“Пельмени судьбы“, или зачем женщины едут в шымкентский “Кыз аулие“

Аружан Дарибай
Аружан Дарибай Корреспондент-редактор
Роман Павлов
Роман Павлов Видеооператор, видеоинженер

ПОДЕЛИТЬСЯ

“Пельмени судьбы“, или зачем женщины едут в шымкентский “Кыз аулие“ Фото: Tengrinews.kz/Роман Павлов

Ежедневно десятки женщин из разных стран приезжают на "святое место" в городе Шымкенте в надежде забеременеть, выйти замуж или подняться по карьерной лестнице. Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в южный мегаполис, чтобы своими глазами увидеть загадочную точку притяжения для сотен девушек.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ежедневно десятки женщин из разных стран приезжают на "святое место" в городе Шымкенте в надежде забеременеть, выйти замуж или подняться по карьерной лестнице. Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в южный мегаполис, чтобы своими глазами увидеть загадочную точку притяжения для сотен девушек.

О существовании этого места нам рассказали сами шымкентцы. По их словам, в городе есть колодец, куда съезжаются женщины не только из Казахстана, но и из соседних стран. Многие верят, что, если там побывать, можно обрести любовь, семью и долгожданную беременность; кто-то ищет духовной поддержки.

Мавзолей в Шымкенте

Итак, из центра города мы направляемся в сторону Сайрамского района. Справа от дороги замечаем подземный переход. Именно через него ведёт дорога к небольшому мавзолею, известному как "Кыз аулие".

Кыз аулие. Шымкент

Согласно легенде, в древние времена на этом месте трагически погибли три девушки, отказавшиеся выйти замуж за джунгар и решившие сражаться за свободу. После этого место стало считаться священным.

Место, куда приезжают все женщины

У входа висят правила посещения: женщинам рекомендуется приходить в платке и закрытой одежде, мужчины не допускаются в шортах.

Рекомендации по одежде

На территории расположен старый колодец. Здесь мы увидели мальчика, который убирал сухую траву.

Мальчик убирает траву

За ним вышла женщина, оказавшаяся смотрительницей мавзолея. Как рассказала Айгуль, она следит здесь за порядком и чистотой, а её внук помогает ей.

Женщина, смотрительница мавзолея

По её словам, её мать Ултуар апа в 1988 году пришла сюда после девяти лет бездетности. Вскоре у неё родился ребёнок, и после этого она 30 лет служила хранительницей святыни.

"Она родила пятерых детей: трёх дочерей и двух сыновей. Пять лет назад мама ушла из жизни, теперь я продолжаю её дело", — говорит Айгуль.

Колодец

"Пельмени судьбы"

Как рассказала смотрительница, женщины приезжают в это место в надежде забеременеть, выйти замуж и подняться по карьерной лестнице. Существует особая ритуальная традиция, связанная с этим местом, — приготовление пельменей.

"Когда девушке исполнялось 18 лет, родные начинали тревожиться за её будущее. Чтобы судьба "сдвинулась с места", её заставляли лепить пельмени. Считалось, что после этого начинают приходить сваты", — пояснила Айгуль.

Вода, колодец, Шымкент.

У блюда есть и второе название — "пища упрямых предков". Заворачивая тесто, девушка как будто "развязывает узлы" своей жизни.

Обычно девушки готовят пельмени вместе с матерью. После молитвы угощение раздают, а затем женщины сами убирают за собой. Мать в завершение благословляет дочь: "Ты больше не гость в этом доме. Я отпускаю тебя от сердца и выпускаю за свой порог".

Тесто

Во время нашей беседы группа женщин раскатывала тесто и готовила мясо — ритуал продолжает жить и сегодня.

Приготовление теста

Женщина варит тесто

По словам смотрительницы, сюда приезжают не только казахстанки, но и женщины из Узбекистана, Кыргызстана, России и Турции.

"Каждый месяц бывает более сотни приезжих", — отмечает она.

Женщина раскатывает тесто

Что говорят эксперты

Культуролог Абылайхан Калназаров отмечает, что культ святых мест занимает особое место в духовной традиции казахов. Однако некоторые обряды, вроде приготовления пельменей, по его словам, относятся, скорее, к народным обычаям, чем к каноническим практикам.

"Лично я знаком с этим местом, но никогда не слышал о подобных ритуалах. Тем не менее такие представления встречаются и у других тюркских народов. Это больше связано с индивидуальными ожиданиями и интерпретациями, чем с официальной традицией", — говорит он.

Пожилая женщина раскатывает тесто

По его словам, подобные действия можно рассматривать как часть народного быта.

"С психологической точки зрения это работает как эффект плацебо: ритуал даёт надежду и внутреннее спокойствие. Но вера — это энергия, которая способна менять реальность", — отметил он.

Мальчик, мавзолей

Калназаров добавил, что важно отличать духовные практики от поверхностных обычаев.

Примечание: поверья относятся к элементам народной культуры и не имеют научного подтверждения. Они основаны на традициях и личной вере. Специалисты напоминают, что подобные методы не могут заменить профессиональную медицинскую помощь.

Тем не менее колодец "Кыз аулие" продолжает собирать женщин. Для одних это древняя легенда и культурное наследие, для других — личный путь к вере и поддержке. И если кому-то эта народная традиция помогает обрести внутреннее спокойствие и соединяется с заботой о себе — это вполне способно привести к благоприятным переменам в жизни.

Читайте также:

Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана

Есть ли жизнь на пенсии? Как дедушки и бабушки из Астаны нашли новые смыслы

"И к арбузам с душой надо!" Казахстанец превратил суровый север в знойный юг

У Джунгарских ворот. Репортаж из самого ветреного села Казахстана

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 504.61  course up  587.93  course up  6.63  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 5
Астана -1
Актау 5
Актобе -2
Атырау 6
Б
Балхаш 0
Ж
Жезказган -2
К
Караганда 0
Кокшетау -1
Костанай 1
Кызылорда -2
П
Павлодар -4
Петропавловск 0
С
Семей 4
Т
Талдыкорган 5
Тараз 6
Туркестан 0
У
Уральск 0
Усть-Каменогорск 7
Ш
Шымкент -5

 

Редакция Реклама
Социальные сети