ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
01 ноября 2024 | 06:36

“Казахстанцы все еще остаются одинокими. Им не с кем поговорить“

Светлана Антонова Корреспондент
Алихан Сариев Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото сгенерировано с помощью ИИ Фото сгенерировано с помощью ИИ

В Алматы уже 10 лет работает горячая линия при Центре психического здоровья. Корреспонденты Tengrinews.kz узнали, кто отвечает на звонки казахстанцев и помогает людям справиться с их проблемами.


Иконка комментария блок соц сети

В Алматы уже 10 лет работает горячая линия при Центре психического здоровья. Корреспонденты Tengrinews.kz узнали, кто отвечает на звонки казахстанцев и помогает людям справиться с их проблемами.

Психолог Наталия Смирнова работает на горячей линии с самого ее открытия. В день нашего визита она заступила на смену, которая длится 24 часа 

"Когда горячая линия только открывалась, это было что-то новое и непривычное для нас. Но в то же время хотелось помогать людям, что и сподвигло меня устроиться сюда на работу".

Изначально горячая линия открывалась для людей с суицидальными намерениями.

"В начале звонков было мало. В 2015 году, когда мы только начали работать, был только 1 звонок от человека с суицидальными намерениями. В 2016 – 2 звонка. В 2017 уже 27 обращений. В 2018 - 48. 51 в 2019. В 2020- 72 звонка, 23 году – 152", - отмечает психолог.

Больше всего обращений пришлось на окончание пандемии – в 2022 году на горячую линию поступило 240 суицидальных звонков как от взрослых, так и от подростков.

По словам Наталии, это чрезвычайно важные обращения, во время которых психологи выкладываются максимально. Ведь они, можно сказать, последний рубеж между намерениями и непосредственно суицидом.

Если человек обратился в службу, то, вероятнее всего, он сомневается в своем решении уйти из жизни. Абонент надеется, что его смогут отговорить и привести такие аргументы, услышав которые, он найдет причины жить дальше, считает специалист.

"Такие люди звонят в основном с трех до шести часов утра. Как правило, они страдают бессонницей. Днем у них назревают суицидальные мысли, они их обдумывают, планируют и, когда уже приходят к решению, звонят нам. Они хотят, чтобы кто-то их понял. Чтобы кто-то вместе с ними разделил проблемы, правильными словами снял то психологическое напряжение, которое они испытывают продолжительное время", - объясняет Наталия Смирнова.

Психолог уточняет, что, несмотря то, что звонят на телефон доверия люди разных полов и возрастов, проблемы у них зачастую похожие.

Дети и подростки

"Почти у всех детей, которые решили свести счеты с жизнью, проблемы с родителями. Им всем кажется, что их не любят, не слышат. Печально, что родитель не хочет их понять, приласкать, выслушать своего ребенка. Еще одной причиной уйти из жизни для них можно назвать буллинг и проблемы со сверстниками. Но таких меньше. В основном все эти дети не находят поддержки и понимания дома. Часто мы просим детей дать телефон родителей, чтобы поговорит со взрослым, донести до него серьезность проблемы. Но здесь 50 на 50. Некоторые не дают телефоны родителей, потому что боятся, что их опять будут ругать за то, что они пожаловались, вынесли сор из избы", - рассказывает Наталия.



Однако, как отмечает психолог, некоторые подростки после уговоров соглашаются на то, чтобы специалист позвонил родителям. Взрослые, узнав о том, в каком состоянии находится их ребенок, охотно идут на контакт.

"У нас в штате есть суицидолог, который после обращения работает с такими семьями, также есть психологи и психотерапевт. В зависимости от тяжести психологического состояния с ребенком и семьей работают конкретные специалисты".

Иногда на горячую линию поступают звонки и от родителей с жалобами на поведение детей.

"Многие родители изначально оппозиционно настроены по отношению к своему ребенку. Они готовы даже к психиатру его привести, мол, посмотрите, какой он плохой. Мы стараемся их подвести к тому, что дети - это зеркало родителей. Они не сами себя воспитывали, а их поведение и отношение - это следствие именно родительского к ним отношения и воспитания. Например, было обращение от мамы, что ребенок постоянно обманывает их. В ходе разговора выяснилось, что его часто ругают. Конечно, ребенок, если его все время ругают, выбирает защитную стратегию общения в виде лжи. Он уже выучил, что если не говорить правду, то не будет скандала", - объясняет специалист.

Мужчины и женщины

Мужчины к мыслям закончить жизнь, по словам специалиста, чаще всего приходят из-за долгов и зависимостей. В основном это те, кто страдает лудоманией.

"Среди лудоманов много инфантильных личностей, которые не умеют брать на себя ответственность. Их мы ориентируем на поиск работы, дополнительного заработка. Но лудомания - это зависимость, и она требует именно врачебного вмешательства. Часто родные лудоманов недооценивают проблему, и, когда им говоришь, что нужно обращаться к врачу, они уверяют, что зависимый справится сам, что он давно не играет, просто вот опять ставку сделал. Они думают, что лудомания — это блажь. Для них зависимость – это алкоголизм и наркомания. Они так и говорят: "Он такой хороший, не пьет, не курит". А то, что он в долгах миллионных, – это проблемой почему-то не считают. Но важно помнить, что мало кто сам выходит из этой зависимости самостоятельно и навсегда".

Причины, которые толкают женщин на мысли о суициде, по словам специалиста, - это в основном проблемы в отношениях: измены и любовные конфликты.

Сексуализированное насилие, одиночество и панические атаки

Помимо людей с суицидальными мыслями, на горячую линию звонят люди и с другими проблемами. Особенно актуальны в последнее время, говорит специалист, панические атаки и одиночество.

"Сейчас проблема одиночества остро стоит во всем мире. Звонят с такой проблемой в основном люди от 25 до 45 лет. Это печально, что в социуме, в окружении тысяч людей, с доступом во всемирную сеть казахстанцы все еще остаются одинокими. Им не с кем поговорить по душам, нет по-настоящему близкого человека. Часто с одиночеством сталкиваются приезжие. Им сложно жить вдали от семьи и друзей, тяжело найти себя в новом городе. Таких людей мы ориентируем на то, чтобы они смогли стать самодостаточными. В разговоре мы помогаем им найти опору в себе, направить фокус их внимания на какие-то интересы, которые могли бы заполнить пустоту", - рассказывает Наталия.

Все чаще, говорит она, поступают звонки от людей с паническими атаками.

"Они звонят как во время приступа, так и после. Мы им помогаем по телефону: отрабатываем с ними способы саморегуляции, которые могут снизить стресс".

Реже на горячую линию звонят с жалобами на домашнее насилие.

"Женщины бояться обращаться. Большую роль в этом играет безнаказанность. Даже те женщины, которые обращаются за помощью в органы, что печально, ожидаемой защиты не всегда не получают. Таких женщин мы стараемся сориентировать так, чтобы не было страхов перед абьюзером, чтобы они обращались в полицию. Но в случае, если помощь они не получили, то дальше направляем в кризисные центры и даем телефоны поддержки женщин. То есть мы направляем их в те организации и структуры, где им могут оказать не только психологическую, но реальную физическую помощь. Мы им говорим о последствиях, какие могут быть для женщины и детей, если она продолжит терпеть насилие. Ведь дети, когда живут постоянно в такой обстановке, в дальнейшем переносят модель поведения родителей уже в свою семью".

Наталия Смирнова говорит, что все звонки анонимны, строго конфиденциальны и не выходят за пределы кабинета горячей линии, но иногда бывают исключения.

"Если это семейное насилие, которое распространяется и на ребенка, тогда уже мы не можем молчать. Ведь в таком случае мы станем невольными соучастниками. У нас была женщина, которая неоднократно звонила и жаловалась на то, что сожитель ее избивает, мы работали с ней, потом она позвонила и сказала, что и ее малолетнюю дочь он начал бить. Тогда мы передали сигнал полиции", - рассказала она.

На наш вопрос, часто ли на горячую линию звонят жертвы сексуализированного насилия, психолог ответила, что нет. Однако тех, кто когда-то его пережил, немало, говорит она.

"Нам звонят люди, которые в настоящем сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях, и в процессе разговора мы выясняем, что когда-то давно, в раннем возрасте, они подвергались насилию, но в силу разных причин либо никому не рассказали об этом, либо рассказали и им не поверили. Эта травма тянется с самого детства, влияет на всю их жизнь и приводит к проблемам в настоящем", - объяснила психолог.

Наталия отмечает, что к каждому звонку она подходит с максимальной ответственностью. Некоторые разговоры длятся полчаса, а другие могут продолжаться до двух-трех часов.

"Мы говорим с человеком до тех пор, пока ему это необходимо, пока ему не станет легче", - объясняет она.

Есть у каждого психолога горячей линии и постоянные абоненты. Это люди, которые однажды обратились с проблемой, смогли решить благодаря помощи специалистов и теперь часто звонят, чтобы просто поговорить, рассказать об успехах, получить поддержку.

Наталия уточняет, что задача работников горячей линии - выслушать и помочь мобилизовать какие-то личностные ресурсы человека для решения его проблемы.

"Мы не даем напрямую советов, не даем готовых решений. Мы ведем беседу так, чтобы человек сам пришел к пониманию, как ему выйти из той ситуации или проблемы, в которой он оказался", - пояснила она.

Иногда поддержка нужна и самим психологам. Сложно ежедневно сталкиваться с десятками тяжелых судеб, сохранить свое внутреннее равновесие, говорит специалист.

"Временами выгораем. Чтобы себе помочь, мы обсуждаем свое состояние с коллегами-психологами. Еще я хожу на йогу, практикую медитации, напоминаю себе, что помочь всем невозможно. Во время звонка стараюсь выкладываться на сто процентов, чтобы потом не было сожаления, что что-то недосказала, что сделала недостаточно. Выходя с работы, я стараюсь абстрагироваться", - говорит она.

Проблема для работников горячей линии заключается еще и в том, что они практически не получают обратной связи. После того как человек кладет трубку, узнать, как дальше сложилась его жизнь и помог ли ему звонок, не представляется возможным, из-за чего наглядные результаты своей работы психологи не видят.

Но иногда, вспоминает специалист, пациенты все-таки перезванивают.

"Недавно звонил человек: когда-то у него были проблемы с игровой зависимостью и он обратился на горячую линию. Сейчас же он звонил с благодарностью за оказанную помощь. Сказал, что смог справиться с зависимостью, что работает на нескольких работах и практически закрыл все долги. Такие звонки дарят нам "крылья". Понимаешь, что все не зря", - говорит Наталия.

Психолог призвала людей, которые запутались в жизни или не могут найти выход из сложившихся ситуаций, не бояться звонить на горячую линию. Все звонки анонимны и конфиденциальны. Она напомнила, что выход можно найти из любой ситуации, главное - не опускать руки и обращаться за помощью в случае такой необходимости.

Телефоны горячей линии в Алматы:

городской: 1303; 376-56-60
мобильный: 8 (708)983-28-63

Также психологам можно задать вопросы письменно на сайте cpzalmaty.kz.

Звонить и писать на горячую линию можно из любого города круглосуточно.

Ранее нарколог рассказала, как принудительно лечат зависимости в Алматы

Фото: Алихан Сариев.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети