В конце девяностых, когда я училась в университете, часто по телевизору видела этого корреспондента. Он появлялся в кадре то на борту военного самолета, то вещал из зоны ЧС.
В конце девяностых, когда я училась в университете, часто по телевизору видела этого корреспондента. Он появлялся в кадре то на борту военного самолета, то вещал из зоны ЧС.
Около месяца назад во время пресс-тура для журналистов я оказалась на военной авиабазе в Талдыкоргане. Там состоялось мое знакомство с Григорием Беденко. Многие коллеги называют его экстремалом. Даже после тяжелого ранения, посещения горячих точек он всегда возвращался "в поле" снимать репортажи. По случаю Дня журналистики мы решили записать с Григорием интервью. Он рассказал о своей насыщенной и полной опасностей работе.
Григорий с детства мечтал стать журналистом. Поступил на журфак и после окончания вуза пошел на телевидение. 20 лет он проработал на телеканале "Хабар". Объездил почти весь Казахстан и многие страны мира.
Он снимал репортажи из горячих точек, попадая под обстрелы, вел прямые включения с космонавтами, находившимися на орбитальной станции "Мир", выезжал со съемочной группой в зоны чрезвычайных ситуаций, первым из казахстанских журналистов взял интервью у Хамида Карзая и других лидеров Афганистана.
Афганистан. Здесь Григорий был не раз и готов снова сюда вернуться. Для него эта страна одна из самых интересных по картинке. "Куда ни направь объектив, везде получается шедевр", - отмечает он. В начале 2000-х годов Григорий регулярно выезжал в Афганистан со съемочной группой. Он вспоминает: в тот период талибы захватили практически всю страну.
"Мы были в таком населенном пункте - Ходжа Бахауддин, это средневековый кишлак, там даже электричества не было. Рядом с этим кишлаком есть гора Айханун, это место, где сливаются две реки, Пяндж и Кокча. Очень интересное место. Мы прибыли туда, где были войска, там нас встретил полевой командир. И когда мы начали подниматься в гору, нас предупредили: "Аккуратней, там снайпер". Мы сняли видео, даже стрельбу удалось заснять. В один момент поворачиваюсь, смотрю, моего оператора нет. Начинаю лихорадочно искать его взглядом.
"Оказывается, он залез на вершину холма, решил красивый план снять. И талибы начинают стрелять: пуля проходит высоко, потом снова, но уже чуть ниже. Я не знаю, откуда у меня силы взялись, какой- то тигриный прыжок я совершил, схватил оператора за ремень и потянул вниз. Потому что третий выстрел точно был бы в цель. В тот момент не страшно было, а когда начинаешь вспоминать..." - рассказывает Григорий.
Журналист отмечает, в самые неспокойные времена в афганской столице в месяц могло произойти более десятка терактов. Кабул всегда был одним из самых неспокойных городов, отмечает журналист.
Афганские бойцы в кишлаке Гузар, Кабул.
Во время одной из поездок Григорию Беденко удалось взять интервью у афганского полевого командира, министра обороны Ахмад Шаха Масуда.
"Это, наверное, был один из моих лучших репортажей за все время работы в журналистике. Тогда мы познакомились с генералом Абдул Рашидом Дустумом - лидером этнических узбеков, который сейчас достаточно влиятельный человек в Афганистане", - вспоминает Григорий Беденко.
Потом были интервью с бывшим президентом Хамидом Карзаем и с Рулой Гани - супругой нынешнего лидера Афганистана Ашрафа Гани Ахматзая.
"Рула Гани - американка ливанского происхождения. Она известна своей активной борьбой за права женщин. В Афганистане ее называют Биби Гюль. Первая леди активно занимается благотворительной и правозащитной деятельностью и делает заявления в прессе, в которых говорит о необходимости добиться равноправия мужчин и женщин в Афганистане", - отмечает казахстанский журналист.
Интервью с первой леди Афганистана Григорий Беденко записал для документального фильма о борьбе афганских женщин за свои права. Съемки проходили в 2018 году в Кабуле.
Этот снимок Григорий сделал в районе Чарсада. Это недалеко от пакистанского Пешавара, куда казахстанский журналист приехал в 2011 году. Там он снимал репортаж о последствиях сильнейшего наводнения в регионе.
"В том районе есть река Сват, приток Инда. Река Инд вышла из берегов и затопила огромный регион. Тогда Казахстан решил оказать гуманитарную помощь и отправил туда самолет с грузом. Мы прилетели в Исламабад. Там мы попросили наших дипломатов организовать поездку в зону бедствия. До Пешавара была отличная дорога. Ее протяженность - примерно около 200 километров от Исламабада. Говорили, что эта дорога самое опасное место в Пакистане, что там постоянно на иностранцев нападали".
"Там мы посетили пострадавшие поселки, побывали в лагере беженцев, у которых стихия все уничтожила. Интересно, в поселке в основном находились калаши (небольшой дардский народ). Они проживают в горной местности и считаются потомками древних греков. Они не мусульмане, что может считаться нонсенсом для этого региона, у них восточная внешность, но голубые глаза, до сих пор исповедуют языческую религию", - рассказывает Григорий Беденко.
Снимок пакистанской девочки Григорий Беденко сделал в местности под названием Чарсада, недалеко от Пешавара. Эта фотография напоминает фото американского фотожурналиста Стива Маккарри. Его знаменитая фотография "афганской девочки" впервые появилась на обложке журнала National Geographic.
Эти снимки Григорий Беденко сделал во время поездки в сектор Газа.
Супруга Григория Беденко тоже журналист. Она всегда с пониманием относилась, когда муж отправлялся в горячие точки, но все равно сильно за него переживала.
"Вопросов не возникает, если надо, значит надо. Она знает, что такое работа журналиста. Конечно же, есть опасения, переживает. Когда я в прошлом году в Афганистане был, супруга себе места не находила, пока я не приехал домой", - говорит Григорий.
"Распределение гуманитарной помощи", - так автор подписал этот снимок, сделанный в секторе Газа в лагере для беженцев.
Иран, Ирак, Израиль, Нагорный Карабах - здесь казахстанский журналист тоже побывал. В эти командировки Беденко выезжал, работая на телевидении. Со временем, когда технологии позволили получать картинку и информацию в режиме онлайн, командировок у журналиста стало меньше. Григорий принял для себя непростое решение покинуть телеканал и уйти в свободное плавание.
"В один прекрасный момент новое руководство решило, что это все не нужно, когда есть мировые издания, у которых можно брать и фото, и видео. В результате таких командировок стало все меньше и меньше. Ну что такое журналист, который не выезжает в командировки? Потом как-будто какая-то деградация пошла... Снимали какие-то коровники, курятники. Мы уже дальше Каскелена и Талгара не выезжали. Я почувствовал, что если я сейчас не уйду, то я многое потеряю", - признался Григорий.
Летом 1996 года Григорий отправился на таджикско-афганскую границу в составе коллективных миротворческих сил. Следуя с колонной, он сидел на броне БТР, не подозревая о том, что военная машина перевернется. Ему удалось спастись, но травмы были серьезными. На восстановление у журналиста ушли долгие месяцы.
"Мы сидели на броне с Турганбеком Стамбековым (экс-глава Погранслужбы КНБ РК, погибший во время крушения Ан-72 в декабре 2012 года - прим. автора). Тогда около 10 грузовиков с личным составом шли для замены личного состава нашего батальона на одной из застав в районе Джавайского ущелья. Когда колона двигалась обратно, на подъеме БТР перевернулся. Ребята говорили, что на дороге огромный камень был. Все получили травмы, у меня была самая тяжелая - ногу раздробило. Сначала мы в госпитале в Душанбе лежали. Потом полгода в Алматы. Стамбеков тоже получил травмы, сумел встать на ноги. Такой волевой человек был. К сожалению, он потом на самолете разбился", - вспоминает Григорий.
Врачи боролись за то, чтобы спасти Григорию ногу. Травма была серьезной, но часть ноги пришлось ампутировать. Эти испытания журналист стойко выдержал. После протезирования Григорий встал на ноги и снова начал выезжать на съемки.
