Китайский брат "Сергека", или Что нужно знать о дорогах на родине Джеки Чана
Вчера Нурсултан Назарбаев на форуме "Один пояс, один путь" в Пекине рассказал китайскую мудрость: "Хочешь стать богатым - построй дороги". Это высказывание для жителей Поднебесной не просто народная мудрость, а главное правило и требование при развитии городов и провинций.
В Китае сначала делают дороги, проводят коммуникации и только после этого строят жилые дома или заводы. По-другому в этой стране никак. Убедиться лично в этом смогла корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова, которая из недельной командировки в Поднебесной семь дней провела в автобусах.
Правительство Китая считает, что в первую очередь в стране должны быть хорошие дороги. Поэтому при плане развития провинции, города, района строительство и ремонт дорог у администрации на первом месте.
К примеру, на фото сверху - макет нового, пока еще несуществующего района города Чжэнчжоу. На картинке видно, что уже запланировано строительство нескольких дорожных развязок. Кстати, в Китае очень любят развязки.
Последние несколько лет в связи с активным развитием провинций и увеличением населения 8-миллионный город Хэфэй испытывает проблему пробок. Этот вопрос власти пытаются решить с помощью строительства новых линий метро, увеличением количества маршрутов городских автобусов и внедрением системы аренды велосипедов.
350 километров в час. Китайский поезд глазами казахстанки
По словам местных жителей, аренда велосипедов им обходится почти бесплатно. Но при этом точную сумму никто так и не смог назвать. В городах действует единая транспортная карта, с помощью которой жители расплачиваются за проезд в метро, в автобусах и за аренду велосипедов.
На втором месте по популярности у китайцев - мопеды и скутеры.
По словам Ке Хау Лу, водителя частной фирмы, занимающейся пассажирскими перевозками, работать шофером в Китае сложно из-за частых заторов и пробок.
"Власти стараются разгрузить дороги, но людей каждый год становится все больше. Я езжу обычно из дома до работы около часа. Как-то при строительстве новой линии метро попал в пробку, простоял четыре часа", - рассказывает водитель.
Ке Хау Лу работает шофером почти 15 лет. За годы работы он успел потрудиться и водителем общественного транспорта.
"Быть водителем автобуса очень сложно. Работали мы в две смены. С 5 утра до 11 вечера - первая смена, с 23.00 до 5 утра -вторая смена. Зарплата была у нас 3 тысячи юаней (180 тысяч тенге). Сейчас вроде бы водители автобусов получают 6 тысяч юаней в месяц (360 тысяч тенге).
Чтобы стать водителем автобуса, в начале карьеры Ке Хау Лу закончил 6-месячные водительские курсы.
"У нас в Китае непросто получить водительские права. Помимо прохождения курсов, вам надо сдать очень сложные экзамены. И сдать их вы можете только на платной основе. Если вы сдаете на категорию вождения грузовой машины, за экзамен нужно заплатить 7 тысяч юаней (420 тысяч тенге), за вождение легкового автомобиля - 3 тысячи юаней (180 тысяч тенге)".
"Со дня оплаты у вас есть три года, чтобы сдать экзамены. Если за этот срок вы не сможете пройти проверку на готовность стать водителем, то вы повторно выплачиваете сумму за вашу категорию", - добавил он.
Но одно дело получить права в Китае, другое дело их удержать. В начале года каждому водителю выдаются условные баллы. К примеру, у Ке Хау Лу 6 баллов. За каждое нарушение у водителя снимаются эти самые баллы.
"К примеру, за использование телефона за рулем вы не только платите штраф, но у вас еще минусуют баллы. Если у меня шесть баллов, то за телефон вычтут три балла. Если у вас остается 0 баллов, то ваши права забирает полиция", - рассказывает нам водитель об особенностях ПДД в Китае.
К тому же в компании, где работает Ке Хау Лу, запрещено использовать смартфоны. Он, к примеру, носит с собой bluetooth-гарнитуру.
Но больше всего наш водитель боится штрафов, которые фиксируют камеры наблюдения, китайские братья астанинского "Сергека".
"В Хэфэе за 2018 год с помощью камер наблюдения оштрафовали водителей на 24 миллиона юаней (1 миллиард 440 миллионов тенге). Камеры на дорогах в Китае появились около 19 лет назад, но в последние годы их стало слишком много. На каждом перекрестке, и по несколько штук. Их, правда, используют не только чтобы фиксировать нарушения водителей, но и для того, чтобы следить за правопорядком в городе".
Уведомления о нарушении ПДД через камеры наблюдения водители получают с помощью сообщений. Но, как признаются сами местные жители, уплата штрафа - процесс крайне сложный.
"Мы боимся штрафов, потому что их сложно уплатить. Вы приходите в полицию, чтобы закрыть штраф, а там его не могут найти в базе. И потом в вашем личном деле остается "черное пятно". А при выдаче кредита в банке сотрудники смотрят ваше личное дело, где указываются все штрафы. И если вы даже не знали про эти штрафы, то вам все равно не выдадут банковский заем", - рассказала жительница Пекина.
Несладко приходиться китайским автолюбителям и в часы пик. К примеру, в 12-миллионном городе Ухань по некоторым улицам в определенные часы разрешается ездить только общественному транспорту.
К примеру, этот дорожный знак предупреждает, что по этой улице с 7.00 до 9.00 и с 16.00 до 19.00 могут ездить только автобусы.
При этом городским общественным транспортом пользуется небольшой процент населения. В частности, пенсионеры и люди, которые не любят метро.
Но такие ограничения в часы пик на дорогах никак не пугают 30 процентов населения, которые используют автомобили.
Учитывая, что по всей территории Китая есть сеть магистральных автодорог, на автомобиле можно комфортно добираться из одного города в другой.
Возможно, поэтому в последние годы в Китае стало модно покупать индивидуальные "домики на колесах"
и бороздить дороги страны.
Тоже, что ли, обзавестись таким домиком... Когда-нибудь...