На новых улицах Астаны сейчас уже не так часто можно встретить что-либо, связанное с прошлым города. Постепенно сносятся дачные массивы и частный сектор, а некогда маленькие улочки превращаются в широкие проспекты. Однако в Алматинском районе до наших дней, выстояв ограбление, тяжелое время рэкета и отсутствия товаров, а также несколько кризисов, "дожил" один очень интересный магазинчик. На этом месте он стоит уже почти 40 лет и знаком целиноградцам по товарам сначала для сада и огорода, а потом - и по всему тому, что было в дефиците.
На новых улицах Астаны сейчас уже не так часто можно встретить что-либо, связанное с прошлым города. Постепенно сносятся дачные массивы и частный сектор, а некогда маленькие улочки превращаются в широкие проспекты. Однако в Алматинском районе до наших дней, выстояв ограбление, тяжелое время рэкета и отсутствия товаров, а также несколько кризисов, "дожил" один очень интересный магазинчик. На этом месте он стоит уже почти 40 лет и знаком целиноградцам по товарам сначала для сада и огорода, а потом - и по всему тому, что было в дефиците.
Сейчас к павильону вплотную подобрались жилые комплексы. Поэтому не исключено, что в ближайшие годы этот островок прошлого тоже исчезнет. Корреспонденты Tengrinews.kz заглянули в необычный магазин, чтобы переместиться на несколько десятков лет назад.
Небольшая предыстория. Как рассказывается на платформе Fading.TSE, в 80-е в Целинограде (так Астана называлась до 1992 года) функционировали семь летних павильонов, которые работали не круглогодично, а во время так называемого дачного сезона. В них горожане закупались всем необходимым: инструментами для сада, удобрениями, семенами и так далее. Ими управляло Целиноградское розничное торговое объединение "Промтовары". До наших дней дожил лишь один такой павильон, располагавшийся в микрорайоне "Энергетик". Он был открыт в 1984 году. Сейчас здесь пролегает улица Шарля де Голля.
В 1991 году этот павильон взяли в аренду Николай Силиниченко и его супруга. Со временем они стали полноправными владельцами магазинчка.
"Здесь рядом был троллейбусный парк (троллейбусы в Астане курсировали по маршрутам до 2008 года). А неподалеку был большой дачный массив. Поэтому здесь актуальным был этот магазин, который работал только летом в течение, получается, около семи лет. Когда объединение промтоваров расформировывали, у меня там, кстати, жена работала, нам предложили в аренду взять этот павильон. Мы сразу утеплили его, провели центральное отопление. Все своими силами.
У нас когда-то даже 11 человек работали, КамАЗ был, ГАЗон, пирожковоз. Это же были 90-е, отсутствие товара, в то время мы продавали в этом павильоне все. Иной раз магазин был так забит, что людям уже отказывали в принятии комиссионного товара. Таким наличием товара далеко не каждый киоск или магазин в 90-е мог похвастать. Шины продавали - тут до самого перекрестка очередь стояла. Было все: комиссионные товары, одежда, запчасти, игрушки, шапки, дубленки, телевизоры, магнитофоны, продукты. Даже видеопрокат был. В комиссионку много своих товаров сдавали немцы, которые готовились к переезду на родину", - вспоминает Николай Силиниченко.
В целом в 90-е и до середины 2000-х киоски и небольшие магазинчики были распространены практически во всех крупных городах на постсоветском пространстве. К примеру, в Астане немало их было на месте, где сейчас стоит БЦ "Аффари".
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сейчас в павильоне на Шарля де Голля снова торгуют лишь товарами для сада и огорода, как 40 лет назад. Николай Иванович рассказал, как они с женой в первые годы поменяли в помещении советские витрины на более новые, а также заказали небольшое оформление у местного художника. Он, в свою очередь, добавил в интерьер фрагменты с резьбой по дереву и авторской росписью.
С тех пор эти элементы неизменно украшают самобытный магазин, сохранивший атмосферу того времени.
К слову, по весне полки павильона наполняются самыми разными товарами для сада. А вот ближе к концу дачного сезона выставленного на продажу становится меньше.
