Правительство Казахстана ушло в отставку после критики Главы государства Нурсултана Назарбаева. Кабинет министров не справился со многими поручениями, направленными на улучшение благосостояния казахстанцев. Эксперты-политологи рассказали, какие задачи остались невыполненными и что предстоит сделать новому правительству, чтобы не повторить ошибки предшественников.
Правительство Казахстана ушло в отставку после критики Главы государства Нурсултана Назарбаева. Кабинет министров не справился со многими поручениями, направленными на улучшение благосостояния казахстанцев. Эксперты-политологи рассказали, какие задачи остались невыполненными и что предстоит сделать новому правительству, чтобы не повторить ошибки предшественников.
Одни и те же проблемы
Десятое по счету правительство Казахстана ушло в отставку, не справившись в основном с теми же проблемами, которые были всегда, отмечает политолог Расул Жумалы. "Это и борьба с коррупцией, вопросы повышения уровня жизни, обеспечения сел водой и газом, борьба с подтоплениями. Обо всех этих проблемах говорилось много раз, но ни одна из них полноценно не решена", - утверждает Жумалы.
У любого правительства есть список задач и приоритетов. Эксперт затрудняется выделить хотя бы одну сферу, в которой наблюдался прогресс. "Возьмите "социалку", образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, обороноспособность, информационную (сферу). По всем направлениям у нас регресс. Это говорит о системном сбое", - заявляет Жумалы.
Политолог напоминает, что прежде всего в памяти остаются те вещи, с которыми люди вынуждены сталкиваться часто. "Это беспредел со стороны некоторых представителей правоохранительных органов. Например, МВД в последние полгода было под огнем критики. Это сфера образования, в адрес которой было немало нареканий", - перечисляет Жумалы.
А политолог Султанбек Султангалиев считает провальной работу Министерства труда и социальной защиты с самозанятыми и многодетными семьями. "Не добавила авторитета ведомству и в целом правительству инициатива по внедрению нового налога для самозанятых, который вызвал дополнительное возмущение у населения. Общество в этом справедливо усмотрело попытку госорганов под благовидным предлогом в очередной раз влезть в карман граждан", - вспоминает представитель ЦК КНПК.
Особняком стоит Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое сумело оперативно отреагировать на тренды общественного недовольства и представить в крайне сжатые сроки качественные предложения по улучшению положения социально уязвимых слоев населения, выполнив тем самым работу ведомства госпожи Абылкасымовой (министр труда и социальной защиты. - Прим. авт.), которое в силу своих функциональных обязанностей и должно было добиваться в правительстве необходимых мер по повышению объема и качества социальной помощи гражданам.
Еще ряд ветвей правительства - Министерство финансов и Министерство национальной экономики - крайне невразумительно проводили экономическую политику и допустили торможение пяти институциональных проектов. "Они также умудрились вкупе с Нацбанком возбуждать нездоровый ажиотаж в обществе по поводу малопонятного поведения курса национальной валюты", - характеризует Султангалиев.
В своем заявлении по поводу отставки правительства Нурсултан Назарбаев выделил неумение членов правительства, министров, акимов работать с населением, выслушивать его проблемы, разъяснять проводимую работу. "Правительство не совсем поняло, что общество изменилось, а оно работало как прежнее правительство и не смогло перестроиться на человеческий лад. Поэтому не получилось наладить коммуникационный диалог", - поясняет политолог Айдос Сарым.
Но нельзя сказать, что правительство Сагинтаева было лучше или хуже предыдущих команд кабмина, добавляет Расул Жумалы. Говоря о новом составе министров, эксперт допускает, что он на 90-95 процентов будет из прежнего правительства.
Как улучшить жизнь народа
После формирования нового состава правительства встанет вопрос, какие задачи ему будут переданы в наследство от прежнего кабмина. Следующему поколению министров не нужно ничего придумывать, так как уже есть пять институциональных проектов и программа третьей модернизации, им просто нужно наладить эффективные механизмы их реализации, считает Султангалиев.
"Новому правительству необходимо продолжить уже заявленные инициативы Президента, только на более качественном уровне, сообразуясь с реальным положением вещей и возможностями населения. Та же программа "7-20-25" должна быть видоизменена для большей доступности широким слоям именно остро нуждающегося в жилье населения - молодежи и социально уязвимых категорий граждан", - подчеркивает Султангалиев.
Главное, новому правительству не следует отгораживаться от народа и допускать ошибки при построении коммуникационного диалога, считает Расул Жумалы. "Неприемлемы заявления чиновников в духе: "Государство вам ничем не обязано", "Сами стройте дома". Ведь в таком случае зачем нужно такое правительство и зачем платить налоги государству? И новое правительство не должно повторять подобных оплошностей", - предупреждает эксперт.
Также он отмечает, что членам правительства нужно перестать выполнять функции "пожарных", борясь лишь с последствиями негативных событий, вместо анализа и устранения причин.
Даже если не получается моментально решить какие-либо социальные проблемы, чиновникам желательно быть более искренними и открытыми для населения, убежден Айдос Сарым. "Люди ждут сочувствия, человечности, справедливости. Иногда бывает, что не всегда получается, не всегда есть деньги. Но если чиновники будут показывать на деле открытость и упорную работу, люди будут это видеть. И не будет такого негатива в их адрес", - рассуждает Айдос Сарым.
Главное, следует переформатировать работу министерств, отказавшись от показных эффектов и дутой статистики, заключает Султангалиев. "Просто следует более вдумчиво и реалистично подходить к возникающим проблемам. Больше внимания уделять взаимодействию с независимыми экспертами и институтами гражданского общества, прислушиваясь к их рекомендациям. Рецепты повышения эффективности работы исполнительной власти общеизвестны и на самом деле очень просты и выполнимы, даже в существующей бюрократической системе", - аргументирует политолог.
Багдат Асылбек