25 декабря произошло крушение пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавшего рейсом AHY8243 по маршруту Баку — Грозный. Что известно на данный момент - в материале Tengrinews.kz.
25 декабря произошло крушение пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines, следовавшего рейсом AHY8243 по маршруту Баку — Грозный. Что известно на данный момент - в материале Tengrinews.kz.
Воздушное судно Embraer ERJ-190, рассчитанное на перевозку 106 пассажиров, подало сигнал "чрезвычайная ситуация" над Каспийским морем и пыталось совершить посадку в Актау. Однако попытка завершилась катастрофой. На борту находились 69 человек.
Хронология событий
Самолет вылетел 25 декабря в 08:49 по времени Астаны из аэропорта Баку в Грозный на 11 минут раньше запланированного времени.
Пролетая над Каспийским морем экипаж подал сигнал "чрезвычайная ситуация" (squawk 7700).
Из-за густого тумана в Грозном самолет сначала перенаправили в Махачкалу, а затем в Актау.
В 11:00 по местному времени от диспетчера аэропорта Актау в Департамент по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области поступила информация о том, что воздушное судно Embraer 190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines объявило аварийную ситуацию и запросило посадку в аэропорту Актау. Ожидаемое время посадки было назначено на 11:25.
Однако в 11:30 поступила информация о крушении самолета в 3 километрах от аэропорта.
К месту происшествия сразу направили силы МВД, МЧС и Нацгвардии, а также 14 бригад скорой помощи. На месте крушения создали республиканский штаб. Всего задействовали 288 человек и 65 единиц техники. Позже число спасателей увеличили до 430 сотрудников личного состава и 80 единиц техники.
Почти сразу заработала горячая линия:
-
в Командном центре Астаны: 8-7172-55-96-21, 55-96-83;
-
в ДЧС Мангистауской области: 8-7292-31-90-91.
Спасатели ликвидировали пожар и приступили к обследованию обломков. Тогда же появились первые кадры с места трагедии. Официальная причина будет объявлена после завершения расследования.
Возможные причины катастрофы
По предварительным данным, самолет столкнулся со стаей птиц, что могло стать причиной аварии. Ранее сообщалось о густом тумане в Грозном, который повлиял на изменение маршрута: самолет перенаправили сначала в Махачкалу, затем в Актау.
Однако позже некоторые СМИ сообщили, что на борту взорвался баллон с кислородом, Embraer потерял рулевое управление и упал, когда лететь до аэропорта Актау оставалось менее 3 минут.
Официального подтверждения ни одной из версий пока нет.
Оперативные действия и расследование
По факту катастрофы создана межведомственная следственно-оперативная группа под руководством Генеральной прокуратуры Казахстана. В ее состав вошли специалисты транспортной прокуратуры, МВД и МЧС. Расследование находится на особом контроле генерального прокурора.
На месте происшествия работает главный транспортный прокурор. Обстоятельства трагедии уточняются, а спасательные работы продолжаются.
Жители Актау откликнулись на помощь и отправились сдавать кровь пострадавшим в результате крушения самолета. Актаусцы начали приходить в местный Центр крови для участия в процедуре забора крови. Это вызвало большую благодарность граждан Азербайджана.
Данные о пассажирах и экипаже
По информации МЧС Казахстана, на борту находились:
- 42 гражданина Азербайджана;
- 16 граждан России;
- 6 граждан Казахстана;
- 3 гражданина Кыргызстана;
- две неустановленные женщины с невыясненным гражданством. Одной около 32 лет, второй около 40 лет.
Всего 69 человек вместе с экипажем.
По данным AZAL, на борту находились пять членов экипажа: Кшнякин Игорь, Кальянинов Александр, Алиева Хокума, Асадов Зульфугар и Рагимли Айдан.
Ранее авиакомпания Azerbaijan Airlines также опубликовала полный список пассажиров.
Для родственников пассажиров авиаперевозчик открыл горячую линию:
- (+994) 12 5048280;
- (+994) 12 5048202;
- (+994) 12 5048203.
Список выживших пассажиров
Среди выживших - граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое.
Полный список можно найти здесь.
По словам детского омбудсмена Динары Закиевой, среди выживших есть дети - девочки 2013 и 2008 годов рождения. Им оказывают необходимую помощь. Обе не являются гражданками Казахстана.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил свои соболезнования семьям погибших в результате авиакатастрофы самолета компании Azerbaijan Airlines, выполнявшего рейс из Баку в Грозный. Пост с обращением главы государства появился в его официальном Instagram-аккаунте. Напомним, вчера Алиев отпраздновал день рождения, а сегодня собирался участвовать в традиционном предновогоднем неформальном саммите лидеров СНГ в Санкт-Петербурге. Узнав о трагедии, он вернулся в Баку. 26 декабря в Азербайджане объявлен траур.
Чуть позже Президент Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования в связи с крушением самолета в Актау.
"Разделяя горечь невосполнимой утраты, выражаю искренние соболезнования Вам, близким и родным погибших, а также всему народу Азербайджана. По моему поручению правительством Казахстана создана государственная комиссия, которая принимает необходимые меры в рамках спасательной операции, а также окажет в дальнейшем необходимую поддержку азербайджанской стороне", – говорится в телеграмме.
В сети также появилась информация, что сотрудники аэропорта Гейдар Алиев разбирают новогоднюю елку, установленную в здании. Как отмечают азербайджанские СМИ, это связано с трауром по случаю гибели людей в авиакатастрофе.
Что известно об упавшем самолете Azerbaijan Airlines
Воздушное судно, потерпевшее крушение близ Актау, это Embraer ERJ-190, двухмоторный реактивный самолет, широко используемый для коротких и средних маршрутов. Самолеты производит бразильская компания. Модель ERJ-190 (E190) рассчитана на перевозку от 98 до 108 пассажиров в зависимости от конфигурации салона. Данные самолеты могут выполнять полеты дальностью до 4500 километров.
Согласно данным Flightaware, воздушное судно вылетело из аэропорта на 11 минут раньше запланированного времени. На высоте крейсерского полета над Каспийским морем самолет подал сигнал "чрезвычайная ситуация" (emergency squawk 7700).
Текст подготовила Томирис Шарип
Фото Иса Таженбаев, Ерлан Джумаев, Экспедиция +362 / Tengrinews.kz