В течение трех месяцев, с июня по август, Карим Масимов разъезжал по регионам Казахстана, ближнему и дальнему зарубежью, как будто участвуя в соревнованиях по триатлону. Причем во время этих поездок или в перерывах между ними премьер-министр действительно совершал пробежки, ездил на велосипеде, разве что только не плавал. Хотя, кто знает.
В течение трех месяцев, с июня по август, Карим Масимов разъезжал по регионам Казахстана, ближнему и дальнему зарубежью, как будто участвуя в соревнованиях по триатлону. Причем во время этих поездок или в перерывах между ними премьер-министр действительно совершал пробежки, ездил на велосипеде, разве что только не плавал. Хотя, кто знает.
Иногда, помимо велосипеда, он использовал в качестве транспорта вертолет, электромобиль, а в особых случаях даже лошадь.
На днях на странице Масимова в Instagram появился ролик, подводящий итог поездкам премьера.
"Почти 35 часов полета, 28 тысяч километров, 40 городов и сел, 158 предприятий и объектов, встреч и совещаний", - подытожила пресс-служба главы правительства рабочие поездки своего шефа на протяжении июня-августа текущего года.
Чем же занимался Карим Масимов все это время, и для чего нужен был этот затяжной марафон.
Как уверяет он сам, главная цель всех этих передвижений - ознакомиться с реальной социально-экономической ситуацией на местах, оценить уровень жизни населения, а еще уровень общественной безопасности. О том, что премьер поедет по регионам смотреть, как осуществляется безопасность в аэропортах, он лично рассказывал на заседании правительства. И судя по отчетным видео в Instagram, он этим и занимался.
"Когда Вы высыпаетесь?" - интересовались подписчики страницы премьера, просматривая очередной ролик о поездке главы правительства.
"Вот и я о том же. Мне кажется, он не спит, столько всего успевает! Слышала, что министр культуры и спорта говорил о том, что он (премьер-министр) каждый день просыпается в 6 утра и на пробежку, так что "кто рано встает..." - рассуждали между собой интернет-пользователи.
Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы действительно рассказал по секрету о том, что все эти месяцы, даже находясь в регионах, Карим Масимов каждый день делал пробежку в 6 утра. Впрочем, это сам премьер подтвердил, выложив в Instagram видео своей утренней пробежки, находясь с визитом в Монголии.
Из зарубежных поездок Масимов вновь возвращался в регионы Казахстана. Всего он посетил 118 промышленных производств и социально-значимых объектов в 40 городах и населенных пунктах всех 14 областей и двух мегаполисов (Астаны и Алматы).
Завершив это турне, он сделал главный вывод - негативные явления в экономике, вызванные внешними шоками последних двух лет, стабилизировались, а также созданы базовые условия для возобновления экономического роста и обеспечения его устойчивости. Это все благодаря реализации антикризисной политики, государственной программы "Нурлы жол" и Плана нации, считает премьер.
Глава правительства говорит также, что казахстанская экономика в целом адаптировалась к новой мировой реальности. Несмотря на сложность задач, по его мнению, регионы стали эффективнее использовать новые возможности для обеспечения устойчивости экономики и социальной сферы.
Масимов сделал вывод, что большинство населения по-прежнему доверяет государственной власти и уверено в своем будущем.
"Доказательством этого являются не только результаты масштабного соцопроса, проведенного накануне поездки в регионы (62 процента опрошенных уважают власть и доверяют ей в целом, 74 процента уверены в своем будущем), но и мои личные беседы на 25 встречах с представителями деловых и экспертных кругов, трудовых коллективов, врачей, учителей, ветеранов труда, аксакалов, молодежи и сельчан", - сообщил Масимов.
Но не все так сладко. По результатам рабочих поездок Масимов отметил для себя ряд текущих и системных проблем.
Так, на выездном совещании по вопросам развития горно-металлургического комплекса в Темиртау говорилось о сокращении объемов добычи и снижении цен на продукцию.
В качестве поддержки правительство будет продолжать принимать меры по снижению затрат на транспортные расходы, налогово-таможенному стимулированию экспорта продукции, предоставлению льготных тарифов на электроэнергию.
При этом всем собственникам предприятий и заинтересованным сторонам государство объявило требования: сохранение рабочих мест и повышение производительности труда.
Есть проблемы и в отечественном машиностроении. По итогам семи месяцев в отрасли наблюдается снижение на 23,4 процента. Это объясняется снижением производства в секторах автомобилестроения и ремонта машин и оборудования.
При этом в последние месяцы наметился рост, который будет поддерживаться со стороны правительства.
На встрече с автопроизводителями Масимов обсудил вопрос возможного перехода на производство автомобилей, работающих на альтернативном топливе (электричестве, водороде).
Впрочем, электромобили в Казахстане собирать уже начали. На такой машине уже даже успел проехать глава правительства. Ролик об этом тоже был размещен в Instagram. В Костанайской области ТОО "СарыаркаАвтоПром" рассчитывает к 2020 году наладить серийное производство электромобилей. На производственной базе этой компании уже собрано пять электромобилей крупноузловой сборкой.
В Восточно-Казахстанской области АО "Азия Авто Казахстан" ведет совместно с Транснациональным Альянсом "Renault-Nissan-Acrobat" строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. "Правительство сконцентрируется на расширении мер господдержки таких проектов нового поколения и на создании соответствующей инфраструктуры в регионах", - заявил премьер.
Одна из самых серьезных проблем на сегодня - нефтегазовая отрасль. На сегодня в стране наблюдается снижение объемов добычи нефти, связанное с дестабилизацией мирового рынка углеводородов. Так, за январь-июль текущего года добыто 45,4 миллиона тонн нефти (96,6 процента к аналогичному периоду 2015 года), план добычи нефти на 2016 год - 75 миллионов тонн (в 2015 году добыто 79,5 миллиона тонн нефти).
Тенденция снижения объема добычи нефти привела к сокращению численности работников отрасли.
В пяти нефтегазодобывающих областях страны на сегодня высвобождены более 2,5 тысячи человек, более восьми тысяч отправлены в отпуска без сохранения заработной платы или в режим неполного рабочего времени.
Перед руководством "Тенгиз Шевройл", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг", "Норт Каспиан Оперейтинг Компани" и Казмунайгаза Масимов поставил вопросы трудоустройства высвобождаемых работников и вовлечения нефтесервисных организаций в проекты расширения Тенгизского и Карачаганакского месторождений, а также Кашаган.
Расширение проекта Тенгиз обеспечит создание более 20 тысяч рабочих мест, а также увеличение объема добычи нефти на 12 миллионов тонн. Прогнозный срок ввода в эксплуатацию новых объектов - 2022 год.
Расширение проекта Карачаганак предусматривает бурение новых и капитальный ремонт существующих скважин, строительство объектов по подготовке газа, что также создаст новые рабочие места.
По проекту Кашаган восстановительные работы ведутся по графику. Возобновление добычи начнется в октябре текущего года.
"Нефть Кашагана будет хорошим подарком к 25-летию независимости", - написал в своем Instagram Масимов.
Кроме того, во время региональных поездок он проинспектировал ход модернизации всех трех отечественных НПЗ. Модернизация Атырауского НПЗ будет завершена в текущем году. В 2017 году - Павлодарского и Шымкентского заводов.
С нетфтяного вопроса Масимов переключался на аграрный. Он посещал сельхоз предприятия, встречался с фермерами.
Кажется, что поток этих поездок и встреч не прекращался. При просмотре многочисленных видеороликов-отчетов в глаза бросилось название крестьянского хозяйства - "Пахарь". Можно было бы такое определение присвоить и самому премьеру, впрочем, читатели ему дали другое прозвище.
"Реально ironman, столько работает, а выглядит всегда свежим как огурчик", - написал кто-то из подписчиков.
"Железным человеком" Масимова назвали по аналогии с триатлонистами, которые, не жалея себя, преодолевают нечеловеческие дистанции.
"Что за часы у него на руках", - заинтересовался кто-то из читателей.
