РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
14 января 2025 | 06:41

Что не так с городами Казахстана? Урбанисты – о проблемах пешеходов

Алина Шашкина
Алина Шашкина Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Устройство и облик казахстанских городов неоднократно критиковали Глава государства, эксперты в области урбанистики и сами жители республики. Что не так с городами в Казахстане и как сделать их удобными для людей? Подробнее – в материале корреспондента Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Устройство и облик казахстанских городов неоднократно критиковали Глава государства, эксперты в области урбанистики и сами жители республики. Что не так с городами в Казахстане и как сделать их удобными для людей? Подробнее – в материале корреспондента Tengrinews.kz.

Пожалуй, один из самых часто критикуемых городов в Казахстане за качество инфраструктуры и застройку – это Астана. По мнению урбанистов, столице недостает пешеходных зон для комфортного передвижения людей, а городская инфраструктура не обеспечивает защиту от холода и ветров в осенне-зимний период.

В Алматы, несмотря на его доступность для пешеходов, тоже есть свои проблемы. Город густонаселен, в нем плохая экология и нескончаемые пробки, отмечают эксперты. А вот Шымкенту недостает пешеходных зон, велосипедных дорожек и удобных тротуаров.

Что не так с городами Казахстана?

Не хватает научных исследований

В прошлом планирование городов включало разработку генеральных планов с учетом детальных научных исследований, которые проводились профильными институтами и специалистами, в том числе в сфере архитектуры.

Академики разрабатывали технические задания генеральных планов городов, которые определяли, где будут находиться промышленные и жилые районы, как будут ездить автобусы и так далее. Таких исследований не хватает современному Казахстану, считает главный архитектор Ассоциации Q88 Санжар Казиев. 

"Сейчас госплана нет, этих научных крупных организаций, исследований нет. А генеральный план, как инструмент, остался. Он разрабатывается в интересах норм, которые остались с советского периода. Это школы и детские сады в шаговой доступности. Почему это все идеально не соблюдается? В западном мире много урбанистических исследований проводится. У нас, к сожалению, этой культуры нет. По этой причине, по крайней мере сейчас, генеральный план – инструмент не такой предметный, не такой научный. По этой причине наши города становятся такими, какими мы их сейчас видим", – рассказал Санжар Казиев.

Кроме этого, по словам эксперта, в Казахстане нет единой базы техобследования, которая бы показывала общее состояние городов. Также важно проводить исследования в сфере транспортного моделирования, озеленения, обеспечения удобствами людей с повышенными потребностями. 

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Важно отметить, что необходимые изменения в законодательство в Казахстане вносят. Министерство промышленности и строительства занимается планомерной цифровизацией в этой области. 

"Могу сказать о том, что Казахстан движется в правильную сторону, но нужно форсировать и поднимать статус научных сотрудников именно в разработке градостроительства", – сказал Санжар Казиев. 

По его словам, необходимо учитывать особенности каждого региона при разработке генплана. Например, по статистике, в Усть-Каменогорске одна из самых сложных ситуаций с онкобольными в Казахстане – из-за плохой экологии. При этом при застройке в регионе не учитываются эти факты, а больниц, по словам эксперта, больше не становится. Причина – нехватка специалистов, которые бы проводили подобные исследования. 

"То есть в документе по развитию территорий мы должны предполагать строительство частной клиники, но государство должно будет давать льготные квартиры именно представителям этой профессии, чтобы они переезжали, понимая, что для них там есть спрос, работа. И город должен привлекать онкологов туда", - добавил урбанист. 

Аналогичная ситуация складывается в других сферах, поэтому стране необходимо создание научного института, который будет комплексно рассматривать территорию на базе предметной статистики. Кроме того, важно развивать статус профессии градостроителя. 

Пробки, нехватка пешеходных зон и мало зелени

Предметно разбираясь в вопросе "А что не так?", мы взяли в пример проблемы Астаны и Алматы. Так, мы спросили экспертов, почему в Астане в летнее время до сих пор вручную поливают цветы и деревья? И почему велосипедные дорожки и тротуары обрываются на "полуслове"? 

Как отметил заместитель директора Научно-исследовательского проектного института "Астанагенплан" Елнар Базыкен, в новых проектах по благоустройству столицы предусмотрен автополив растений. Что будет со "старыми", пока неясно. 

"Что касается велодорожек, да, есть такая проблема в городе. Она сейчас планомерно решается, но цель – сегодня проекты, которые реализуются, все учитывают велодорожку. Теперь надо соединить все велодорожки. Но вообще, мое личное видение, что по городу должны появиться велополосы", – сказал Елнар Базыкен. 

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Эксперт также выделил понятие "монофункциональность районов". Это распространенная ситуация в планировании городов Казахстана, когда территории проектируются исключительно секторами: жилые районы, административные, промышленные. Это влияет на внутреннюю миграцию людей, усугубляет проблему с пробками от того, что люди перемещаются на дальние расстояния.

"В мире сейчас актуальная концепция 15-минутного города практикуется. Это когда при планировании стараются в шаговой доступности учитывать все необходимое для жителей. Что касается Астаны, то этот принцип ориентирован на человекоцентричность. И наш город сегодня в стадии развития. Конечно, можно Астану критиковать, но можно также отметить, что такой стремительный рост не все города имеют", – сказал Базыкен. 

По его словам, в каждом районе должна быть необходимая инфраструктура: школы, детские сады, больницы, ТРЦ, места для развлечений, стадионы. Тогда людям не придется далеко ездить и стоять в пробках. 

"Чтобы все, что нужно для удобства людей, располагалось в пешей доступности. Это сделает наши города комфортными", – сказал архитектор.

Для этого важно уделять особое внимание озеленению города. Исследования показывают, что там, где зелено, там людям комфортно, поэтому наличие зеленых насаждений создает среду, считает эксперт. 

"Хочется, чтобы в городах развивалась практика посадки крупномерных деревьев. Потому что зачастую, когда сажают молодые деревья, надо ждать, когда они вырастут. А когда есть уже выращенные в питомниках деревья, тут же появляется микроклимат необходимый. Озеленение – это инвестиции в город", – сказал Елнар Базыкен. 

На вопрос о том, как бороться с пробками в густонаселенном Алматы, эксперты в один голос ответили – развивать общественный транспорт, то есть продолжать расширять метро, строить bus lane и запускать больше автобусов. Аналогичная ситуация в Астане. 

Фото ©️ Tengrinews.kz

"Если общественный транспорт будет идеально работать, люди сами пересядут. Я не еду в Астане на автобусе по причине того, что я со студенческих лет устал от давки, от того, что я в -40 полчаса жду автобус. Нам не теплые остановки надо делать, а чтобы автобус через каждые 7 минут приезжал (...) Должно быть понимание, сколько людей в каком районе живет и как часто они ездят на автобусах. Для этого необходимо проводить анализ", – сказал Санжар Казиев.  

По мнению Елнара Базыкена, казахстанским городам нужно избавляться от концепции доминирования автомобильного транспорта.

"Это делается с помощью "диеты" полос. Дублеры на дорогах надо сокращать либо делать их узкими, чтобы они были только для проезда без стоянки. И деревья сажать. Освободившуюся часть направлять на велодорожки и пешеходные зоны", – сказал он.

Также эксперт высказался о развитии общественного транспорта, в особенности в северных регионах, где люди зачастую длительное время находятся на холоде. 

"Пробки будут с каждым годом все хуже. Мы же понимаем, расширением и созданием большего числа автомобильных дорог мы проблему пробок не решим. Это давно известный факт, что чем больше создаешь пространство для машин, тем больше машин (...) В 2030-2040-е годы количество авто будет расти. Наша задача сегодня – дать альтернативу. В виде развития качественного общественного транспорта", – сказал Базыкен. 

Перестраивать целые районы никто не будет? 

По словам экспертов в сфере архитектуры, переделывать уже построенное невыгодно. Но можно улучшить то, что есть. По мнению Елнара Базыкена, у казахстанских городов "есть большая возможность ориентироваться в правильном направлении". 

"Каждый город развивался в течение какого-то времени. Когда столица строилась, мы смотрели с оглядкой на Дубай, Москву, восхищались, когда в городах появлялись небоскребы, большие развязки. Но спустя время мы понимаем, что не все является правильным. И вот те же самые города, которые развивались, ориентируемые на автомобили, как Дубай, это не есть комфортно для пешеходов. И это нормально. Но тут я хотел бы сразу подчеркнуть, что у Астаны все вопросы, которые возникают, например широкие улицы, большие расстояния между зданиями, – это как раз возможность для трансформации", – сказал Елнар Базыкен.

Санжар Казиев отметил, что в данном вопросе все зависит от демографии и спроса в конкретном районе. То есть все вновь упирается в исследования. 

"Если население в этих кварталах растет, то есть мы должны общую картину города видеть и понимать макроидею. На этой территории мы будем улучшать, если инвесторы готовы уплотнять и застраивать определенное пространство. То есть мы должны маркетинговое исследование сделать – эффективности вливания денег", – сказал архитектор. 

Казахстану, по его мнению, нужна реформа в законе об архитектурной деятельности. В эту методологию необходимо вписывать требования для каждого отдельного региона. Для этого нужна та самая пространственная стратегия развития страны.  

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

"У нас, видите, что я называю градпроекты и исследования – это семь раз отмерь. А у нас сразу режут, а потом сделано то, что сделано", – заключил Санжар Казиев. 

В свою очередь Елнар Базыкен отметил позитивные изменения: в прошлом году в Астане было благоустроено 170 общественных пространств. Также в столице создают единый облик города – снимают вывески и рекламу, не соответствующие стандартам. Это "создает определенные климат и атмосферу". 

По словам эксперта, Астана приблизится к условному идеалу в части урбанистики в течение 3-5 лет. 

"Но и сейчас надо отмечать – в городе есть позитивные изменения. Нужно время, чтобы все было осязаемо", – добавил Базыкен.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 529.74  course up  546.26  course up  5.17  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro