Сколько в самом большом городе страны камер, действительно ли мы под тотальным наблюдением, что вообще может зафиксировать современное оборудование, отсматривают ли кадры в реальном времени, можно ли предотвратить преступление с помощью этой аппаратуры или только раскрыть? Чтобы выяснить всё это, корреспондент Tengrinews.kz побывала в Центре оперативного управления Алматы.
"Сходи на флюорографию", или Как полицейские шутят про камеры
Читателям важно знать, что сейчас в городе установлено около 180 тысяч камер, почти 60 тысяч из них выведены напрямую в ЦОУ. С их помощью полицейские могут в реальном времени вывести на экран любую школу, торговый центр, оживлённый перекрёсток или глухой переулок. И увидеть, что там происходит.
Иногда объекты наблюдения меняются. Так, во время новогодних праздников на экраны ЦОУ выведены все городские ёлки.
"Следим, чтобы вандалы не повредили — не подожгли, игрушки не украли", — объясняют операторы.
Фото: ©️ Тengrinews.kz
И тут же нас уверяют, что в нынешних реалиях совершить преступление и остаться при этом незамеченным крайне сложно — преступник либо попадёт в объектив мобильного телефона какого-нибудь прохожего, либо "засветится" на камерах видеонаблюдения. И если раньше изображение оставляло желать лучшего, то на современном оборудовании видно всё.
"Раньше были аналоговые камеры, изображение с них было размытым — силуэт. Непонятно, то ли это женщина, то ли мужчина, госномер машины разглядеть было невозможно, — вспоминает Салтанат Азирбек. — Сейчас камеры цифровые, и можно увидеть всё до мелочей, вплоть до черт лица".
Азирбек делится, как сами полицейские шутят про камеры:
"Видел тебя на камере, у тебя точка в лёгких. Сходи на флюорографию".
Фото: ©️ Тengrinews.kz
Начальник Центра оперативного управления ДП Алматы полковник полиции Зухраб Мырзагали добавляет к рассказу коллеги, что с прошлого года в городе появились ещё и камеры с функцией распознавания лиц.
"К примеру, человек пропал без вести. Мы в базу заливаем его фото, и если он где-то засветился на камере, например зашёл в торговый центр, нам на пульт сразу же поступит сигнал о совпадении лица, и на место выезжает наряд. То же касается и людей, находящихся в розыске за совершение различных преступлений. Даже если он не смотрел в камеру, она всё равно считает черты лица и подаст сигнал о распознавании", — заметил Зухраб Мырзагали.
"Вы что, не видите, где я стою?"
Но очевидно, что камеры сами по себе не работают, даже самые современные. Необходимо, чтобы кто-то отслеживал, обрабатывал и использовал поступающую с них информацию.
Фото: ©️ Тengrinews.kz
Как раз этим и занимаются сотрудники ЦОУ. Тут есть операторы, которые принимают звонки на номер 102; инспекторы, которые оценивают ситуацию и направляют к месту происшествия наряды; и те самые видеоинспекторы — они могут вывести нужные камеры на экран, указать координаты и подключаются в случаях особо тяжких происшествий, контролируют работу операторов и общее реагирование.
"В ЦОУ у нас работают 75 человек, заступают на сутки в четыре смены по 25 человек, работают почти беспрерывно — у них есть 15 минут на приём пищи и четыре часа на сон. Уходят по очереди", — объясняет специфику Мырзагали.
По каким критериям отбирают сотрудников ЦОУ, нам рассказывает Салтанат Азирбек:
"У нас есть штатные психологи, которые изучают портрет личности. Кандидаты на службу в ЦОУ, помимо прочего, проходят тесты на детекторе лжи. Специалисты смотрят, какие у них есть склонности, психологические травмы. Сюда берут только уравновешенных, сочувствующих и эмоционально подготовленных людей".
Фото: ©️ Тengrinews.kz
Асель Ташкенбаева работает в Центре оперативного управления почти 10 лет, последние семь из них — инспектором. Операторы 102, которые принимают звонки от потерпевших, сообщают ей, что и где произошло. А Асель нужно оперативно отправить на место ближайший наряд. Положение всех полицейских машин она видит на экране перед собой.
Начальник ЦОУ тем временем сообщает нам, что за сутки в Алматы на пульт 102 поступает до трёх тысяч звонков, ещё около 150 обращений приходит через приложение "Закон и порядок":
"Мы все обращения отрабатываем. Даже если они несерьёзные. Люди разные звонят, например, с жалобой, что их сосед затопил. Всё равно отправляем участкового или свободный наряд, чтобы проверили ситуацию".
Признаться, идя в ЦОУ, мы ожидали увидеть суету, взмыленных сотрудников, которые кричат одновременно в 10 телефонов, выслушивая пострадавших, и тут же по рации отправляют на точки полицейских, запрашивают подкрепление. Именно так подобные центры чаще всего показывают в кино. И информация про три тысячи звонков в сутки только укрепляет это представление.
Делимся своими мыслями с Асель, она смеётся:
"Многие люди думают, что у нас тут, как в кино показывают, — просто и быстро. Бывает, звонят, сообщают о происшествии, мы адрес спрашиваем, а они: "Вы что, не видите, где я стою?"
Фото: ©️ Тengrinews.kz
На самом деле в ЦОУ тихо. А алгоритм действий такой. Если происходит что-то серьёзное — грабёж, попытка изнасилования и так далее, то оператор принимает звонок, передаёт его инспектору (например, Асель), тот отправляет на место наряд, а видеоинспекторы в это время выводят картинку с места происшествия на экран.
"Здесь у нас архив месячного хранения, — показывает Зухраб Мырзагали. — То есть мы имеем записи с конкретной камеры, и десятиминутной, и часовой, и месячной давности. Если подозреваемый попал в объектив, передаём нарядам его приметы, во что одет, в какую сторону двигается. Видеоинспекторы его "ведут" — переключаются с камеры на камеру по ходу его перемещения".
А руководитель пресс-службы полиции Алматы тут же вспоминает недавний случай, когда преступника так и поймали — благодаря камерам:
"Мужчина обворовал дом, вынес сейф и сел с ним в троллейбус. Мы по своим камерам отследили, где он сел, в какой транспорт, тут же запросили видео с камеры из салона троллейбуса, отследили, где он вышел, куда пошёл".
Фото: ©️ Тengrinews.kz
Нераскрытых преступлений не осталось?
При этом сотрудники полиции признаются: несмотря на камеры, не всегда удаётся задержать преступника по горячим следам. Тогда к работе подключаются оперативники, но и они используют видео, чтобы установить обстоятельства происшествия или подозреваемого.
"Раньше всё это делалось дедуктивно-оперативным способом. Ещё 15 лет назад мы по-другому работали — свидетелей искали, собирали показания, — сравнивает начальник ЦОУ. — Сейчас время от совершения преступления до установления и задержания подозреваемого сократилось в разы — по камерам можно многое посмотреть".
А Салтанат Азирбек не без гордости добавляет:
"У нас нет ни одного нераскрытого убийства, ни одного нераскрытого разбойного нападения или грабежа. Рано или поздно они раскрываются".
А можно ли не только раскрывать, но и предотвращать преступления с помощью камер? Оказывается, можно. Для этого, во-первых, в них есть не только функция распознавания лиц, но и детекция на групповые сборы, а во-вторых, аппаратуру устанавливают в локациях, где возможно нарушение общественного порядка.
Так, читателям будет интересно узнать, что камеры, подключённые к ЦОУ, устанавливают, например, на входе в ночные заведения. Такое есть пока только в 20 увеселительных локациях.
"Если, например, отдыхающие вышли на улицу и кучкуются, камера подаёт сигнал. Мы до драки прибываем на место и предотвращаем", — говорит начальник ЦОУ и приводит пример:
"Недавно в одном из ночных клубов пьяного мужчину выгнали из заведения. Он обиделся, ушёл и вернулся с огромным тесаком — пришёл мстить. Камера распознала в руках холодное оружие и подала сигнал. Сотрудники СОБРа тут же прибыли на место и успели перехватить мужчину. Сработали на опережение — до того, как могла бы произойти трагедия".
Слепые зоны и непрописные истины
Но Алматы пока не под стопроцентным наблюдением, говорят нам в ЦОУ. Во-первых, далеко не во всех уголках мегаполиса есть камеры — сохраняются так называемые слепые зоны; во-вторых, устройства иногда выходят из строя, а на ремонт или замену требуется время; в-третьих, освещения во многих районах Алматы всё ещё нет:
"Есть непрописная истина: преступления не совершаются там, где светло и есть камеры. Поэтому мы отслеживаем такие участки. Например, в каком-то переулке частного сектора произошло ограбление, через время там же — попытка изнасилования — мы анализируем точку, выезжаем туда, видим, что там нет уличного ночного освещения и видеонаблюдения, и даём сигнал в акимат, что вот в этой точке необходимо установить фонари и камеры", — упоминает Салтанат Азирбек и о проблемах.
Но в целом камеры и даже просто знание, что они есть, дисциплинируют население, отмечают в полиции. Говорят, что казахстанцы сейчас даже дорогу стараются в неположенном месте не перебегать — боятся, что их зафиксирует "всевидящее око" или же бдительные сограждане снимут на телефон.
Читайте также:
Та самая алматинская ТЭЦ-2. Как она работает на угле и когда её переведут на газ
Кодовое слово "Гиппократ". Как это — работать водителем скорой помощи
1,5 минуты на сборы. История пожарного из Алматы