Но вернемся к сельскому хозяйству. В целом по стране прогнозируется урожай не ниже уровня прошлого года - порядка 17 миллионов тонн, что позволит обеспечить внутреннюю потребность страны в зерне и экспортный потенциал порядка 7-7,5 миллиона тонн. Вместе с тем Масимов отметил, что применяемый механизм субсидирования сельхозпроизводства имеет ряд недостатков, влияющих на эффективность использования бюджетных средств. Поэтому возникает необходимость выработки дифференцированного нового механизма господдержки производства приоритетных культур с учетом специфики каждого региона и субсидирования конечной продукции.
Посещая регионы, Масимову пришлось признать, что антикризисные меры и обеспечение макроэкономической устойчивости экономики сопровождались объективным ростом цен на продукты, товары и услуги и, как следствие, снижением уровня жизни людей.
Акимам Астаны, Алматы, Карагандинской, Мангистауской, Восточно-Казахстанской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Актюбинской областей, которые допустили рост индекса потребительских товаров, продовольствия и платных услуг, поручено взять под контроль вопрос недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен на вверенных территориях.
В то же время акимам Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Актюбинской и Карагандинской областей, где произошло снижение уровня реальных денежных доходов, поручено применить все имеющиеся рыночные инструменты для расширения доли недорогих, но качественных отечественных товаров и продуктов питания.
Масимов отметил, что ключом к поддержанию уровня жизни на нынешнем этапе восстановления экономического роста является обеспечение продуктивной занятости.
Особо этот вопрос рассматривался в трудоизбыточных Кызылординской, Атырауской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях (в них высока доля официально зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения), а также в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях, где наблюдается нехватка рабочей силы.
В целях выработки необходимых решений в СКО проведено отдельное совещание по вопросам занятости и трудовой мобильности. По итогам обсуждений выявлен ряд сдерживающих факторов (вопрос жилья для переселенцев, социальной адаптации), по которым предлагается принять комплекс дополнительных мер по внутренней миграции и рациональному расселению людей.
В настоящее время уполномоченным органом прорабатываются необходимые предложения, для рассмотрения которых также будет проведено отдельное заседание правительства.
Еще один пункт в поездках Масимова - встречи с молодежью. Селфи с премьером и показательные выступления брейкдансеров - это, конечно, хорошо, но на самом деле, как оказалось, молодость в Казахстане не такая уж и беззаботная.
Стабильно высокой остается доля молодежи NEET (нигде не работающая и не обучающаяся молодежь) в следующих областях: Мангистауской - 15,1 процента, Карагандинской - 14,1 процента, Кызылординской - 14,1 процента, Жамбылской - 12,1 процента. Эту категорию NEET ежегодно пополняют примерно 150 тысяч незанятых молодых людей (в том числе более 20 тысяч выпускников школ, 70 тысяч отчисленных и 60 тысяч нетрудоустроенных выпускников колледжей и вузов).
Незанятость - основная причина высокого уровня молодежной преступности, заявил премьер. За последние пять лет она выросла на 17 процентов, в основном за счет роста имущественных видов преступлений.
Акимам всех этих регионов поручено совместно с уполномоченными структурами принять необходимые меры для решения всех этих проблем.
Кроме того, в южных регионах страны из-за высокой рождаемости по-прежнему не хватает школ и детских садов.
"Для решения проблемы дефицита ученических мест и сохранения приспособленных, саманных и трехсменных школ министерствам образования и науки, финансов поручено внести предложения по вопросу выделения из республиканского бюджета средств на строительство новых 66 школ и из средств местных бюджетов - 139 школ", - заявил Масимов.
Всем этим поездкам премьер-министр подвел своеобразный итог, приняв участие в астанинском марафоне, который прошел 4 сентября. Все это время, находясь в разъездах, глава правительства параллельно с работой не переставал готовится к своему забегу на 21,1 километра. Как известно, эту дистанцию премьер-министр пробежал с хорошим настроением.
Вряд ли кто-то из участвовавших в тот день в марафоне мог предположить, что бежит с будущим главой КНБ.