ПОДЕЛИТЬСЯ
18 июня 2019 | 09:53
Они получили вторую жизнь благодаря тем, кого уже нет
"Я стою в темноте, а рядом мой отец. Папа мне говорит: "Сделай шаг на свет". Я говорю: "Нет, я хочу остаться с тобой". А он: "Посмотри в окна, сколько людей тебя ждет"... Я как бы взлетаю и смотрю в каждое окно. В одном вижу свою семью, в другом мои подруги, родственники, коллеги - все сидят и ждут меня. Я подумала, значит мне надо туда вернуться. Я делаю шаг на свет..."
"Я стою в темноте, а рядом мой отец. Папа мне говорит: "Сделай шаг на свет". Я говорю: "Нет, я хочу остаться с тобой". А он: "Посмотри в окна, сколько людей тебя ждет"... Я как бы взлетаю и смотрю в каждое окно. В одном вижу свою семью, в другом мои подруги, родственники, коллеги - все сидят и ждут меня. Я подумала, значит мне надо туда вернуться. Я делаю шаг на свет..."
Сон, в котором Гульмира Нугманова увидела своего умершего отца, приснился три года назад. Тогда жизнь женщины висела на волоске. Врачи говорили, что спасти ее от смерти сможет только пересадка донорского органа. Гульмире помог родной брат. А остальные герои нашей статьи выжили благодаря совершенно незнакомым людям. Корреспондент Tengrinews.kz узнал, как живут люди с сердцем другого человека и что они чувствуют.
Я больше стал сопереживать людям...
Алексею 37 лет. Он из Петропавловска. Это фото мы сделали год назад в столичном кардиологическом центре. Мужчина проходил реабилитацию после операции по замене больного сердца на искусственное. Тогда это позволило Алексею жить дальше, пусть даже и с некоторыми неудобствами, и ждать, когда найдется донорский орган.
Слышите звук? Так работает искусственное сердце
Ожидание для Алексея было недолгим. В конце августа прошлого года известный кардиохирург Юрий Пя заменил мужчине искусственное сердце на донорское. Тогда нашлись люди, которые согласились на передачу органа их погибшего родственника.
"То, что у меня другое сердце, я не чувствую. Чувствую только то, что мое состояние, качество жизни, все мои физиологические процессы стали намного лучше, чем были до того момента, когда я узнал о проблемах с сердцем. Ощущение, что я родился с этим сердцем... Врачи никогда не дают прогнозы, сколько люди живут с донорским сердцем. Они выполнили свою работу на 100 процентов. В дальнейшем все зависит от пациента: как он питается, как принимает препараты, от его поведения в целом", - рассказывает Алексей Чабан.
О доноре, чье сердце бьется в груди Алексея, известно немногое: это мужчина, он погиб в дорожной аварии.
"Я знаю, где проживал этот человек и что с ним случилось, сколько ему лет. Я бы хотел знать больше, но есть определенные причины... Мы все разные, у каждого есть свой менталитет, взгляды. Может быть, им (родственникам донора) тяжело. Я все понимаю и поэтому не ищу встречи с ними. Если они захотят познакомиться, то, конечно же, я буду рад. (...) Хочется сказать человеческое спасибо, за то, что они спасли мою жизнь. Это не просто слова..." - признался Алексей.
С донорским сердцем живет и мама Алексея. Женщине сделали операцию по пересадке органа два года назад. Алексей Чабан отметил, что в кругу его родных и близких друзей уже давно обсудили вопрос о посмертном донорстве. Многие готовы пожертвовать свои органы после смерти.
"У нас с мамой ситуация одна и та же. Мы готовы стать донорами. Все наши родственники, естественно, об этом знают. В нашем случае - сколько у нас родственников есть, нам не надо писать разрешение или согласие. Потому что все они скажут "да", - отмечает мужчина.
После пересадки сердца Алексей достаточно быстро восстановился и вернулся к тренировкам. Он, как и раньше, занимается пауэрлифтингом, а теперь ходит и в зал бокса. А еще Алексей признается, что стал добрей и отзывчивей.
"Я больше стал сопереживать людям... К примеру, раньше, если у моих близких или друзей были какие-то проблемы, то мы их обсудили, и все на этом. А сейчас нет. Не знаю почему, но я обдумываю возникшую проблему, думаю, чем можно помочь человеку. Зачастую приходят какие-то идеи, и я жду шести утра, чтобы не позвонить в четыре часа и не сказать: "А давай вот так или так попробуем сделать". Хочется помогать чем-то. Потому что я оценил ту помощь, которую оказало мне большое количество людей. Я хочу делиться добром", - говорит Алексей.
У меня был страх, что если я усну, то уже не проснусь
Нурсулу Жумабаевой врачи не раз говорили, что ей просто необходима пересадка донорского сердца. Женщина долго не решалась на нее. Страшно боялась, что не проснется после операции.
"У меня полости сердца были огромными. Была сильная одышка, был риск остановки сердца во время сна. Я боялась идти на операцию... Я сначала думала, сколько проживу со своим сердцем, столько и проживу. Врачи сказали: если вы отказываетесь от операции, то мы другому ее проведем", - вспоминает молодая женщина. После этих слов она согласилась на трансплантацию.
Нурсулу проснулась на следующий день после операции. И уже тогда почувствовала себя хорошо. Первое время родные и близкие женщины часто задавали ей вопрос: "Каково это - жить с другим сердцем". А она отвечала: "Я все та же Нурсулу с боевым характером, но уже с другим отношением к жизни".
"После того что с тобой произошло, начинаешь ценить жизнь. Не буду скрывать, у меня раньше были совершенно другие ценности - машина, одежда... Я очень любила красиво одеваться. Сейчас для меня все это такая мелочь. Самое главное - это жизнь. Единственное, пока меня не покидает страх, что я усну и не проснусь. Этого я очень боюсь", - признается Нурсулу.
Буквально через три месяца после операции Нурсулу вышла на работу. И начала вести активный образ жизни: ходить в фитнес-зал и бассейн. Занятия спортом врачи рекомендуют всем пациентам с трансплантацией.
"А еще мы всегда должны беречься: следить за питанием, образом жизни, в чем-то себя ограничиваем. А так я сейчас веду полноценный образ жизни", - рассказала Нурсулу.
Женщина признается, что очень рада тому, что, поборов страх, она решилась на пересадку донорского сердца. Операцию алматинке сделали столичные врачи. Нурсулу рассказывает, некоторые люди из ее окружения даже не знали, что такие операции уже давно делают в Казахстане.
"Мои друзья не знали, что в Казахстане проводят трансплантацию органов, что наши врачи сами делают операции по пересадке сердца, почек. А про донорство тем более не знают. Очень мало информации про это. Надо больше об этом рассказывать, писать, делать программы", - отмечает Нурсулу Жумабаева.
Когда мои братья узнали, что мне нужна пересадка почки, они сказали, что станут донорами
Это 48-летняя Гульмира Нугманова, которой во сне явился ее покойный отец. Женщина по-своему трактует тот сон. Говорит, то был знак - бороться с болезнью и не сдаваться.
"Когда мои братья услышали, что мне нужна пересадка почки, они сразу сказали, что будут донорами. Года два я отметала эту идею. Когда мне уже совсем стало плохо, почки отказывали, уже ходить не могла, я решилась на операцию. Мои родные настояли на операции. Два моих брата прошли все анализы на совместимость. (...) С одним из братьев у нас была 100-процентная совместимость. Операция прошла хорошо, у меня и у моего брата все хорошо", - поделилась своей историей Гульмира.
Женщина благодарна не только брату за то, что он отдал свою почку. Но и супругу, который выхаживал ее после операции. А сейчас сама Гульмира помогает всем, кто прошел через это испытание.
"После того как мне сделали операцию, я приехала в Атырау и начала искать всех "пересаженных" (пациенты, кому была сделана операция по пересадке органов - прим. автора). Мы постоянно на лекарствах - на иммунодепрессантах. Потому что иммунитет у нас не должен повышаться, если он повысится, то произойдет отторжение органа. Я создала группу, где мы друг другу помогаем: где-то советом, где-то лекарствами. Вместе с пациентами мы добивались, чтобы у нас в регионе у таких пациентов, как мы, не было проблем с препаратами. Если что-то в моих руках, я всем стараюсь помочь", - признается Гульмира.
В Нур-Султан Гульмира Нугманова приехала для участия в Национальных спортивных играх, которые проводятся среди людей после трансплантации органов и пациентов на диализе.
"Когда мне повторно выпала возможность жить, я начала спортом заниматься. Ровно через год после операции я записалась на фитнес, потом на плавание. Уже два года я в спорте. Я когда узнала, что есть такие соревнования, то включилась в них.
Соревнования, на которые съехались пациенты с пересаженными органами, организовал Жанибек Успанов. Он когда-то создал общество таких больных "Өмір тынысы", в котором и сам состоит.
В его груди бьется сердце женщины
Жанибек Успанов в 2012 году стал первым пациентом, которому в Казахстане была проведена операция по пересадке донорского сердца. Через год после операции он побывал в Хельсинки на конференции, где обсуждали влияние спорта на пациентов с трансплантированными органами. Там казахстанец нашел подтверждение тому, что спорт для таких, как он, важен и необходим.
"Наша цель - как можно больше людей с пересаженными органами вовлечь в спорт. Мотивировать людей к занятию спортивной активностью. Такая нагрузка выводит побочные явления препаратов из организма. Тем самым при хорошем подходе жизнь человека можно продлить на 30 процентов с помощью спорта", - отмечает Жанибек Успанов.
Эти соревнования собрали в Нур-Султане более 100 участников. В Казахстан приехали пациенты из России и Польши. Среди них были и герои нашей истории - Алексей, Нурсулу и Гульмира.
"Такая организация, как наша, объединяет всех людей, кому пересадили органы. Нынешние соревнования - это еще и некий инфоповод, чтобы люди задумались о донорстве. В Европе, например, специально пишут и говорят, что проводят подобные мероприятия в целях увеличения числа доноров. Не будь доноров - не было бы нас и этих соревнований", - отмечает Жанибек Успанов.
Жизнь с чужим сердцем: как пересадка органа изменила астанчанина
В семье Жанибека Успанова открыто говорят о донорстве. Мужчина отмечает: каждый из нас еще при жизни может дать свое согласие на посмертное донорство. Жанибек уже его дал. А вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом?
Вопрос от автора
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии