ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
28 ноября 2024 | 06:20

“Любой таксист скажет: “Ой, ничего у нас нет“. А я знаю, что есть“. Интервью с Жанией Аубакировой

Светлана Антонова Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Как распознать талант? Где новые имена нашей классической музыки? В гостях у Tengrinews.kz побывала легендарная пианистка и народная артистка Казахстана, основательница авторской школы, воспитавшая целую плеяду молодых музыкантов, Жания Аубакирова.


Иконка комментария блок соц сети

Как распознать талант? Где новые имена нашей классической музыки? В гостях у Tengrinews.kz побывала легендарная пианистка и народная артистка Казахстана, основательница авторской школы, воспитавшая целую плеяду молодых музыкантов, Жания Аубакирова.

- Жания Яхияевна, что для вас музыка сегодня? Как она определяет вашу жизнь после десятилетий на сцене?

- Для нас, музыкантов, музыка дает ощущение счастья и большой защиты. Это то, чем мы живем, дышим. Мы даже не задаем себе вопрос: "Что такое музыка?" Она для нас все… Правда, иногда бывают периоды, когда как будто музыка отдаляется от тебя или ты сам не можешь приблизиться… Я сейчас, например, проживаю очень приятный период: хорошо себя чувствую, играю концерты. По отношению публики, по своим отношениям с роялем чувствую, что я в каком-то хорошем приближении к музыке.

- Какой момент в вашей карьере вы считаете самым значимым с точки зрения вашего личного роста?

- Я давно заметила за собой, что никогда не стремилась к каким-то целям, меня всегда интересовал процесс. И я никогда не знаю, что меня ожидает. Вот, например, когда я ехала в Париж на грандиозный пианистический конкурс имени Маргарет Лонг и Жака Тибо (проводится с 1943 года - прим. редакции), то нас всего четыре человека из Советского Союза было: три мальчика и одна девочка. Представляете: 1983 год, я в Париже, одежды, обуви нормальной нет…. Концертное платье мне почему-то в театре Моссовета шили, это было по просьбе нашего Министерства культуры.

В то время, как раз перед конкурсом, меня познакомили с потрясающей учительницей музыки из детской музшколы. Она была гениальным педагогом, она показала такие вещи, которые в детстве, в школе мне никогда не обьясняли. Тогда, перед поездкой в Париж, у меня появилось чувство, что надо бы скорее, чтобы конкурс прошел, а я вернулась к новой учительнице за необходимыми мне занятиями. Перед поездкой она напутствовала: "Мне совсем не важно, как ты сыграешь на конкурсе, лишь бы ты в принципе умела играть". А в Москве (Жания Аубакирова училась в Московской государственной консерватории имени Чайковского - прим. редакции) в те годы было очень жесткое обучение. Тебя там "уничтожали" просто, по-хорошему. Сильная школа. И чтобы там выжить, это надо было быть кем-то. Я считаю, что я смогла выжить, выдержать. Но было очень трудно.

И вдруг - Париж. Я так боялась всего. Париж - центр моды, искусств, музыки… И вдруг после второго и третьего туров конкурса за мной стали ходить "толпы" людей, группы фанатов, болея за меня.

А я уже была счастлива от того, что прошла на третий тур, где играла с оркестром Радио Франции, с потрясающим дирижером Филиппом Антремоном в легендарном театре Елисейских полей (Théâtre des Champs-Élysées).

Помню момент, когда на финальной церемонии начали объявлять имена победителей, и вдруг слышу: "Мадемуазель…" У меня был такой взрыв радости. Мне тогда дали целую кучу денег: приз, кроме победы, представлял собой значительную по тем временам сумму во французских франках. Посольство Советского Союза продлило нам пребывание в Париже еще на неделю (Жания Аубакирова получила 2-й Гран-при и специальный приз "За лучшее исполнение произведений современных французских композиторов" - прим. редакции).


Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

- Это был тот конкурс, где вы импровизировали? Должны были сыграть выученное произведение, а потом поняли, что забыли концовку, и начали импровизировать?

- Это тот конкурс, на котором жюри оказалось таким творческим, что оценило мои композиторские способности. Другое жюри могло бы спокойно "выкинуть" сразу за то, что я ошиблась и вместо правильного нотного текста композитора играла свой, то есть на ходу, в моменте, неожиданно для себя импровизировала. Но это новое сочинение, и они оценили мою смелость, мою способность бороться. Я понимала, что за мной на тот момент стоял весь Союз, и я не имела права убрать руки с клавиатуры, начать пробовать снова. До сих пор все внутри дрожит, когда вдруг вспомню, как это было.

Еще я вспоминаю, как после игры встретила члена жюри от СССР Виктора Ересько:

"Ой, Жания, что там было! Там жюри с нотами сидело и вдруг начало туда-сюда листать эти ноты. А потом все закрыли ноты и стали смотреть на тебя. Как в цирке, ты там как в клетке с тигром, что ты собираешься делать, как будешь выкручиваться".

Он сказал, что мне добавили баллов за мою импровизацию. И в таких ситуациях главный вопрос - вопрос твоей нервной системы, как ты выдерживаешь стресс, можешь ли быстро, мгновенно реагировать на нестандартную ситуацию. Это так же, как и в спорте. Нельзя повторить с начала, переиграть. Много разных качеств пианисту нужно, чтобы на сцену каждый раз выходить.

- Давайте поговорим о вашей авторской школе. В своей книге "Вариации на темы" вы написали, что помните каждый день своей жизни того года, когда вы открывали школу. Потому что процесс был непростой, я так понимаю. 1994 год и вообще инициатива открытия вашей школы, конечно, это очень смело.

- Тогда она называлась "Колледж Жании Аубакировой". Но не потому что мне хотелось свое имя дать, а потому что надо было как-то быстро приступать к процессу. И мы никак не могли придумать имя. Еще и совсем не было опыта. Через несколько лет кто-то мудрый мне сказал, что это был правильный шаг, потому что я как бы отвечаю своим именем за это дело. В те годы, видимо, была большая потребность в школах, потому что к нам сразу в первый год пришло 120 учеников. А у нас еще ни современного бизнес-плана, ни материальной базы - ничего не было. Только искреннее желание сделать что-то полезное, помогать талантам в это трудное время. И большая ответственность, ведь люди заплатили нам деньги… Каждый раз, когда вспоминаю о каких-то таких делах в своей жизни, я думаю, что сейчас бы я этого никогда не сделала.

- Что из себя сейчас представляет школа?

- Когда я ушла из консерватории, думала, что в школу никогда не вернусь. А после пандемии, в 2022-2024 годах, школа так стала развиваться, что она теперь меня вдохновляет совершенно по-другому, нежели консерватория. В школе иной образовательный процесс, у нас много молодых педагогов, много взрослых; школа работает на принципах системы самоуправления. Есть много организаций, которые ввели самоуправление и холакратию (система самоуправления, основанная на принципах взаимного доверия, одинаковой ответственности всех сотрудников за результат - прим. редакции). Для меня это сначала вообще непонятно было. Мне казалось, что это какой-то хаос. Но оказывается, это все значительно изменило нас. Мы два года проходили принципы холакратии вместе с одной московской группой "Бизнес со смыслом". В результате эта московская компания теперь нас рекомендует банкам, которые хотят внедрить у себя самоуправление. Представляете? Это какие-то невероятные вещи.

- Ваша школа общеобразовательная?

- С музыкальным уклоном. Я сама выбираю, кого я буду выпускать как специалистов, которые пойдут в консерватории. В нашу, венскую, московскую, Juilliard (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки - прим. редакции). Когда училась в музыкальной школе, я понимала, что нам недостаточно общего образования. Хотя большинство музыкантов это устраивало, мне казалось, что это неправильно, потому что траектория такая, что если ты в музыке не слишком успешен, то уже в другие сферы пойти не сможешь. Потому что не получил нормального образования. А мне хотелось, чтобы и у музыкантов было хорошее образование: и математическое, и культурологическое, IT, языковое…

- Это разные вещи - школа Куляш Байсеитовой и ваша школа?

- Абсолютно разные. Эти школы - специализированная школа имени Ахмета Жубанова - школа-интернат, Байсеитовская - тоже интернат. И мы все оканчивали легендарную Байсеитовскую. Но вот, закончив школу с золотой медалью, я все равно подумала: ну я же не буду делать такую же школу. Наступило новое время, я хочу что-то другое.


Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

- Я, побывав в вашей школе, ощутила, что дети там чувствуют себя очень свободно и очень раскованно...

- Вы знаете, в эту сторону мы сильно развиваемся. Сейчас молодое поколение другое. В наших учениках мы развиваем самостоятельность. Бесполезно сейчас говорить им команды какие-то... Сейчас мы должны обосновывать все, убеждать, почему они должны изучать тот или иной предмет. У нас очень много проектной деятельности, потому что форма урока, когда учитель стоит и единолично вещает, уже не работает. И поэтому большую часть времени мы отдаем на проектную деятельность, на развитие самостоятельных, презентационных, исследовательских навыков.

Дети сейчас сильно взрослые стали. Самое главное, что и родители стали другими, более осознанными в плане образования детей даже на уровне школы. Раньше, в мои годы, так не было. Поэтому сейчас, наверное, я бы не очень хорошо взаимодействовала с родителями, потому что я все-таки местами "олдскульная" дама.

- Как вообще вы распознаете талант?

- Сразу не распознаешь. Талант требует распознавания в течение какого-то времени. Бывают яркие дети, но им не хватает усидчивости, концентрации, каких-то природных способностей. Бывают, наоборот, такие тихие, спокойные, и кажется, что особенных способностей нет. А потом непонятно, откуда что раскрывается. Иногда бывает, что долгое время все кажется безнадежным, а потом выясняется, что это абсолютно другой, одаренный человек.

Знаете, это изумление, это постоянная встреча с чудесами в нашем деле, вот именно в том, что касается музыкального образования. Наши технологии - это вдохновить человека, раскрыть его внутренний потенциал. И для этого не нужны никакие гаджеты, не нужны технологии IT, не нужны какие-то формулы. Ты обращаешься, собственно, к сердцу человека, к его душе. Если ты с добром, если ты искренен по отношению к нему, если тебе он действительно ценен и важен... Такие чудеса случаются. Люди так раскрываются! Это я и в консерватории видела, и со взрослыми, и с малышами, и со средними детками. Никогда не говори "никогда". Мы боимся вообще давать какие-то определения, оценки. Способности всю жизнь могут проявляться. Я помню, моя коллега рассказала мне, что она думала про меня: "Ой, что толку? Бездарная, ничего не получится. Зачем она так много занимается?". Она сказала это, именно поэтому я изменилась. Мне кажется, у меня есть способность меняться. Я не зацикливаюсь, я всегда хочу учиться.

- Насколько успешны ваши выпускники?

- Наши ученики везде: и в медицине, что мне удивительно, и в бизнесе, и в "нефтянке" - прямо на шельфах где-то работают. В "Астана опере". Айгуль Шамшиденова в Венской филармонии работает. Николай Оренинский - в Венском оркестре. Скрипачка Забенова свою школу открыла в Америке... Кто-то в акиматах работает, в различных фондах, кто-то в университетах преподает. Мы все время получаем письма благодарности от КИМЭП, от Нархоза… В Европе у кого-то модельный бизнес, отельный бизнес. Что только они ни делают, чем только ни занимаются и в стране, и за рубежом, на всех континентах, и даже в Австралии! Но самое, что меня греет, что у нас уже династии среди учеников: матушка училась, сыночек учился, и сейчас внуки учатся.

- Главное достояние школы, наверное, все-таки ваши педагоги?

- Педагоги замечательные. Много учителей еще с тех пор, как школа образовалась. И сейчас они основа нашей школы... Сегодня в стране столько делается для образования. Во-первых, зарплаты уже лучше стали, что мотивирует учителей участвовать в разных конкурсах, где-то получать повышение квалификации. У нас очень много молодежи, и они сейчас такие блистательные.


Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

- Как вы оцениваете в целом текущие образовательные процессы в Казахстане как основатель школы и как человек, который руководил консерваторией?

