О себе
О себе
Я обычная стюардесса отечественной авиакомпании. Работаю уже несколько лет. О том, чтобы стать стюардессой, раньше особо не думала - до того как начала летать работала вообще в другой сфере. Как туда попала? Очень просто - услышала о наборе и отправила заявку.
Путь к "мечте"
Когда мне позвонили из авиакомпании, первым же вопросом было: умею ли я плавать? Меня это еще тогда удивило, и кстати, этот навык потом еще и проверили. Оказывается, это необходимо при приводнении. Если самолет сядет в воду, мы должны не просто держаться на плаву - мы должны спасать других пассажиров. Многие боятся за свой английский, но исходя из опыта я вам скажу - он тут не так важен, шикарный разговорный английский большинству не пригодится. Общение с пассажирами обычно сводится к набору стандартных фраз, и тут вполне можно обойтись средним уровнем. Хотя стоит признать, что в последнее время отбор в этом плане усиливается.
Собеседование проходит в несколько этапов. Непосредственное собеседование, на котором отсеиваются очень много претенденток, затем различные тесты, работа в команде, а затем финальное собеседование, где спрашивают абсолютно все.
На этом проверка не заканчивается, если ты прошел все этапы, тебя ждет медосмотр. Здесь проверка идет по полной, проверяют почти все показатели. Далее идет обучение, пробные вылеты и прочее.
Кто работает?
Сейчас бортпроводников набирают с 18 лет. Раньше брали тех, кто постарше. В основном сейчас работают молодые девочки 97-99-го года. Есть и уже в возрасте - 45-46 лет, но это очень большая редкость. Мужчины тоже работают, но тут ситуация разная, в Алматы, например, их работает больше, а в Астане мало.
Самое тяжелое
Для меня самое тяжелое в работе - это график. Ночные полеты очень сильно утомляют, приходится работать в то время, когда ты должен спать. Утренние рейсы тоже утомительны, они обычно местные. Вот, например, в 4 часа утра за тобой приезжает развозка. К этому времени ты уже должна быть полностью готовой: волосы собраны в пучок, форма отглажена, туфли с каблуками, идеальные колготки и, конечно же, полный макияж. Кстати, колготки - это вообще катастрофа, мы всегда берем их с собой по несколько пар, потому как на них постоянно появляются стрелки, а в таком виде к пассажирам выходить нельзя. Туфли - тоже отдельный разговор - у нас два вида обязательной обуви: для самолета туфли на двухсантиметровом каблуке и для передвижений вне самолета туфли с каблуком пять-шесть сантиметров. Как вы думаете, легко ли ходить на таких каблуках после шести-восьми часового полета? Волосы тоже должны быть всегда стянуты в пучок, и, конечно, сетка - попробуй-ка ее не надеть, сразу схлопочешь выговор.
На борту находиться тоже нелегко. Перепады давления, сухой воздух, от этого кожа шелушится, глаза слезятся постоянно. Приходится пить очень много воды.
В неделю бывает разное количество рейсов, в среднем около пяти вылетов. Помимо этого, к тебе могут применить определенный статус, когда ты должен быть наготове - могут вызвать, а могут не вызывать.
"Паксы"
Пассажиров мы между собой называем "паксы", так вот, больше всего проблем, конечно, доставляют пьяные клиенты. Вообще, на борт нетрезвых пускать нельзя, но иногда они очень сильно упрашивают и мы их пускаем. Иногда они напиваются уже на борту, но это уже наша проблема - мы такое не должны допускать. Кстати, был случай, когда на борту летела семейная пара, и мужчина, напившись, начал избивать свою жену. Его успокаивал целый экипаж, а по прилете мы сдали его в полицию.
Дети и их мамочки. Утомляют они сильно. Есть определенные семейные рейсы, например летом в Дубай. Обычно этими бортами летит очень много мамочек с детьми. Что иногда творится в салоне - это просто ужас: дети бегают, капризничают, никого не слушают, а мамы спят, считая, что если они оплатили билет - это уже наши проблемы. Кстати, здесь часто родители садятся в бизнес-класс, а детей сажают в эконом, и потом малыши носятся туда-сюда. Молоко им надо наливать, теплую воду смешивать, но, конечно, есть и те, которые за это всегда тепло благодарят, и тогда как-то легче.
Китайские туристы. Они постоянно ходят со своими термосами, в которые всегда просят доливать горячую воду, причем до краев. А вдруг турбулетность будет? Страшно же, обольет всех кипятком. Ну и еще они не говорят на английском и что-то объяснить им очень тяжело.
Случаи, конечно, разные бывают. Однажды, например, во время перелета пьяный пассажир просто обмочился. Хорошо, что у него в багаже нашлась запасная одежда и мы его быстренько провели в туалет и переодели.
Домогательства
Такие случаи бывают, но, честно сказать, нечасто. Комплименты, да, это частенько, а домогательства редкость, и слава богу. Хамовато себя, конечно, ведут многие, агашки, например, в бизнес-классе. Хотя обычно дальше банального "подката" ничего не доходит.
Знаменитости
Как-то знакомые летали с Филиппом Киркоровым. Он на стюардесс не смотрит вообще. Заказывает что-то, обращается, но даже не смотрит в сторону нас. Не то чтобы он презирает бортпроводников - он просто не замечает их, ну его, конечно же, можно понять. Еще знакомые рассказывали о перелете Скриптонита. Он летел в экономклассе, коллеги его, музыканты, очень веселые ребята, а сам Скриптонит сидел спокойно, ничего не пил, только покушал. Волочкова вот на борт поднялась как звезда. Правда, к ней наши относились совершенно спокойно, автографы она сама раздавала, никто ее не упрашивал. Кстати, подруга рассказывала, что когда она летела с Головкиным, то не удержалась и попросила его о фотографии - он отказал.
О взятках
Многие говорят о том, что если бортпроводнику доплатить, можно получить какие-либо дополнительные "фишки". Здесь мне трудно справедливо рассудить. Это специфика некоторых отдельных компаний, отдельных городов и экипажей. Где-то на это смотрят проще - договорившись со старшим и доплатив пару сотен долларов, можно пересесть в свободный бизнес-класс, а где-то это под строгим запретом - там не договоришься ни за какие коврижки. Ну а в качестве совета: здесь надо действовать очень тонко, инструкция ведь это запрещает, получается, что это "левак", который, кстати, обычно делится между всеми.
Полет
Как мы коротаем время в полете? Нам разрешено пользоваться смартфонами, правда, в авиарежиме - инструкция нам этого не запрещает. Общаемся с экипажем, с пилотами.
Нас часто спрашивают, как нас учат не бояться полетов и сохранять спокойствие. Особых методик нет, это приходит со временем. Да и вообще, какой человек, боящийся полетов, пойдет в эту профессию?
Полеты бывают двух типов: разворотный и "эстафета". При разворотном рейсе мы останавливаемся в городе максимум на час. Прилетели-улетели. Если "эстафета", то мы задерживаемся там на день или полтора. Когда мы прилетаем, мы останавливаемся в гостинице. Туда нас привозит компания, она же оплачивает проживание. Затем у нас свободное время, и за нашу безопасность в это время отвечает капитан самолета, и главное для него - чтобы мы явились на трансфер вовремя и быть готовыми.
О романтике в работе
Честно скажу, лично для меня романтики в этой работе нет. Для меня это просто работа. Многие девочки, конечно, идут сюда с восторженными ожиданиями - ожидают красивой жизни, легкой работы, жаждут посмотреть мир. Нельзя, конечно, сказать, что это вообще не так, но и романтики здесь особой нет, ну или однообразие этой работы не дает полностью это прочувствовать.
Как бы это ни звучало, лучшее время для нас - это когда у твоего рейса проблемы с вылетом из какой-либо страны. Тогда прилетают инженеры, начинают чинить борт. Если задержка на день или более, вот тогда я эту романтику и чувствую. Нам выплачивают суточные, мы получаем возможность по-настоящему отдохнуть, расслабиться, но бывает такое нечасто.