном году будут внесены изменения в типовые учебные планы начального образования: в классах, где есть художественный труд, количество часов будет уменьшено в два раза - с 68 до 34 часов. Количество часов изобразительного искусства и трудового обучения будет увеличено с 67 до 101 часа в год. Уменьшатся часы занятий по естествознанию - вместо 203 часов будет 169.

В ведомстве добавили, что в 2024 году завершится оцифровка всех казахстанских учебников.

По данным ведомства, в 2024–2026 годах по проекту "Комфортные школы" будет построено 369 школ на 740 тысяч мест.

Примечание: каникулы в календарном году составят 115 дней, в учебном году - не менее 25 дней осенью, зимой и весной. Первоклассникам полагается дополнительная неделя каникул в третьей четверти.


Фото ©️ Tengrinews.kz / Надежда Лыкова

ЕНТ

В 2024 году изменятся правила сдачи ЕНТ. В частности, изменится количество тестовых заданий, будет добавлен новый тип заданий в профильных предметах и сократится время тестирования. Будет совершен переход на стандартизированный формат с использованием психометрических подходов к формированию и анализу результатов.

Количество предметов на ЕНТ остается прежним: три обязательных и два на выбор. Вместе с тем количество заданий по обязательным предметам "Грамотность чтения" и "Математическая грамотность" сократится на 5 вопросов. Также до 40 увеличится количество вопросов по профильным предметам. В них будет добавлено 5 заданий на соответствие выбора из списка.

Мнение министра

Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек заявил, что 2024-й будет важным годом, потому что в стране осуществляют планы по доступности высшего и послевузовского образования.

"Одним из таких важных шагов станет накопительная система "Келешек", которая станет дополнительным механизмом обеспечения доступа граждан к высшему образованию. В рамках системы ребенку можно будет открыть специальный счет, на который государство внесет стартовый образовательный капитал в размере 60 МРП (221 тысяча тенге в 2024 году). Так начнут копиться средства за счет добровольных взносов родителей, ежегодной государственной премии в размере 5-7 процентов и инвестиционного дохода. При условии минимального накопления со стороны родителей - 1 МРП - на этом счете к моменту поступления ребенка с учетом госпремии, стартового капитала, страховой схемы, инвестдоходов со стороны банков будет накапливаться порядка 4 - 4,5 миллиона. Этого достаточно, чтобы гарантировать 80-90 процентов обучения в наших университетах. Если же ребенок поступает на грант, то эти средства можно будет направить на получение жилья. Закон уже зашел в Мажилис, мы приступим к реализации", - поделился Саясат Нурбек.

Еще одно большое новшество 2024 года - это льготные кредиты под 1 и 2 процента. Запуск кредитования ожидается после принятия необходимых норм в действующем законодательстве. Претендовать на него смогут абитуриенты, которые не стали обладателями образовательного гранта. Таким образом, они могут оформить кредит под гарантию государства и оплатить свое обучение.

"Мы сейчас прорабатываем с банками, чтобы все же сделать этот кредит под 0 процентов. Чтобы можно было получить высшее образование в рассрочку", - добавил министр.

Система сертификации

"В этом году начинает действовать закон "О профессиональных квалификациях", новый. Поэтому будут усилены требования к университетам по качеству образования и максимальному приближению знаний студентов выпускников к требованиям работодателей", - поделился министр.

Ваучеры для безработных, сертификаты мобилографов и стилистов. Токаев подписал новый закон.

Цифровые компетенции

"Для нас очень важно, чтобы каждый студент высшего учебного заведения, помимо цифровой грамотности, имел грамотность в сфере искусственного интеллекта. Поэтому с компанией Google у нас разработан специальный курс. В 14 университетах в этом году мы его запускаем в пилотном режиме", - сказал Саясат Нурбек.

В 2024 году курс станет обязательным и будет запущен в пилотном режиме.

Оплата обучения и стипендии

Увеличение стипендии будет продолжено в этом году, заявил министр. До 2025 года предусмотрено увеличение стипендий бакалаврам ежегодно на 20 процентов, магистрантам и докторантам - ежегодно на 15 процентов.

В 2024 году размеры стипендий будут составлять:

  • бакалавриат - 47 135 тенге (по педагогическим направлениям – 75 600 тенге);
  • магистратура - 107 061 тенге;
  • докторантура - 240 000 тенге.
Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная