ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
20 августа 2021 | 14:00

Нархоз: 800 000 тенге может зарабатывать наш выпускник

ПОДЕЛИТЬСЯ

В преддверии нового учебного года Канат Кожахмет, эксперт в области IT-образования и провост университета Нархоз, рассказал о нововведениях в стенах вуза.


Иконка комментария блок соц сети

В преддверии нового учебного года Канат Кожахмет, эксперт в области IT-образования и провост университета Нархоз, рассказал о нововведениях в стенах вуза.

Алматинский вуз десятки лет готовит не только лучших экономистов и финансистов, но и стал alma mater для нескольких поколений успешных менеджеров и бизнесменов. В этом году вуз впервые запустил Школу цифровых технологий и создал новые образовательные программы совместно с крупными игроками IT-рынка. По словам Каната Кожахмета, к разработке были привлечены сотрудники Amazon, Google, Facebook и Booking.

- Сейчас вы занимаете позицию провоста университета Нархоз. Для нашего рынка это незнакомое слово. Какие задачи стоят перед провостом?

- Да, я был назначен на эту должность в июне текущего года. Система provost вуза пришла из Америки. Там структура вуза предусматривает две должности: президент и провост. Президент сосредоточен на партнерах, привлечении средств и стратегии, контролирует и направляет деятельность университета, обеспечивает исполнение решений совета директоров и единственного акционера, а провост отвечает за научно-академическую деятельность, работает с профессорско-преподавательским составом, обучающимися, возглавляет академический совет. Это главный коллегиальный орган по принятию академических решений. На мой взгляд, это правильное разделение функционала, потому что нельзя успеть все.

– Тем не менее вы уже успели запустить новый проект, создали Школу цифровых технологий. Как появилась такая идея?

- Акционеры университета решили открыть новое направление в обучении, именно в IT-сфере. Я уже открывал IT-университет в столице, был ректором, поэтому понимал все тонкости проекта. Самое важное в этом деле - подготовить учебный план образовательной программы. Для того чтобы он был максимально актуальным и отвечал требованиям рынка, мы пошли в IT-компании, спросили, какие навыки и знания для них важны, выделили тренды ближайших 5-10 лет и отразили это в образовательном процессе.

- В идеале, наверное, во всех вузах образовательная программа так и должна создаваться. А в какие компании вы отправляли запрос?

- До позиции провоста в Нархозе я возглавлял Educational IT Alliance. Мы тесно работали с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, и у нас был выход на 30 лучших IT-компаний страны. Было понимание, куда идет рынок IT в Казахстане. Кроме того, я обсуждал учебный план со своими студентами, которые работали в Amazon, Google, Facebook, Booking. Все они рекомендуют поступить в Нархоз и учиться в нашей новой Школе цифровых технологий. В итоге программа набрала 88 баллов из 100 в реестре единой системы управления высшим образованием - ЕСУВО. Это очень хороший результат.

- А как обстоит дело с преподавателями? Когда люди слышат фразу "преподаватель университета", то у них перед глазами пожилой профессор, который особенно силен в науке и теоретических знаниях. А как в IT-образовании?

- В IT молодые преподаватели. Их возраст обычно 30-35 лет. Они параллельно работают в компаниях разработчиками, например. Конечно, классические дисциплины могут преподавать профессора в привычном представлении. Дискретную математику, например. Но в специализации важны практики, эксперты. И мы нашли звезд, которые смогут и объяснить, и вдохновить, и вместе со студентами писать программный код. Например, Айсултан Шоинбек. Он работает в IT-индустрии, закончил PhD, работал над исследованием по искусственному интеллекту в Португалии, защитил свою работу по распознаванию эмоций в голосе. На первом курсе он будет преподавать программирование, а по специализации - machine learning.

- На рынке есть университеты, у которых IT-направление открыто давно. Есть понимание у абитуриентов: хочу стать айтишником, надо идти туда. Чем будет брать Нархоз?

- У нас уникальная программа, потому что мы отталкивались от того, как формируется IT-специалист. Задали себе вопросы: что для него важно? С какими трудностями студент сталкивается на первом курсе, с какими - на третьем-четвертом и так далее.

Обычно студент приходит в университет и учится не только профильным предметам, но и общеобразовательным. Позже, когда уже есть навыки и уже можно работать, ему все равно необходимо приходить в университет, что может сдерживать карьеру. Мы учли этот опыт и распределили общеобразовательные предметы по всей программе обучения.

Уже с первого года студент будет изучать прикладные дисциплины, и после первого курса он может получить приглашение на стажировку. За лето студент нарабатывает опыт, и на втором, третьем курсе способен выполнять проекты на аутсорсе. К концу третьего курса он уже понимает общую картину не только в теории, но и на практике, и может правильно выбрать специализацию. Например, стать IT-менеджером - программирование интересно, но больше нравится управлять программистами. И он выбирает соответствующий трек. Другой решил: мне нравится 3D-моделирование или game development - у нас есть подходящий трек. Это осознанный выбор, а не вариант, когда ты окончил университет, а потом решаешь, в какой специализации ты хочешь работать.

По окончании университета у нашего студента уже есть 2-3 года опыта работы. Он понимает суть разных специализаций. Сейчас middle developer получает около 800 000 тенге, и наш выпускник может претендовать на эту позицию и зарабатывать так.

Кроме того, мы делаем ставку на качество образования, а не на количество студентов. Преподавателей в сфере IT не много, и увеличивать количество специалистов на рынке тут можно, только увеличивая количество слушателей в аудитории. Обычно в университете около 5-7 топовых, звездных преподавателей. И их способность хорошо обучить студентов ограничена буквально физически. Поэтому наша задача обучить небольшое количество студентов, но сделать из них крутых специалистов.

- IT-рынок, как вы отметили, динамичный и быстро меняется, значит ли это, что программа Школы цифровых технологий будет меняться чаще?

- Учебный план будет обновляться ежегодно. Но мы выходим за рамки регулярного обновления учебного плана, потому что в мире меняется парадигма обучения. 4 года – больше не тот необходимый срок, чтобы стать специалистом. Нужно постоянно находить новые навыки, обучаться постоянно. Lifelong learning - вот новая концепция.

Теперь после окончания университета студент Нархоза сможет продолжить обучение, постоянно обновлять свои знания на специальных курсах. Мы дадим доступ выпускникам к новым библиотекам и навыкам независимо от того, когда они закончили обучение. Это уже совершенно другое понимание термина "обучение в университете". Кстати, это привычная практика в европейских университетах – прийти в свой alma mater через несколько лет после выпуска и пройти курс повышения квалификации специальности.

- Скоро начнется новый учебный год. Как пандемия повлияла на нишу высшего образования?

- Она вскрыла важные вещи. За прошлый год мы поняли, что преподаватель-звезда в офлайне может испытывать трудности в онлайне, и наоборот. Онлайн-образование подразумевает совершенно другую парадигму педагогики. Опыт преподавателя до пандемии какой? Мел в руках, доска, он видит все эмоции студентов. В цифровой среде этот опыт обнуляется. Вдохновлять онлайн - сложнее. И понадобится время, чтобы университеты научились эффективно обучать в этом формате.

Важно понимать, что онлайн никогда не заменит офлайн. Можно приспособиться, комбинировать, но заменить на 100 процентов - нет. И думаю, как только появится возможность, рынок вернется к классическому образованию, что сейчас и происходит поэтапно.

У меня вообще есть гипотеза, что через 5-10 лет искусственный интеллект заменит живых преподавателей по определенным направлениям. Уже есть возможность оцифровать все эмоции, отследить цифровой след. Таким образом, AI может знать всю информацию о студенте: дату рождения, результаты всех тестов, характерные особенности личности. Он понимает, как лучше с ним коммуницировать, мотивировать, какие слова подобрать.

Уже были исследования, в которых студенты не смогли отличить, говорит с ними чат-бот или преподаватель в мессенджере. Посмотрите, на каком уровне сейчас анимация. Через 5 лет вы не отличите нарисованное изображение от реального человека. Посмотрите на детей, которые с детства общаются с Алисой. Для них это совершенно обыденно. Также будет и в нише высшего образования, подчеркну – только по определенным направлениям.

- В IT сфере вас знают и уважают. За вами идут студенты, специалисты. Расскажите, пожалуйста, о себе, где Вы учились? Когда вы поняли, что хотите развиваться именно в IT-сфере?

- Мне всегда нравились информационные технологии. Это очень динамичное и перспективное направление. В школе я занимался программированием с 8 класса, участвовал в олимпиадах по IT. Возможность развиваться в этой сфере всегда вдохновляла и мотивировала. Может, поэтому четыре года назад я стал самым молодым ректором в Казахстане. Мне тогда было 32.

В целом всегда работал в сфере IT-образования. В самой индустрии были проекты, но в основном по совместительству.

Я живу по принципу "икигай": делай то, что тебе нравится, приносит удовлетворение. За 10 лет я обучил 5 000 студентов, и все они сейчас - востребованные специалисты.

Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети