В последние годы служба здравоохранения Казахстана переживала не самые лучшие времена. За последние десять лет финансирование здравоохранения страны возросло в шесть раз, с 131 миллиарда тенге в 2004 году до 832 миллиардов тенге в 2013 году. Руководству отрасли необходимо доказывать оправданность таких мощных денежных вливаний принятием и реализацией эффективных программ здравоохранения. Главными индикаторами успешности системы здравоохранения страны являются показатели младенческой и материнской смертности, заболеваемости и смертности от распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, рака, диабета и так далее). Руководство Минздрава на всех совещаниях, конференциях, годовых отчетах перед народом и руководством страны, в СМИ рапортует о положительных результатах деятельности министерства.
В последние годы служба здравоохранения Казахстана переживала не самые лучшие времена. За последние десять лет финансирование здравоохранения страны возросло в шесть раз, с 131 миллиарда тенге в 2004 году до 832 миллиардов тенге в 2013 году. Руководству отрасли необходимо доказывать оправданность таких мощных денежных вливаний принятием и реализацией эффективных программ здравоохранения. Главными индикаторами успешности системы здравоохранения страны являются показатели младенческой и материнской смертности, заболеваемости и смертности от распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, рака, диабета и так далее). Руководство Минздрава на всех совещаниях, конференциях, годовых отчетах перед народом и руководством страны, в СМИ рапортует о положительных результатах деятельности министерства.
Углубленный анализ данных, к которым апеллирует Минздрав в своих докладах, показывает, что рисуемая ими картина успешной работы министерства далеко не отражает реальность. Так, материнская смертность на 100 тысяч человек в 2012 году, через два года после запуска Программы "Саламатты Казахстан", по данным ТОО "Мединформ", составила 13,5, а по статистике ВОЗ (за 2013 года) почти в два раза больше, то есть 26. Младенческая смертность (на тысячу новорожденных), соответственно, 13,48 и 17, смертность от болезней системы кровообращения 256,7 и 650, онкозаболеваний 105,32 и 172. Исходя из желания показать свою деятельность в лучшем свете, министерство приводит только собственные статистические выкладки ("Мединформ"), которые резко отличаются от показателей ВОЗ, со стандартами которой сверяют свои индикаторы развития все страны мира. При этом ведомство, совершенно не придерживаясь европейских критериев оценки, уверенно рапортует, что Казахстан по показателям младенческой смертности, заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения к 2020 и 2028 годам достигнет уровня стран Евросоюза, что, естественно, вызывает не только недоумение, но и недоверие населения к службе здравоохранения страны.
В поисках причин такого беспрецедентного в мировой практике обвала показателя смертности от болезней системы кровообращения населения Казахстана в 2011 году, через год после принятия государственной Программы "Саламатты Казахстан", с 403,99 до 308,8 на 100 тысяч населения, и так заниженного по сравнению со статистикой ВОЗ, сталкиваемся со статистической выкладкой по смертности от старости, которая возникла в виде новой колонки, показатели в которой резко возросли в 2011 году с 83,23 до 147,2, и в 2012 году - до 170,2. Получается какая-то мистика: смертность от болезней системы кровообращения только за один год уменьшается на 1000 человек, и на столько же увеличивается смертность от старости. Вот и гадай, каким образом произошло снижение смертности от болезней системы кровообращения.
На совещании Координационного совета 25 августа 2011 года руководство министерства без ссылки на источник доложило, что "международный опыт показывает, что у физически активных людей снижается риск смерти от ишемической болезни сердца и инсульта на 50 процентов, перелома бедренной кости - на 30-50 процентов, повышенного артериального давления - на 30 процентов, рака ободочной и прямой кишки - на 40-50 процентов, сахарного диабета второго типа - на 20-60 процентов, избыточной массы тела - на 50 процента, развития функциональных ограничений в более поздний период жизни - на 25-50 процентов". Эти показатели зашкаливают за пределы разумного в 10 раз, превышая научно доказанные цифры, не говоря уже о фрагментарном подходе к решению проблемы снижения риска смертности, не учитывающем другие факторы.
Между тем анализ причин смертности, проведенный в ведущих научных центрах Америки и Европы, авторитет которых в научном мире безупречен, показывает другие результаты. Так, по материалам Американской медицинской ассоциации 2011 года, здоровое питание, регулярная физическая активность, отказ от курения приводят к снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 40 процентов, и заболеваемости - на 35 процентов. По данным британских ученых (Оксфорд, 2000), кардиоваскулярные заболевания, непосредственно связанные с нарушениями питания, являются причиной каждой второй смерти. Между тем самый большой эффект в снижении смертности от ССЗ дает здоровый рацион питания на 24 процента, контроль артериальной гипертонии - на 20 процентов, отказ от курения - на 12 процентов, а вот физическая активность - лишь на пять процентов.
Как видно из вышеизложенных материалов авторитетных мировых исследовательских центров, определяющую роль в управлении здоровьем играет питание. Его влияние значительно превосходит воздействие всех других факторов даже в их совокупности. Здесь как раз впору отметить, что Минздрав на всех совещаниях, заседаниях, отчетах перед руководством и общественностью ни разу не упоминал о существовании проблемы питания как фактора, имеющего отношение к здоровью, как основного фактора предотвращения неинфекционных заболеваний. А из годовых отчетов по деятельности министерства перед руководством страны, руководителями здравоохранения областей полностью исключает материалы по здоровому питанию. Взамен проблем питания они возвели в ранг ведущих факторов предупреждения заболеваний и смертности физическую активность и борьбу с табакокурением, которые гарантированно обеспечиваются ежегодным государственным финансированием на постоянной основе в объеме, почти в 10 раз большем, чем выделяется на решение проблем питания.
Тем временем для оценки бремени болезней ВОЗ в 2005 году ввела показатели DALY, по которым из 136 миллионов потерянных лет здоровой жизни для более 56 миллионов лет важнейшими являлись пищевые факторы. А на потерю еще 52 миллионов лет здоровой жизни влияют факторы, также связанные с питанием, что в сумме составляет 108 миллионов лет здоровой жизни. На другие факторы, включая здоровый образ жизни, приходится еще 28 миллионов лет. В сумме факторы, связанные с питанием, составляет 80 процентов, а остальные, включая физическую активность, - 20 процентов. По заключению британского экономиста Мак Кюнина, в распространенности туберкулеза, по сравнению с войнами, природными катаклизмами, промышленной революцией, применением антибиотиков наибольшая степень ответственности ложится на факторы питания.
Генеральный директор ВОЗ Харлем Брунтланн в мае 2008 года на ассамблее ВОЗ, на основании анализа данных мировых экспертов по всему миру, сделала заключение, что более 60 процентов смертности в мире напрямую связаны с неправильным питанием. Казахстан, к сожалению, является единственной страной в мире, где здравоохранение, благодаря субъективно-фрагментарному подходу в борьбе за снижение заболеваемости и смертности ориентирована на второстепенные факторы. Тем самым вся система ввергается в заблуждение, и будучи оторванной от реальности становится совершенно некомпетентной в решении важнейших задач здравоохранения.
Сегодня проблема ожирения во всем мире является чрезвычайно актуальной, так как несет в себе серьезнейшие угрозы не только для здравоохранения, но и для человеческого развития в целом. Ее можно предотвратить, но для этого необходим масштабный комплекс мер, координируемый на государственном уровне. Понимая злободневность проблемы ожирения, мировые правительства объединяют усилия в борьбе с ожирением, чему я стал свидетелем на международной министерской конференции в Вене, посвященной проблеме питания при детском ожирении, куда съехались делегаты из 51-й страны европейского региона во главе с министрами здравоохранения. А что Казахстан? Минздрав РК направил туда только заместителя начальника управления, который не имеет отношения к проблеме ожирения, продемонстрировав тем самым степень своей заинтересованности в решении этой остро стоящей во всем мире и в Казахстане проблемы.
Железодефицитная анемия и йододефицит, будучи широко распространенными в РК и в центральноазиатских республиках, приводят к задержке физического и умственного развития детей, увеличивают смертность младенцев и матерей, распространенность инфекционных заболеваний, ухудшают трудоспособность человека, чем наносят колоссальный ущерб экономике и благополучию населения. С целью их искоренения Казахская академия питания (КАП) как центр, сотрудничающий с ВОЗ, разработала целевые рекомендации, которые приняты на уровне законов и реализуются на практике во всех этих странах. И только в Казахстане инициированный КАП закон, одобренный Президентом и вошедший в Кодекс о здоровье народа еще в 2009 году, до сих пор не работает. Ответственный за его реализацию Минздрав самоустранился, и выделенные государством средства для фортификации продуктов питания, 400 миллионов тенге, были возращены в бюджет.
Данное еще в 2008 году Президентом прямое поручение Минздраву РК - "Разработать долгосрочную государственную политику в области здорового питания, витаминизации и обогащения продуктов питания микроэлементами на период до 2020 года", проект которой КАП подготовила дважды, в 2009 и 2011 годах, также осталось невыполненным.
В кругу моих коллег, организаторов здравоохранения есть полное понимание и единодушие в оценке сложившейся ситуации в здравоохранении. Многие из них занимают руководящие посты в областных подразделениях Министерства здравоохранения, руководят научно-исследовательскими институтами и крупными больницами. Все они напрямую зависят от финансирования из центра, от дотаций из государственного бюджета. В силу своего зависимого положения, ради сохранения рабочих мест для своих коллективов, они порой вынуждены говорить не то, что думают. Минздрав сосредоточил всю власть в своих руках, полностью контролирует все денежные средства, выделяемые на здравоохранение. Хотя, может, и найдется кто-то, кто искренне поддерживает совершенно далекие от реальности положения. Что же поделать, такова была ситуация. Здравоохранение - это та область государственной деятельности, которая как никакая другая нуждается в постоянной коррекции со стороны науки, в критическом осмыслении и непосредственном вкладе ученых в дела здравоохранения. Но у нас же, как видно из вышеперечисленных фактов, мы этого совершенно не видим и не слышим.
Излагая свое видение ситуации, сложившейся в службе по охране здоровья в нашей стране, я ничего нового не говорю, никаких открытий не совершаю. Я всего лишь апеллирую к общеизвестным научным фактам. Это лишь моя точка зрения и интерпретация, основанная на научно выверенных объективных фактах. Она, возможно, звучит пессимистически, потому что мы отдалились от объективных реалий нашего здравоохранения настолько далеко, что наступила угроза утраты ориентиров его дальнейшего развития. Возникает ощущение, что наше здравоохранение в результате субъективного фрагментарного подхода заблудилось, и сама система предстает как некомпетентная. Остается надеяться на новое руководство объединенного Министерства здравоохранения и социального развития, которое, вступая в новую должность, определило проблему первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) как главное стратегическое направление для развития системы здравоохранения, взяло курс, обозначенный еще в "Великой Хартии мирового здравоохранения", сформулированной на Алма-Атинской международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ в 1978 году и принятой к действию службами здравоохранения во всем мире.
Торегельды Шарманов, президент Академии питания, лауреат Всемирной организации здравоохранения, обладатель медали Фонда Леона Бeрнapa за выдающийся вклад в мировое здравоохранение, а в прошлом министр здравоохранения Казахской ССР.