У других подобных магазинчиков судьба оказалась куда более плачевной. Некоторые из них закрылись и были снесены, другие - сожжены бандитами. Что говорить, если даже этот павильон в одну из ночей ограбили, проломив стену.
"Это изначально было симпатичное кирпичное здание. В 90-е годы со стороны троллейбусного парка грабители залезли, выбив стену. Шапки, дубленки - много чего украли. Охрана, которая была ответственна за то, что должны были датчики поставить, но затянули с этим, в итоге компенсировала мне ущерб. Но возместили не деньгами, а выделили нам людей с автоматами для поездок в командировки за товаром. Тогда же рэкет везде был", - рассказывает владелец магазина.
"Бандюганы, конечно, к нам в павильон приходили. В то время ведь бывали моменты, когда "отжимали" бизнес. Но я их всех знал, так как когда-то с ними в школе учился. Поэтому нас никто не трогал. Во время командировок, помню, на таможне стоишь и слышишь истории, как где-то кого-то хлопнули, ограбили. А у нас с собой охрана с автоматами была, в то время еще можно было границу с оружием пересекать.
Нам пришлось этот момент продумывать, иначе никак, потому что был случай, когда прятаться в лесу пришлось. Мы везли холодильники из Новосибирска. Позади нас еще КамАЗист из Караганды попросился пристроиться, за нами ехал, у него тоже были холодильники, и охранники с пистолетами с ним рядом сидели. Когда мы увидели, что за нами слежка, мы успели в лес свернуть и спрятаться, а тот КамАЗ рэкетиры позже остановили и все холодильники у них забрали. Опасное время было, но интересное", - вспоминает Николай Иванович.
Когда столицу начали застраивать новыми домами и районами, магазин переключился на товары для стройки.
"Когда строили гостиницу "Интерконтиненталь" (Ramada Plaza), всю опалубку на наших гвоздях строили. Гвозди эти целыми КамАЗами брали. На базар мы наш товар вывозили, и там мои люди продавали его. Потом стройки было все меньше и меньше. Появились уже специализированные строительные магазины. Появилось много китайского товара. Потихонечку мы перешли на основной вид торговли - для сада и огорода", - рассказывает мужчина.
Николай Иванович имеет большой опыт ведения сада. Плюс ко всему его супруга окончила сельхозинститут. Поэтому в этом павильоне всегда дадут совет и подскажут, что лучше приобрести на тот или иной случай.
"У меня во дворе 25 яблонь растет. Абрикос даже растет, привитый, зимостойкий", - говорит наш собеседник.
Николай Иванович вспоминает, что во время строительства рядом жилых комплексов боялся, что магазин может рухнуть из-за забивки свай.
"Тут кошмар был, у меня на складе даже фундамент лопнул. Крыша ходуном ходила. Но не снесли. Построили дом в обход нашего павильона. Разговоры о сносе давно ведут. И вроде как по генплану нас должны снести. Да и владельцы бизнеса и жители ЖК, скажем так, не очень рады соседству с нами. Где-то мы с улицы их вывески закрываем собой, где-то и проезду мешаем, и в целом уже не вписываемся внешне.
Смотря, конечно, какую компенсацию дадут, но мы ее планируем вложить в бизнес. У меня есть сын, у него три дочери, поэтому бизнес нужно продолжить. Да и жить на пенсию не получается, как говорится. Несмотря на то, что дач в городе становится все меньше, у людей есть подворье. Люди все равно: кто-то теплицы ставит, кто-то огород выращивает. Некоторые заходят к нам, кто не был здесь по 10-20 лет, удивляются, что наш магазин до сих пор стоит", - резюмировал Николай Иванович.
Ну а пока двери магазинчика открыты по будням и в субботу. В соцсетях коренные жители города удивляются, когда узнают, что он до сих пор функционирует.
"Портал в прошлое", "Сначала заезжали на хлебозавод купить пряники самые вкусные с гвоздикой, потом в этот магазинчик и на дачу. Вернули обратно в детство. Обязательно зайду в этот магазинчик снова", "Рядом пятак был, где можно было нанять рабочих на дачу", "Любимый магазин перед отправлением на дачу", - так о магазинчике отзываются те, кто до сих пор о нем помнит.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.
Фото: Турар Казангапов.