- Конечно, я слышу все недовольство общества образованием. Это уже генеральное такое недовольство. Но, с другой стороны, я знаю, что постоянно идет реформирование. Пусть оно не всегда дает такие быстрые результаты, но разница с того времени, когда я начинала (1994-1997 годы) и сейчас просто колоссальная: материальная база, задачи, которые ставятся, процессы внутренние, прозрачности больше, цифровизация. И ЕНТ тот же, который ругают, все равно что-то создает и меняет. Когда ты внутри находишься, ты видишь, как идет процесс изменений. Когда ты снаружи и не имеешь представления, то тогда это легко критиковать.

Я, вообще, не очень люблю критиковать, когда я не знаю предмета. А люди любят высказывать общее мнение. Известно же, что любой таксист, любой человек на базаре скажет: "Ой, у нас все плохо, ничего у нас нет". А я знаю, что есть. Это трудный путь, это медленный путь. Но есть очевидные результаты.

- Давайте вспомним еще один ваш проект – радио Classic (первая и единственная радиостанция классической музыки в Казахстане, начало вещания - 6 июня 2011 года - прим. редакции). Что с ним случилось?

- Радио Classic - на самом деле мне не хватило сил продолжать, но хватило сил создать его. Но все равно у нашего радио есть своя ниша. Радио слушают, часто благодарят за него. Я там веду еженедельную программу. Там всего пять человек работают и отвечают за всю классику в Казахстане, чтобы в атмосфере страны звучала классическая музыка. Сегодня трудновато. В советское время как будто бы классика была мейнстримом. Все такое приличное, серьезное, глубокое было, такой качественный, с нашей точки зрения, был советский народ, ничего такого из массовой культуры не знал, западные образцы были недоступны. Скучал, конечно, и хотелось урвать что-нибудь из свободного мира, какой-то попсы, но не разрешалось. Железный занавес был. А сейчас же все открылось, и все хлынуло: как хорошее, так и некачественное. И классика стала в одном ряду со всем. Поэтому сейчас, конечно, конкурировать со всем этим сложнее.

- Вчера с коллегами общались и подумали, что давно не было громких имен из Казахстана на мировой арене классической музыки.

- Почему? Алим Бейсембаев (первый лауреат-казахстанец в истории конкурса пианистов в Лидсе - прим. редакции). Он сейчас в Лондоне прям superstar. И в Америке играет, в Китае играет. Хорошая школа у него. Умненький, правильный парень.

- Но сейчас нет такого бума...

- Вот молодежь сейчас точно нас не знает. Обычно все говорят: "Ой, моя мама так вас любит". или "Моя бабушка вас так любит". Зато сейчас многие по-настоящему ценят казахскую эстраду. Мне очень нравятся многие. Причем именно на казахском языке. Они будто более современные, и реально ими гордишься. Потом самые разные стили сейчас в популярной музыке. Очень много стало предложений. То есть раньше-то это все было закрыто, и нас продвигало государство как будто бы. Тем более мы были признаны за рубежом. А сейчас каждый сам себе продюсер... И имен много, на самом деле много.

- Имен много вопреки, а не благодаря? Как вы думаете?

- Нет, просто все за рубежом. Бейсембаев, например, учился несколько лет в моей школе. Амир Тебенихин тоже учился в консерватории в моем классе, позднее я перевела его в Московскую консерваторию. Он сейчас уже большой, в Германии живет. Все время сюда приезжает, потому часто его приглашают на концерты. Он, по моему мнению, лучший пианист Казахстана, признанный. Или скрипач Ержан Кулибаев. Он в Испании живет, но все время приезжает в Казахстан с концертами. Недавно познакомилась с Меруэрт Карменовой - чудесная скрипачка, живет и работает в Бельгии. Наша музыкальная сфера знает эти имена. Марат Бисенгалиев, Айман Мусаходжаева, я, Гаухар Мурзабекова, мы же мэтры, нас в жюри чаще приглашают, почетными гостями, опять же. А так, новое поколение - оно сильное, очень сильное. Конечно, всем хочется, чтобы были такие имена, как Димаш. Но это невозможно. Димаш - мировой феномен.

- Давайте поговорим о вас. Кроме вашей деятельности как музыканта, что стоит "за кулисами", что вас вдохновляет: книги, путешествия?

- Во время пандемии я потеряла брата и сестру в одну неделю. И я не понимаю, как я после этого выжила, потому что это такой удар был, такое горе. Поэтому я бросила все силы на то, чтобы спастись. Стала много ходить пешком, правильно питаться. Каждый день в 6 утра я уже на Терренкуре, гуляю с собакой полтора часа, обязательно в конце делаю дыхательную гимнастику. Я на фитнес записалась. Если я во время пандемии была онлайн с тренером, то сейчас я прямо хожу в зал, и меня молоденькая девочка так гоняет. Я иногда ей говорю, как капризная знаменитость: "Ну никакого снисхождения. Народная артистка, почетный гражданин Алматы, народная любимица… никакого снисхождения! Ну хватит уже". А она: "Нет, еще четыре раза повторить". Такая чудесная девушка. Я прямо с удовольствием хожу.

Конечно, я больше играю и моя голова более свободна от организационных забот. Я сейчас проживаю свой самый приятный период жизни. У меня возможностей много, а обязанностей явно поменьше. Я могу выбирать то, что я хочу делать. Это редкость, я знаю. Но мне кажется, я это заслужила.

- А какая ваша миссия на сегодняшний день?

- Как человеку мне мало что нужно, самые минимальные потребности. Как пианистке - уже больше. Мне нужен рояль хороший и зал с акустикой, просторная сцена. Ну и, конечно, зритель подготовленный. А как человеку культуры мне и мира всего не хватит. Потому что я считаю, что все, что я делаю, - это такая польза человечеству, и они должны узнать это. Если они узнают, влюбятся в то, что я люблю, в классическую музыку.

У меня папа говорил: "Она странная. Она хочет, чтобы все население Казахстана серьезно понимало эту классическую музыку". Потому что папа очень страдал, непонятно ему было, что я все время играю такое трудное, недоступное его восприятию.

Он часто просил, чтобы я побольше казахской музыки играла. А я хочу, чтобы все понимали и классическую музыку, и литературу знали серьезно, глубоко, и рисовать умели, и стихи сочиняли, и пели бы, и ничего другого им не нужно. Потому что только так человечество развивается, растет, двигается.


Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

- Где вы видите себя в течение следующих десяти лет?

- Вы знаете, я очень сильно поддерживаю наших педагогов, потому что они сейчас работают на переднем крае современной педагогики, работают с искусственным интеллектом, разрабатывают платформу, благодаря которой ученик будет сам понимать и оценивать уровень своих знаний. Педагога нужно освободить от того, чтобы он оценивал. Ему нужно дать возможность поддерживать, направлять, вдохновлять. То есть сейчас мои интересы находятся и сместились в сторону современного образования, кардинального изменения его философии, технологии.

- То есть ваше будущее, ваши планы все равно связаны со школой?

- Да, но и с концертами тоже. Знаете, я попала в такое замечательное состояние: меня приглашают, я принимаю приглашения. Раньше все это для студентов организовывала, искала деньги, везде возила. А, например, в этом году меня пригласили в Австралию на конкурс пианистов в качестве жюри. Я и не мечтала попасть на этот континент, у меня там нет знакомых. Но я выдержала две пересадки, на обратном пути - три пересадки, 20 часов пути. Этот сказочный континент... Я столько получила эмоций. Моя профессия меня по миру возит. Я почетный профессор, например, Южнокорейского университета. В Россию стали много приглашать.

- Ну и напоследок какие-то напутствия, какие-то пожелания своим студентам, современной молодежи.

- Они все меня хорошо понимают, мне кажется. Потому что я стою на своем, но к ним не была какой-то вредной. Я очень их всех поддерживала. Все время говорила: "Вы великие музыканты, уникальные, единственные! Не играй как провинциальный, играй как мировая звезда". Вот чему меня учили, также я стараюсь сейчас передавать. И то же самое в школе. Я педагогов очень сильно поддерживаю. Моя миссия - вдохновлять людей. Мне кажется, у меня это получается.

- В 2017 году вы закончили интервью, которое нам давали, фразой: "Знаю одно: ни минуты покоя, ни минуты отдыха". Сейчас она актуальна?

- По-моему, да, потому что я обороты увеличиваю. Я занимаюсь, я играю концерты, и меня очень вдохновляет моя школа, и меня вдохновляют мои студенты.

Беседовала Зауре Казыбаева

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 513   526.9   4.65 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети