ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
31 октября 2022 | 08:30

Могла бы покорить Европу, но выбрала Казахстан. История слабовидящей пианистки

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Турар Казангапов / Tengrinews.kz Фото: Турар Казангапов / Tengrinews.kz

Жизнь Саиды Калыковой легкой не назовешь. Операция на головном мозге и почти полная потеря зрения в детстве разделили ее жизнь на до и после. Однако девушка не сдалась. Она упорно занималась учебой и музыкой, закончила университет искусств в Казахстане, а после по программе "Болашак" - консерваторию в Италии. Стала единственным академиком музыки в мире. Вошла в список "100 новых лиц Казахстана". Написала не один десяток собственных композиций и сейчас нередко дает сольные концерты в Астане. Своим примером она меняет судьбы людей и вдохновляет тех, кто опустил руки. Об удивительной жизни уникальной пианистки - в материале корреспондента Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

Жизнь Саиды Калыковой легкой не назовешь. Операция на головном мозге и почти полная потеря зрения в детстве разделили ее жизнь на до и после. Однако девушка не сдалась. Она упорно занималась учебой и музыкой, закончила университет искусств в Казахстане, а после по программе "Болашак" - консерваторию в Италии. Стала единственным академиком музыки в мире. Вошла в список "100 новых лиц Казахстана". Написала не один десяток собственных композиций и сейчас нередко дает сольные концерты в Астане. Своим примером она меняет судьбы людей и вдохновляет тех, кто опустил руки. Об удивительной жизни уникальной пианистки - в материале корреспондента Tengrinews.kz.

Саида Калыкова родилась в Уральске. С самого детства она была любознательной и не по годам умной. А если ее спрашивают о том, когда у нее появился интерес к музыке, девушка в шутку отвечает: "С рождения". Творчество в ее семье любят все. 

"Помню, у нас был очень хороший двор, дружные дети. Как-то к нам подошла преподаватель по музыке и сказала, что набирает ребят. И мы всем двором пошли записываться в музыкальную школу. Я была как предводитель, несмотря на то, что была ниже и младше некоторых из них. Так я записалась на уроки по фортепиано. Я еще такой человек, который не любит сидеть без дела, так было всегда. В то время как раз уроки перевели с утра на обед. И я подумала, почему бы не заниматься музыкой в освободившееся утреннее время. Вставала я всегда рано, в 6 утра. Мне было скучно. Я еще и на танцы, и на вязание успевала ходить. Иногда даже немного на уроки опаздывала. Пока не сделаю домашнее задание, гулять не ходила. Бабушка часто меня ругала, мол, ты какая-то неправильная, даже гулять не ходишь", - вспоминает Саида.

В музыкальную школу девочка ходила несколько месяцев. Пока однажды ее родителям не сообщили страшный диагноз - у Саиды обнаружили опухоль головного мозга. Мама девушки Любовь Жаимовна старается не вспоминать то время.

"В повседневной жизни никаких симптомов не было. Однако когда поднималась температура, у нее сильно болела голова. Однажды она упала в обморок около доски, и мы начали обследование. Как раз в это время была эпидемия менингита, и я говорила врачам, может, это он. Все оказалось хуже. Сказали, что нужно срочно ложиться на операцию, так как опухоль была серьезная, большая и в труднодоступном месте. Операцию провели в Москве. Ничего не предвещало беды... Когда она проснулась, оказалось, что у нее пропало зрение. Восстанавливалась она длительное время, периодически ездили в Москву на лечение. Но зрение так и не вернулось. По сей день оно у нее составляет всего около пяти процентов", - рассказывает мама Саиды.

К музыке и школьной программе Саида вернулась спустя год, в течение которого шла реабилитация. Обучение было на дому. Приходили как школьные учителя, так и преподаватель по музыке. Занятия творчеством были как отдушина в трудные моменты.

"Педагог сказала, девочка очень одаренная и ей нужно заниматься в музыкальной школе, чтобы получить диплом. В итоге Саида закончила общеобразовательную и музыкальную школы с отличием", - рассказывает Любовь Жаимовна.

"Я никогда не стремилась специально учиться на пятерки ради оценок. Мне просто все было интересно. Мы даже проходили объем больше, чем в школьной программе. Было так, что пока педагог зачитывает задачу по математике, я уже ее решила. Меня всегда торопунькой называли", - смеется Саида.

Каждый новый этап своей жизни Саида называет интересным и ярким. Закончив музыкальный колледж в Уральске, она поехала в Астану. Поступила в университет искусств. Как тогда, так и сейчас мама Саиды всегда рядом и сопровождает ее.


Саида и ее мама

В свободное от обучения время Саида ходила на уроки по итальянскому и французскому языкам. Посещала много концертов.

"В то время новые районы Астаны только строились, инфраструктуры там не было, а знаковые здания уже стояли, в них проводились концерты. И мы с правого берега ездили на эти концерты на бетономешалках. Водители тогда в шутку называли нас отчаянными музыкантами. Однажды педагог по итальянскому решила проверить уровень знаний языка, и мой балл оказался максимально высоким. Тогда она отнесла результаты в посольство, и там предложили отправить меня на обучение в Италию по гранту. Но я же патриотка. Думала, как это, я тут училась три года, а диплом в итоге получу в университете Италии? Мне хотелось, чтобы заслуги наших педагогов отражались в дипломе, который я получу здесь, в Казахстане. Поэтому в Италию я поехала только на два месяца. Это была стажировка, там я дала сольный концерт. Вернулась в Казахстан за два месяца до окончания обучения, и диплом бакалавра получила уже здесь. Вместе с этим пришло приглашение и грант на обучение от министерства Италии", - рассказывает Саида.

Спустя год девушка поступила в магистратуру в Италии по программе "Болашак". С документами ей помогло посольство приглашающей страны. Перед тем как начать обучение, в консерватории распределяют по уровням подготовки - с первого по шестой. Где шестой – самый высокий.

"Я дала рейтинговый концерт. И меня распределили на шестой уровень, он называется "пианист-солист". Так я начала обучение. Согласно своему уровню дважды в год я давала часовой концерт, подготовила две научные работы. Язык обучения был итальянский. Обучение длилось два с половиной года. Многие мои однокурсники завершили обучение, но диплом не получили. Там это так устроено. Для диплома нужен определенный балл. У них должен быть достойный выпускник, который в будущем не опозорит их честь. Один человек из Франции объяснил мне, что консерватория, в которой я училась, это "Китайская стена". Туда очень сложно поступить. А потом еще и нужно очень постараться, чтобы заполучить степень магистра. Когда меня отправили в учебную часть посчитать балл для допуска к государственным экзаменам, мой балл составлял 109 баллов из 110 возможных. Они были крайне удивлены, похожий балл, только 108, последний раз получала лет 10 назад другая студентка. В общем, это большая редкость. До государственных экзаменов меня, конечно же, допустили. После сдачи экзаменов мой балл составил уже 110. Мне вручили знак почета. Вместо степени магистра я получила степень академика музыки, это даже выше степени доктора PhD. Я единственный академик музыки в мире. Есть академики по другим специальностям, например, экономике, но именно по музыке я одна. К слову, позже мне также присвоили звание персоны Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. Его присваивают тем, кто полностью посвящает свою жизнь музыке", - рассказывает пианистка.

У Саиды была возможность остаться в Италии. Ей обещали дать гражданство, предоставить квартиру и работу. Из разных театров и консерваторий приходили заявки на то, чтобы трудоустроить талантливую пианистку к себе. Однако девушка вместе с мамой приняли решение вернуться в Казахстан. К тому же согласно условиям "Болашака" нужна была пятилетняя отработка стипендии.

В Казахстане Саида устроилась на работу солисткой в столичную филармонию по приглашению директора учреждения. На этом месте она и трудится по сей день вот уже больше восьми лет.

"Я периодически даю концерты в Астане. Сама готовлю программу. Подготовка очень серьезная. Я иногда шучу, что это как свадьбу организовать. И ведущие нужны, и платье, пригласительные, LED-экран, освещение. Это огромный процесс. Один концерт – 110 страниц нот. На одном из концертов был случай, когда 10-месячный ребенок в течение всего концерта, который длился 1 час 40 минут, схватился за спинку впереди стоящего кресла, глаза вытаращил и как вкопанный слушал. Это мне его родители потом рассказали. Они переживали, что он плакать будет, а получилось вон как. Наверное, когда он вырастет, то станет музыкантом", - вспоминает девушка.


Концерт к 20-летию творческого пути Саиды Калыковой. 2019 год. 

За эти годы Саида дала 11 сольных концертов, в более чем 50 концертах она приняла участие. Это достаточно много, учитывая, что два года длился карантин, когда массовые мероприятия были запрещены. Вдобавок к этому девушка провела больше полусотни мотивационных встреч, участвует в благотворительных акциях. В 2017 году пианистка стала победительницей проекта "100 новых лиц Казахстана".

"Была одна семья, у которой родился незрячий ребенок. И бабушка настаивала на том, чтобы сдать его в приют. По счастливой случайности они попали на мой благотворительный сольный концерт. В это время уже оформлялись документы на то, чтобы сдать ребенка в приют. На концерте бабушка ребенка увидела меня, поняла, что даже человек, который не видит, может добиться успеха наряду со всеми. Несколько раз я встречалась с ними в коррекционном центре. А после, спустя время, мы случайно пересеклись на рынке с мамой мальчика. Она сказала, что встреча со мной изменила их жизнь, мнение свекрови тоже изменилось. В общем, ребенка они оставили. Мы поддерживаем связь, у них все хорошо. Иногда приезжают на мои концерты.

Была также девушка-студентка с аутизмом. Во время учебы сокурсники как-то некрасиво над ней пошутили или что-то сделали, в итоге она на 20 лет закрылась в своей комнате. Представляете? Боялась людей, даже кушала у себя в комнате. Однажды ее сестра как-то узнала обо мне и уговорила встретиться со мной. Я тогда вела уроки итальянского, вот она ко мне ее привозила. Через месяц ее мама пришла и поблагодарила меня. Впервые за 20 лет они всей семьей ужинали за одним столом. Много разных историй было", - рассказывает Саида.

Уехать работать в Италию, по словам Саиды и ее мамы, уже поздно. Не осталось контактов тех, кто когда-то приглашал пианистку на работу за рубежом. Как объяснила Любовь Жаимовна, в Европе другой менталитет. И если ты однажды отказал, второй раз тебя уже вряд ли позовут.

Саида также является композитором. На сегодняшний день она сочинила около 20 собственных произведений. И работает еще над пятью.

Свою первую композицию Саида сочинила в 15 лет и назвала ее "После дождя".

"Я помню, как у нас в Уральске было красиво в городе после дождя. Это всегда радуга, приятная светлая погода. Одно из произведений я написала во время перемены между занятиями. Был случай, когда вдохновение пришло ночью. Бывает, напишу начало или конец. Маме даю послушать, мол, вот так произведение закончится. Она спрашивает: "А перед этим?" А я отвечаю: перед этим пока не знаю", - смеется Саида.

Пианистка призналась, что мечтает о собственном доме с кабинетом и большим роялем, где она могла бы свободно сочинять собственные композиции, не мешая при этом соседям. Ведь в квартире, в которой она и мама сейчас живут, слабая звукоизоляция. Заниматься музыкой тогда, когда этого хочется, не получается.

"Мы живем в таком доме, где слышно, как дверцей от холодильника стучат. И я так иногда задумываюсь, а имею ли я право проводить мотивационные встречи? У меня нет собственного дома. Я не обеспечена материально настолько, чтобы моему примеру мог кто-то следовать. Пусть и в карьере я добилась большого успеха", - резюмировала она.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов и личный архив Саиды Калыковой

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 497.18   525.54   4.97 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети