Эта девушка - одна из самых востребованных оперных певиц современности. В каждой из постановок она - в центре внимания. Итальянская публика аплодирует стоя. Мэтры мировых оперных театров не перестают ей восхищаться, предлагая очередное сотрудничество. График певицы расписан на год вперед. За сутки до нашей встречи она присутствовала на официальном дипломатическом приеме в Казахстане. Сразу же после возвращения в Милан первым делом пошла на занятия вокалом, а после - на наше место встречи.
Эта девушка - одна из самых востребованных оперных певиц современности. В каждой из постановок она - в центре внимания. Итальянская публика аплодирует стоя. Мэтры мировых оперных театров не перестают ей восхищаться, предлагая очередное сотрудничество. График певицы расписан на год вперед. За сутки до нашей встречи она присутствовала на официальном дипломатическом приеме в Казахстане. Сразу же после возвращения в Милан первым делом пошла на занятия вокалом, а после - на наше место встречи.
Ее выбор пал на Trussardi Cafe. Оно находится напротив легендарного театра Ла Скала. Именно здесь полвека назад выступали кумиры казахстанки - Мария Каллас и Рената Тибальди. Эти оперные дивы пели те же партии, которые сейчас с блеском исполняет Мария за рубежом. "Я только сейчас стала осознавать, что представляю Казахстан. Раньше я как-то не задумывалась об этом. Но с годами стала отчетливее ощущать эту ответственность", - говорит певица.
"Штучный товар" - Назарбаев о Димаше Кудайбергене и Марии Мудряк
Фото из личного архива Марии Мудряк
По версии журнала Forbes, Мария Мудряк является одной из влиятельных и успешных женщин Казахстана. Добиться абсолютного признания на чужой земле в столь юном для оперного мира возрасте - это чудо, в которое верится с трудом.
"Просто я очень много работаю. В год я прохожу приблизительно 10 постановок. И это не включая концерты и фестивали. У меня практически нет возможности просто взять отпуск и уехать, когда мне захочется, - рассказывает Мария о своих трудовых буднях. - Если это период постановки, то я нахожусь в театре почти целый день. Встаю рано - голос ведь нужно разогревать. А это достаточно долгий процесс. Репетируем до 9 вечера. И так каждый день вплоть до премьеры. Если в течение года мне удается выделить на отдых 10 дней - это успех".
Фото из личного архива Марии Мудряк
Наконец, удобно усевшись в кресле, Мария на своем безупречном итальянском отдала наши заказы. Все такая же - искренняя и лучезарная с блеском в глазах, она поделилась впечатлениями от недавно прошедшего занятия вокалом со своим маэстро. По ее словам, не было ни одного дня, чтобы она не пела.
"Нужно всегда приводить голос в порядок. Дальше его развивать. Это же мышцы, и они всегда должны быть в тонусе. Я пою каждый день - а это значит, что я совершенствуюсь. И это очевидно, что сегодня я пою не так, как пела полгода назад. Потому что мы физически меняемся, следовательно и наш голос. И если не продолжать подстраивать его как инструмент - он распадется".
Фото из личного архива Марии Мудряк
За окном мерцали огни предрождественского Милана. В сумерках этот город казался загадочнее и привлекательнее. Несмотря на то, что внезапно стало прохладнее, нам с Марией с каждым часом становилось все комфортней и уютней. Что-то необыкновенное и притягательное было в этой девушке. С одной стороны, ты понимаешь, что беседуешь с певицей мирового масштаба, достигшей невероятных высот в столь раннем возрасте. Вместе с тем она абсолютно открыта, коммуникабельна и свободна от "звездных заморочек". Безусловно, она знает себе цену и, как подобает любой уважающей себя оперной диве, в беседе искусно выстраивает невидимые границы. Но при всем при этом ты чувствуешь себя комфортно и порой даже казалось, что границ на самом деле нет, а знаем мы друг друга вечность.
Продолжая наш разговор об успехе, Мария поделилась: "Своим успехом я обязана своей семье. Особенно маме. Она заметила мой талант в раннем возрасте и сделала все, чтобы я оказалась здесь. Она делает абсолютно все. Контракты, переговоры, сбор чемоданов. Это человек, который настраивает меня перед каждым выходом на сцену. За все эти годы, сколько я обучаюсь вокальному мастерству, она лучше всех научилась понимать особенности моего голоса. Мама - мой главный критик. Она не из тех, кто постоянно волнуется, думая: какая моя дочь прекрасная. Она держит меня в тонусе, не дает расслабляться. Честно говоря, это меня двигает вперед. Если человеку постоянно говорить, что у него все хорошо - о каком развитии может идти речь?"
В оперном мире профессиональный вокалист начинает свою карьеру в возрасте 28-30 лет, а Мария уже к своим 24 годам имеет за спиной длинный послужной список. На момент нашего разговора певица заключила контракты с Большим театром в Москве и Сиднейской и Пекинской оперой, театром Карло Феличе и Королевской оперой Маската. Во всех из них певица исполняет главные партии опер итальянских композиторов Верди и Пуччини, включая ее любимую "Травиату". Именно с ней певица дебютировала на родной земле, в театре "Астана Опера".
Фото из личного архива Марии Мудряк
Когда наш разговор дошел до критериев профессионализма оперного певца, Мария высказала мнение, что все дело в педагоге:" Хороших педагогов даже в Италии по пальцам можно пересчитать. Начинающие певцы не принимают всерьез факт, что многие маэстро губят голоса. Некоторые спрашивают: как распознать своего педагога? Да никак. Это метод проб и ошибок. Если ты действительно знаешь, чего ты хочешь добиться - быть солистом или просто быть в хоре - ты в педагоге находишь то, что тебе необходимо на данный момент. Я нашла своих маэстро и считаю, что благословлена, попав в их руки. А ведь может быть и такое, что мои педагоги другому голосу не подойдут. Все индивидуально. Самое главное - понять, чего ты хочешь, и искать. Искать, пробовать, экспериментировать".
На данный момент Мария Мудряк - единственная оперная певица в мире, обладающая уникальной вокальной техникой, которая позволяет ей исполнять итальянские оперы во всех лучших их традициях. "Мой маэстро всегда повторяет: "Мария, ты возродишь настоящую итальянскую оперу и внесешь то старое, что уже умерло", и это большая ответственность и привилегия", - с трепетом делится певица. "Но! Это не значит, что я владею ей с самого начала. Я за весь период обучения поменяла огромное количество техник. А то, что заседает у тебя в голове и мышцах, тяжело исправить. В один год мне пришлось кардинально менять все, что было приобретено годами. И это очень сложно, потому что автоматически срабатывают мышцы и весь этот процесс перехода нужно было контролировать. А он требует огромного труда и терпения. Поэтому, как я и говорю: талант - это, конечно, хорошо. Но иногда нужна и голова".
Вскоре полученная информация стала складываться у меня в голове в одну большую и ясную картину. Рецепт успеха Марии таков: во-первых, необходимо постоянно трудиться, работать и совершенствоваться. Следующим звеном в цепочке выступает умение фокусироваться на цели и знать конкретно, чего ты хочешь добиться. Правильно сформулированная и поставленная цель - уже наполовину успех. И третье - вера в свой талант и уважение к нему. Это поразило меня больше всего. Помнится, что следующие слова меня настолько сильно впечатлили, что в последнее время я стала чаще прокручивать их в своей голове: "Я знаю и уважаю свой талант. Я воспринимаю его как самый большой подарок судьбы. И моя основная работа заключается в том, чтобы его воспитать."
Лира Бекболатова