Во времена работы на телевидении Григорий Беденко сделал много репортажей на тему космонавтики. Регулярно со съемочной группой он выезжал на Байконур. Коллеги всегда шутили, "разве ты там уже не все снял".
"Тема Байконура - она мне стала интересна буквально после первого посещения. Вы знаете, это такое место, там один раз побывал - и все... Так же, как и Афганистан - уже тянет обратно. Я не знаю, что за магнетизм. Байконур - особенное, совершенно удивительное место. Хочется приезжать и приезжать туда", - признается Григорий.
"Мне очень повезло, я работал в тот период, когда действовала программа по информационной поддержке всех проектов, связанных с Байконуром. Когда Талгат Мусабаев находился во второй раз на станции "Мир" в качестве командира экипажа, агентство "Хабар" организовало акцию. Мы отправили ему с грузовым кораблем "Прогресс" гитару. Мы провели прямой эфир с орбитальной станцией "Мир". Это, конечно, был совершенно уникальный проект. Наверное, сегодня такое включение при желании можно сделать, но, наверное, таких информационных поводов особо нет", - отмечает журналист.
Григорий отмечает, наравне с космонавтикой ему всегда была близка и тема авиации.
Позже, уйдя с телевидения, он станет свободным журналистом и вплотную займется авиацией.
"Поскольку тема космонавтики и авиации взаимосвязаны, я начал интересоваться и авиацией. В свое время у нас был министр обороны Мухтар Алтынбаев. Он летал, будучи даже министром, приезжал на аэродром и разок-другой летал. Вы же понимаете, летчик без неба уже не может", - отмечает Григорий Беденко.
Сейчас Григория Беденко чаще всего можно увидеть с фотоаппаратом на каком-нибудь авиасалоне или авиашоу мира.
"Я очень хотел бы развивать казахстанскую авиацию именно за рубежом, именно в информационном плане, чтобы побольше было публикаций в зарубежных изданиях", - отмечает Григорий.
Выступление пилотажной группы Sarang ("Павлин") индийских ВВС на открытии авиасалона в Индии.
"Один раз мне разрешили управлять военно-транспортным самолетом Ан-12. Конечно, интересные ощущения были: огромный тяжелый самолет, а управляется, оказывается, очень легко", - поделился впечатлениями журналист.
"Художественную фотографию я очень люблю, и это значительная часть моей жизни", - говорит Григорий Беденко. В его портфолио много снимков, сделанных во время путешествий. В памяти остались незабываемые впечатления от посещения Индии и Мьянмы.
"В Мьянму раньше было проблематично въехать. Там что-то такое мистическое есть. Особенно в старинном городе Баган. Мьянма очень недооценена нашими туристами. Можно сказать, что она у нас еще не совсем раскручена", - считает Григорий.
Сейчас это место стало своеобразной буддистской Меккой и популярным туристическим центром.
Однажды казахстанец побывал на торжестве Кумбха-Мела (праздник кувшина). Это один из главных индуистских праздников.
Индусы считают, что во время Кумбха-Мелы возрождающаяся в водах священных рек амрита становится доступна для простых смертных, которые, окунувшись в нее, смывают с себя грехи.
Первыми в воду заходят обнаженные отшельники наги, затем другие верующие. В фестивале участвуют адепты самых разных, порой экзотических форм индуистских верований. Люди верят в чудодейственную силу обряда омовения и на протяжении вот уже многих веков исполняют это предписание.
"Этот вид символизирует, что все эти люди отречены от всего материального, мирского. Они покрывают свое тело пеплом, который символизирует прах человека", - говорит казахстанский журналист.
Сейчас Григорий свободный журналист и по-прежнему выезжает на съемки. Теперь он находится в Москве на Международном военно-техническом форуме "Армия-2019". В планах журналиста отправиться однажды в Сирию, Донбасс и Чернобыль.
"Ни разу там не был. Хотелось бы поехать и самому узнать, что на самом деле там происходит", - говорит журналист, на куртке которого красуется надпись: Follow me (Следуй за мной).
Подготовила Асель Сатаева. Фото ©Григорий Беденко.