В Нур-Султане завершилось разбирательство по делу в отношении 14 казахстанцев, возвращенных из Сирии. 11 декабря судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам огласил приговор. Подсудимые получили от 8 до 14 лет лишения свободы.
В Нур-Султане завершилось разбирательство по делу в отношении 14 казахстанцев, возвращенных из Сирии. 11 декабря судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам огласил приговор. Подсудимые получили от 8 до 14 лет лишения свободы.
На прошлой неделе, перед тем как судья удалился в совещательную комнату для вынесения решения, подсудимые выступили с последним словом. Они говорили о раскаянии, благодарили за возвращение в страну и просили не судить строго. Их выступления растянулись на два дня. Tengrinews.kz приводит некоторые слова фигурантов дела.
"Знаете, он просто очень доверчивый. Поэтому с ним все это произошло. Раньше, когда он в мечеть ходил, он часто домой то бездомного приведет, то еще кого-то. Накормит, одежду даст. Ну вот такой он добрый и доверчивый. Просто он обманулся..." - рассказывал на прошлых заседаниях пожилой мужчина, сына которого судили.
Разговор мужчины с журналистами завязался, пока все ждали прихода судьи на очередное заседание. Отец подсудимого вместе с женой занял место напротив сына. Тот находился за перегородкой и часто смотрел через нее то на отца, то на мать. Женщина показывала фото его детей. У 33-летнего подсудимого их шестеро.
В это же время в первом ряду сидела пожилая женщина. Глядя на монитор, по которому показывали ее сына, она то тяжело вздыхала, то плакала. Ее 34-летний сын парализован и в судебном процессе участвовал по видеосвязи из камеры СИЗО.
В 2014 году Ермухан Айыпкалиев отправился в Сирию. Через три года оказался под обстрелом, получил ранение. Осколок снаряда попал ему в спину. С тех пор он не может ни ходить, ни сидеть, ни самостоятельно себя обслуживать. Мужчина признался, что давно раскаялся и уже получил тяжкое наказание.
"Один подследственный согласился за мной ухаживать, но его перевели, и он не может приходить в СИЗО. Начальник учреждения говорит, что нет людей, кто бы мог ухаживать за мной. А других подследственных он не может заставить, чтобы они убирали за мной. Так и лежу... Я как живой труп, работает только голова и сердце", - заявил ранее подсудимый.
"Уважаемый суд, у меня нет здоровья, чтобы 12 лет сидеть в тюрьме. Лучше приговорите меня к смертной казни. Больше мне нечего сказать", - добавил ранее он.
Больше месяца длилось судебное разбирательство в отношении 14 казахстанцев. В материалах следствия отмечалось, что фигуранты дела, находясь в Сирии, пропагандировали терроризм, состояли в рядах террористической организации ДАИШ, запрещенной в Казахстане. Некоторые из подсудимых обвинялись по статье "Возбуждение социальной, национальной или религиозной розни".
Справа на фото тот самый подсудимый, который, по словам его отца, оказался в Сирии по своей наивности и доверчивости. Во время последнего слова Жансегиров рассказал свою версию произошедшего.
"Все, что со мной произошло, для меня стало уроком на всю жизнь. Несколько лет назад я увидел в Интернете обращения людей, которые призывали к помощи, поэтому я отправился в Вазиристан (территория между Пакистаном и Афганистаном), а в последующем - в Сирию. Отправляясь на помощь к одним людям, я не подумал о своих близких, родителях. Подверг опасности свою жену и детей. Это моя ошибка", - заявил Жансегиров.
Ранее в суде показали его фото. Казахстанец с автоматом Калашникова в руках сфотографировался на фоне лежащих на земле отрубленных голов людей. Тот снимок был сделан в Сирии после вооруженных столкновений, когда члены ДАИШ казнили четырех мужчин, потерпевших поражение в бою. Головы убитых специально бросали на улицах города для устрашения местного населения.
"Мы тогда проходили мимо. Стояла большая толпа людей и фотографировалась на том месте (...) Мне дали приказ, чтобы я тоже так сфотографировался", - сказал ранее в суде Жансегиров.
Его отец сообщил журналистам, как однажды увидел своего сына по телевизору. В новостях рассказывали о видеоролике экстремистского содержания с участием казахстанцев. Среди них мужчина узнал своего сына, держащего в руках оружие. Тогда стало понятно, что его старший сын не на заработках в Алматы, а на войне в Сирии.
"Однажды в Сирии прогремел взрыв. Я и еще 10 человек стояли недалеко от этого места. Все, кто был рядом со мной, погибли. Я один выжил. Тогда я поставил точку, решив вернуться домой. Мы искали дорогу назад, но это было непросто. Не было ни возможности, ни денег. Мы могли в любой момент подорваться на минах, что и произошло со многими людьми, кто был тогда с нами", - рассказал Аманжол Жансегиров, для которого прокуроры ранее запросили 12 лет лишения свободы.
Это Абзал Амангельды. Он самый молодой из всех фигурантов дела. В 2015 году, когда ему было 17, вся его семья отправилась в Сирию. Там, по версии следствия, они примкнули к так называемому казахскому джамагату в ДАИШ.
Молодой мужчина стал третьим из членов семьи, кого осудили за участие в террористической деятельности. "Я признаю вину и во всем раскаиваюсь. Сейчас тяжелее всех моей матери. Потому что отец погиб в Сирии, моего брата и сестру уже осудили. Сестре пять лет дали, брату шесть. Мы все поехали туда по наставлению отца. Он говорил, что меня никто уважать не будет, если я не поеду. Если бы я знал, что меня ждет, я бы не поехал и не сидел бы сейчас тут", - обратился к суду Абзал Амангельды.
Не назначать больших сроков просили все фигуранты дела. В последней речи перед судом они говорили о прощении, благодарили за возвращение и призывали казахов, находящихся сейчас в Сирии, возвращаться домой. Большинство из осужденных прожили в чужой стране по пять-десять лет.
"Сейчас наши женщины, дети в безопасности: в тепле, сыты, рядом со своими родственниками. То, что для нас сделали (вернули в Казахстан в рамках спецоперации "Жусан"), я никогда не забуду. Находясь в Сирии, я навредил только самому себе. Стал инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Примерно в два года мой старший сын потерял свою мать. Он сейчас лишен материнской ласки, потому что она погибла в Сирии", - обратился к суду еще один подсудимый.
Речь всех подсудимых выслушали до конца, не прерывая. В зале суда царила тишина, и лишь изредка слышалось, как тяжело вздыхала и всхлипывала мать одного из подсудимых.
"Искали то, чего нет в мире". Вернувшихся из Сирии казахстанцев допросили в суде
Судебный процесс по резонансному делу проходил в спецучреждении ЕЦ 166/10, это колония-поселение. Она расположена в черте Нур-Султана.
На территории колонии, как и в самом зале судебного разбирательства, были усилены меры безопасности.
Как известно, в начале этого года КНБ в рамках операции "Жусан" вернул из Сирии 595 казахстанских граждан. Среди них было более 400 детей. По официальным данным, в период с 2012 по 2015 годы завербованные казахстанцы чаще всего уезжали в Афганистан, Ирак и Сирию. При этом точных данных, сколько человек туда уехало, нет.
Вернувшимся из Сирии казахстанцам вынесли приговор
11 декабря, в назначенное время, фигурантов дела доставили в суд на оглашение приговора. Все подсудимые уже были без бород и коротко пострижены.
Подготовила Асель Сатаева.