В Алматы продолжается строительство метро, теперь уже в Наурызбайском районе. Будут выкупаться участки и сноситься дома. Чиновники уже согласовали все необходимые документы и утвердили проект. Поэтому оспорить решение и отстоять свое жилище не получится. Корреспонденты Tengrinews.kz выехали на место будущей станции метрополитена, познакомились с хозяевами пока что существующих жилищ и узнали их мнение по этому поводу.
В Алматы продолжается строительство метро, теперь уже в Наурызбайском районе. Будут выкупаться участки и сноситься дома. Чиновники уже согласовали все необходимые документы и утвердили проект. Поэтому оспорить решение и отстоять свое жилище не получится. Корреспонденты Tengrinews.kz выехали на место будущей станции метрополитена, познакомились с хозяевами пока что существующих жилищ и узнали их мнение по этому поводу.
Алматинское метро роют в сторону микрорайона Калкаман, в самом центре которого появится одноименная остановка. Рядом сразу построят огромную парковку, куда одновременно могут поместиться 2000 автомобилей.
Пересечение проспекта Абая и улицы Ашимова
12-ю по счету станцию планируют возвести на пересечении проспекта Абая и улицы Ашимова. Следовательно, паркинг будет располагаться вплотную ко входу в метро. Однако все это будет построено не на юго-восточной части перекрестка, то есть на пустыре, который видно на фотографии выше (правый верхний угол). Проектировщики решили иначе и выбрали противоположную сторону - северо-западную часть (левый нижний угол на фото), которая застроена частными домами.
Подлежащие выкупу участки и сносу дома (обведены красным)
В конце ноября стало известно, что городской акимат выкупит 92 участка. На их месте и появится станция метро "Калкаман" и огромная автомобильная стоянка. По данным городских властей, проектирование в настоящее время завершено и они уже приступают к процессу строительства.
Подлежащие сносу дома (обведены красным)
На практически всех подлежащих выкупу участках расположены дома разных лет постройки: от одноэтажного жилья до многоуровневых коттеджей. Соответственно, и оценочная их стоимость разная.
Мы поговорили с некоторыми из владельцев. Все они недовольны предлагаемой компенсацией. Говорят, что на предложенные акиматом деньги невозможно купить равнозначный дом в этом же микрорайоне или хотя бы в соседнем. А переезжать совсем в другую часть города местные жители не хотят: привыкли к удобствам, которые есть в Калкамане. Некоторые живут здесь по 30-40 лет.
Данный коттедж принадлежит семье Естаевых. Сюда они переехали более 10 лет назад, когда закончили строить дом.
Бибигуль Естаева
В нем живет семейная пара и двое взрослых детей, а также дедушка.
"Мы сами из Узынагаша, жили в съемной квартире в районе ж/д вокзала Алматы-1. Решили переехать и найти более благоприятный по климату район. Долго искали и в 2005 году купили этот участок за 100 тысяч долларов. Начали строить, своим трудом возводили, копили деньги и кое-как достроили к 2011 году.
Жили нормальной жизнью, но летом этого года нам сказали, что наш дом подпадает под снос из-за строительства метро. Расстроились, конечно. Потому что ранее здесь проходила пробивка Абая и мы радовались, что остались на первой линии проспекта. Однако, как оказалось, нам все равно придется уйти отсюда", - рассказывает 55-летняя хозяйка Бибигуль Естаева.
Тем не менее владельцы этого дома не согласны с суммой компенсации. В акимате им предлагают 125 миллионов тенге - такая оценка была проведена в сентябре этого года. Но такие же коттеджи здесь сейчас продают за 190 миллионов тенге.
"У нас дом составляет 360 квадратных метров и 10 соток участка. Точно такой же в соседнем микрорайоне Акжар продают сейчас за 190 миллионов тенге. За 125 миллионов я не куплю нормальный дом, в котором есть условия, к которым я привыкла и которые моя семья своим трудом возводила. Я хочу в частном доме жить, я не люблю многоэтажные дома, потому что боязнь. Почему я должна страдать и жертвовать своим комфортом. Пусть достойно оценивают ту компенсацию, которая положена за причиненные неудобства", - возмущается она.
По словам Бибигуль, в микрорайоне Калкаман один только участок в 10 соток сейчас стоит 120 миллионов тенге.
"Вот теперь подумайте: как быть? В акимате еще говорят, что с собой можно забрать только личные вещи и мебель, а все остальное нужно оставить. А у меня там очень качественные и дорогие двери и окна, санузел хороший и многое другое. Да и сам дом построен из дорогого красного кирпича, мы его из России специально заказывали, долго ждали поставку. Но все это они не учитывают. Это нехорошо же. Все соседи недовольны, что мало дают", - подытожила Естаева.
Кстати, выкупать участки и сносить дома собираются постепенно. На эти процедуры выделили более двух лет, а точнее, срок до апреля 2025 года. В этот срок, вероятнее всего, заложили и судебные тяжбы с владельцами, которые наверняка будут и не один раз.
На данный момент уже выкуплены 24 участка, по оставшимся 68 процедура выкупа продолжается.
"Всем собственникам отчуждаемых участков и недвижимости будет выплачена денежная компенсация по рыночной стоимости", - заявили ранее в акимате.
Мы прошлись по улицам, на которых расположены подлежащие сносу дома. Многих владельцев застать у себя в жилище не удалось. Тем не менее с некоторыми домохозяйками и пенсионерами поговорить все же удалось. Один из них - 84-летний Виктор Албегов.
Его дом расположен в центре будущей парковки при станции метро "Калкаман". А точнее, часть дома. Во второй половине живут другие хозяева.
Сюда Виктор переехал 32 года назад. Сейчас проживает вместе с дочерью. Акиматом дом вместе с участком оценен в 60 миллионов тенге.
"С зятем искали примерно такой же дом. Ездили в соседний микрорайон Каменка, здесь, в Калкамане, искали, да и в другие районы выезжали. Но варианты за 60 миллионов нам не понравились. Все не то. А в многоэтажный дом не хочу переезжать. Зачем старику такая квартира. Здесь я могу хоть выйти, по двору прогуляться без каких-либо усилий.
По-нормальному, я считаю, они должны были посадить нас в машину, показали бы дома и спросили, какой из них нравится, и купили бы нам понравившийся. Пусть они его хоть за рубль покупают. Мне деньги не нужны, мне такой же дом нужен и поблизости к этому району, потому что я привык к нему", - сказал пожилой мужчина.
По словам Виктора Албегова, рыночная цена его дома на данный момент составляет 80 миллионов тенге. За такую сумму, как отметил пенсионер, можно будет подобрать достойный вариант для переезда.
"Когда я покупал, говорили, что здесь восемь соток. Но осенью приехали оценщики, мерили и "стреляли" из аппарата. Они насчитали 6,7 сотки. Не знаю, как они мерили и почему не сходятся цифры. Оценщики пришли, быстро-быстро сфотографировали и ушли. В течение 15 минут буквально все сделали. Считаю, что некачественно выполнили", - отметил он.
"Плюс, когда они выводили расчеты, неправильно взяли на учет количество зеленых насаждений в моем огороде. Это мы узнали, когда дочка позвонила в акимат и запросила снимки, которые сделали оценщики. Мы ужаснусь: мало деревьев указали, гараж и баню не учли. Одних только яблонь у меня штук 10, а еще не указали сливу, кусты малины и ежемалины. В общем, второпях сделали, все выполнили тяп-ляп", - возмущается пенсионер, который является инвалидом II группы.
Мужчина сообщил, что дом его соседа оценили в 90 миллионов тенге. Стоит подчеркнуть, что площадь соседского участка почти вдвое больше - 11 соток.
Вот так выглядит улица Кыдырбекова с другого ракурса - в направлении проспекта Абая.
Еще одним нашим собеседником стала 67-летняя Тамара Корниенко. Она проживает рядом с Виктором Албеговым, но в другой половине дома. Им в качестве компенсации предложили 55 миллионов тенге. И с этой суммой они тоже не согласны.
"Конечно, мы не согласны. Эта сумма покрывает только стоимость участка. Если быть точнее, то 45 миллионов компенсирует территорию, растения на ней и хозпостройки. А наш трехкомнатный дом оценили всего в 10 миллионов тенге. Из всех соседей у нас получилась самая низкая обобщенная сумма компенсации. Потому что у нас всего шесть соток земли", - говорит она.
"Мы были в шоке, начали судорожно искать дома, куда можно будет переехать. С соседями привлекли независимого эксперта. Он измерил, оценил и сказал, что можно и нужно больше требовать. Однако мы решили не судиться и не спорить, потому что здоровье уже не позволяет. У мужа уже два инсульта, у меня тоже со здоровьем не все в порядке.
Мы столько лет здесь живем, все под себя построили и подстраивали. Мы бы до конца жизни здесь остались. Но нервы тоже не железные, поэтому не хочется разбираться. Это нам дети посоветовали", - поделилась пенсионерка.
Однако, даже согласившись на сумму компенсации, они до сих пор не могут получить положенных денег.
"В начале декабря я звонила в акимат. Они говорят, что после утверждения маслихата начнут выдавать деньги. А когда они утвердят, неизвестно. Тем временем все дорожает. Их оценочная стоимость, которая была еще осенью, сейчас давно уже неактуальна. Мы переживаем, чтобы уже и эти деньги быстрее выплатили, чтобы мы хоть что-то где-то нашли. Что мы сейчас можем предложить хозяевам тех домов? Понравиться-то понравилось, а когда встает вопрос денег, их у нас пока нет", - подытожила Тамара Корниенко.
Фото ©Tengrinews.kz/Алихан Сариев