ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
25 июля 2023 | 06:53

Почему проспект Абая стал неуютным, или Зачем срубили многолетние деревья в Алматы

Шокан Алхабаев
Шокан Алхабаев Старший корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото: Яндекс Карты Фото: Яндекс Карты

В последние годы одна из центральных улиц Алматы претерпела значительные изменения. Сначала главная артерия мегаполиса протянулась в западную сторону и стала длиннее на 4700 метров, открыв новое "дыхание" для автомобильного потока. Что касается восточной части, то ее облик тоже существенно преобразился. Правда облегчило ли это жизнь горожанам - вопрос спорный и личного восприятия. О причинах читайте в материале Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В последние годы одна из центральных улиц Алматы претерпела значительные изменения. Сначала главная артерия мегаполиса протянулась в западную сторону и стала длиннее на 4700 метров, открыв новое "дыхание" для автомобильного потока. Что касается восточной части, то ее облик тоже существенно преобразился. Правда облегчило ли это жизнь горожанам - вопрос спорный и личного восприятия. О причинах читайте в материале Tengrinews.kz.

Я живу на окраине города возле ледового дворца "Алматы арена". В конце июня решил по делам заехать в центр города и проехался по Абая. Путь мой состоял в восточном направлении, а на проспект я попал в районе улицы Муканова - Байзакова.

Вначале поездка была обычная: знакомые здания, некоторые обновленные рекламные щиты. Но после Байтурсынова реальность будто бы изменилась: я словно попал в какой-то чужой город.

Не было этой привычной Абая. Чего-то здесь не хватало...

... или было утеряно. Мне было некомфортно передвигаться по такой улице.

Несколько перекрестков подряд меня не покидало это странное чувство.

И вот, проезжая пересечение с проспектом Назарбаева...

... а потом приближаясь к проспекту Достык, я начал припоминать. Я вспомнил тот самый первый раз, когда увидел улицу Абая такой.


Фото Tengrinews.kz/Шокан Алхабаев©

Было это несколько лет назад, когда на странице одного из Instagram-пабликов опубликовали снимок проспекта Абая. Кадр был сделан в 60-е годы прошлого столетия. На нем запечатлен район пересечения с улицей Масанчи.

Как можно заметить, облик магистрали в то время был совсем другим. Да, улица визуально была широкая. Но из-за своего масштаба и размеров она казалась слегка неуютной. Я понял, что в современное время дарит проспекту этот уют - это деревья. А точнее - их размеры.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Старая Алма-Ата | Верный (@almaty.memories)

Я точно помню, что на разделительной полосе на проспекте Абая стояли высокие ели и другие деревья. Убедиться в моей правоте мне помог картографический сервис "Яндекс". Для сравнения был взят участок возле станции метро "Абай" рядом с университетом UIB.


Фото: Яндекс Карты

Но кто же спилил эти многолетние деревья, которые простояли бы еще как минимум столько же? А главное - почему? С этим вопросом мы обратились в акимат Алматы. Там ответили, что деревья на разделительной полосе были снесены в рамках пятилетней городской программы.

"По указанному участку были проведены работы по сносу аварийных деревьев в рамках пятилетней городской программы по сносу аварийных и ослабленных деревьев, представляющих угрозу и портящих эстетический вид улицы. На участке вырублено порядка 30 деревьев, высажено порядка 150 молодых саженцев.

Работы по вырубке по Абая продолжаются в рамках вышеуказанной программы. По проспекту также запланированы работы по посадке деревьев в осенний период", - заявили в управлении экологии и окружающей среды.


Фото управления экологии и окружающей среды

Отмечается, что ранее была проведена инвентаризация зеленых насаждений и на территории города насчитывается свыше 84 тысяч аварийных деревьев. Из них 35 тысяч расположены вдоль улиц, а 49 тысяч - на дворовых территориях.

"По плану работы в 2022 году вдоль магистральных дорог, в парковых зонах и на внутридворовых территориях вырублено пять тысяч аварийных деревьев и вместо них высажено 50 тысяч молодых саженцев. В текущем году вместо вырубленных планируется высадить 169-250 тысяч молодых саженцев. В настоящее время заключены договоры по восьми районам, начата работа по вырубке аварийных деревьев на территориях общего пользования.

"Перед началом работ по вырубке аварийных деревьев производится их тщательный осмотр с привлечением научных сотрудников (КазНИИ Защиты и карантина растений имени Жиембаева) и эко-активистов", - добавили в акимате.


Фото управления экологии и окружающей среды

Однако в соцсетях пользователи негодуют: их не устраивает такой ответ. Алматинцы задаются вопросами о том, почему деревья не высыхали раньше. Ответ мы нашли у эко-активиста, общественника и основателя организации Kaz Eco Patrol Тимура Елеусизова.

"Сейчас идет очень серьезный процесс, когда коммунальщики зимой сыпят очень много реагентов и соли. По стандарту благоустройства во время обработки дорожного полотна только 15 процентов должна составлять соль, а все остальное - отсев. Но из-за многочисленных жалоб горожан акиматом было принято решение 100-процентно все посыпать солью.

Когда мы взяли образцы проб почвы по разделительной полосе на проспекте Абая между Достык и Конаева, мы были очень сильно шокированы результатами экспертизы. Там были крошки от резиновых шин и колодок. Но количество содержания тяжелых металлов было запредельным. Самое высокое содержание - это свинец и соль. Это говорит о том, что корни быстро осушаются и деревья засыхают", - заявил он.

Для решения проблем эколог предлагает запретить использовать обрабатывающие средства со 100-процентным содержанием соли. Также он озвучил идею с установкой на разделительной линии высоких клумб, чтобы различные вещества с дороги не попадали на грунт под зелеными насаждениями.

"Мы будем требовать, чтобы они изменили содержание дорожного полотна. Потому что сейчас посадили молодые саженцы, за которыми требуется правильный уход и защита. И высокие клумбы как минимум полуметровой высоты помогают сокращать объем попадания солей и тяжелых металлов в грунты под растительностью.

Вопрос правильного ухода касается и старых деревьев. Потому что сейчас мы наблюдаем по городу недополив зеленых насаждений. А на разделительной полосе вообще не поливают, потому что думают, что там старые деревья и они сами найдут грунтовые воды, которые уже опустились еще ниже, из-за чего идет недополучение влаги. Также существует проблема заболевания деревьев, которых перестали белить известью. Я был в разных странах, где везде эта технология все еще применяется. Нам необходимо возродить эту практику", - подытожил Елеусизов.

Напоследок хочется привести подборку снимков с одного и того же перекрестка Абая и Масанчи, сделанных в разные десятилетия прошлого века.

На них видно, что зеленые насаждения вырастают очень медленно и приобретают свой приятный и эстетический вид спустя долгое время, украшая улицы нашего любимого мегаполиса.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Старая Алма-Ата | Верный (@almaty.memories)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Старая Алма-Ата | Верный (@almaty.memories)

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Старая Алма-Ата | Верный (@almaty.memories)

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.72  course down  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer