Достижение обозначенной Главой государства амбициозной цели вхождения Казахстана к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира предъявляет высокие требования не только к национальной правовой системе и другим важным институтам общества, но и государственному устройству, сохранению паритета с развитыми странами в вопросах наличия современной формы правления со сбалансированными ветвями власти.
Достижение обозначенной Главой государства амбициозной цели вхождения Казахстана к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира предъявляет высокие требования не только к национальной правовой системе и другим важным институтам общества, но и государственному устройству, сохранению паритета с развитыми странами в вопросах наличия современной формы правления со сбалансированными ветвями власти.
Действующая Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, закрепила цель построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, установила основные принципы его функционирования. За пройденный период страна успешно провела основные социально-экономические и политические реформы, стала полноправным членом международного сообщества.
Как отметил Глава государства в своем обращении: "Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами".
Изменились социально-экономические условия. Причем эти изменения произошли как в мировой экономике, так и в отечественной. К примеру, за годы независимости в долларовом выражении ВВП Казахстана вырос в 20 раз, средняя заработная плата - в 17 раз. Расходы на социальную сферу выросли с 6 до более чем 10 процентов ВВП. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено более 100 миллионов квадратных метров жилья.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, в котором Казахстан индексируется с 2007 года, мы улучшили свое положение с 61-й (в 2007) до 53-й позиции (к 2016). В рейтинге Doing Business с 2007 года Казахстан улучшил свое положение с 59-й до 35-й позиции.
Все это свидетельствует о том, что мы живем в новых экономических реалиях. В таких условиях перед Правительством стоит задача оперативного решения текущих вопросов. Правительство должно иметь необходимую для этого самостоятельность и возможность реагировать на изменившиеся социально-экономические условия в стране.
В связи с этим Пять институциональных реформ, обозначенных Главой государства на XVI съезде партии "Нур Отан", призваны углубить структурное преобразование всех общественных институтов, приблизив тем самым достижение поставленных целей.
В канун 25-летия Независимости Казахстана Лидер нации обозначил судьбоносный для страны и народа этап дальнейшего развития государственности - усиление Парламента и расширение подотчетности и самостоятельности Правительства.
По результатам обсуждений в рабочей группе по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, образованной распоряжением Президента РК, 25 января 2017 года Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу Казахстана, в котором обозначил основные контуры перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Во-первых, это вопросы перераспределения полномочий, установленных Конституцией. Предлагаемые поправки были ранее опубликованы в официальных СМИ, и все желающие могут с ними ознакомиться и представить свои предложения.
Во-вторых, это вопросы передачи на нижестоящий уровень полномочий Президента республики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законами и не затрагивающих конституционный статус Президента республики как Главы государства.
Президентом поручено Правительству разработать и в приоритетном плане внести в Парламент соответствующий проект закона для принятия его до конца текущей сессии Парламента. Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в настоящее время такой законопроект разрабатывается.
Сегодня наряду с полномочиями Президента республики, определяющими его статус как Главы государства и предусмотренными Конституцией, имеется большое число организационно-правовых и управленческих законодательно установленных полномочий, относящихся к сфере государственного управления и характерных, как правило, для исполнительной ветви власти. В связи с этим целый ряд управленческих полномочий Президента страны могут быть без риска для государства и общества переданы на нижестоящие уровни управления и перераспределены между Правительством и иными исполнительными органами.
В результате рабочей группой уже выработаны около 40 предложений по перераспределению полномочий Главы государства, которые могут быть переданы Правительству и некоторым исполнительным органам. К примеру, предложен целый комплекс поправок, направленных на перераспределение организационно-правовых полномочий Главы государства в области экономики, бюджетного планирования и предпринимательской деятельности, которые возможно передать в компетенцию Правительства. Это функции по формированию перечня объектов, не подлежащих передаче для целей государственно-частного партнерства, определению приоритетных секторов экономики в целях их стимулирования, утверждению порядка присуждения почетных званий для субъектов бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность и внесших значительный вклад в развитие благотворительности. А также по образованию Республиканской бюджетной комиссии (РБК) и утверждению ее положения и состава, определению системы государственного планирования и некоторые другие.
Это позволит Правительству эффективно осуществлять возложенные на него функции и непосредственно регулировать сектор национальной экономики, повысив тем самым его ответственность.
Существуют отдельные полномочия, носящие организационно-распорядительный характер. К примеру, создание государственных предприятий; определение лица, у которого приобретение товаров, работ, услуг производится вне процедур государственных закупок; утверждение перечня праздничных дат и типового положения о государственном органе и другие.
Целый ряд полномочий Главы государства, по мнению рабочей группы, может быть передан в компетенцию Правительства по согласованию с Администрацией Президента. Это обуславливается сохранением за Главой государства функций по определению основных приоритетов во внешней и внутренней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. К числу таковых рабочая группа относит: определение порядка прикомандирования должностных лиц к государственным органам, загранучреждениям и иным организациям; утверждение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; определение порядка и условий выплаты бонусов, оказания материальной помощи государственным служащим; установление надбавок к должностным окладам административных государственных служащих корпуса "Б"; определение порядка исчисления стажа работы государственных служащих. Кроме того, это - утверждение правил применения оружия и боевой техники по воздушным судам - нарушителям воздушного пространства Казахстана; определение перечня охраняемых государственных объектов. А также - приостановление проверок субъектов частного предпринимательства на определенный срок; определение порядка внешнего анализа коррупционных рисков.
Важно отметить, что мнения членов рабочей группы были едины в целесообразности отнесения на уровень Правительства и отдельных центральных государственных органов специальных и отраслевых функций, таких как создание и упразднение специальных экономических зон (СЭЗ), определение их границ и сроков действия, утверждение видов их деятельности, положения о СЭЗ, целевых индикаторов функционирования подобных зон и критических уровней их недостижения. Сюда же может быть отнесено и определение видов и порядка разработки правовых актов в области государственного планирования; создание Попечительского совета инновационного кластера "Парк инновационных технологий", утверждение положения о нем и состава; образование архитектурного совета столицы, утверждение его персонального состава и положения. На правительственный уровень возможна передача функций по определению порядка выдачи удостоверений судьям; введению специального валютного режима; утверждению порядка разработки проекта республиканского бюджета, порядка составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета; утверждению порядка составления и представления отчета о реализации стратегического плана.
Такой масштабный пересмотр функций ставит во главу угла вопрос повышения ответственности Правительства в целом и его членов в отдельности. Таким образом, образуется новая реальность, в условиях которой Правительство Республики Казахстан будет работать. Это логическое продолжение государственной политики формирования и развития конкурентоспособной национальной экономики, определенной специальным обращением Главы государства Нурсултана Назарбаева.
Министр юстиции РК Марат Бекетаев