В последние годы одна из центральных улиц Алматы претерпела значительные изменения. Сначала главная артерия мегаполиса протянулась в западную сторону и стала длиннее на 4700 метров, открыв новое "дыхание" для автомобильного потока. Что касается восточной части, то ее облик тоже существенно преобразился. Правда облегчило ли это жизнь горожанам - вопрос спорный и личного восприятия. О причинах читайте в материале Tengrinews.kz.
В последние годы одна из центральных улиц Алматы претерпела значительные изменения. Сначала главная артерия мегаполиса протянулась в западную сторону и стала длиннее на 4700 метров, открыв новое "дыхание" для автомобильного потока. Что касается восточной части, то ее облик тоже существенно преобразился. Правда облегчило ли это жизнь горожанам - вопрос спорный и личного восприятия. О причинах читайте в материале Tengrinews.kz.
Я живу на окраине города возле ледового дворца "Алматы арена". В конце июня решил по делам заехать в центр города и проехался по Абая. Путь мой состоял в восточном направлении, а на проспект я попал в районе улицы Муканова - Байзакова.
Вначале поездка была обычная: знакомые здания, некоторые обновленные рекламные щиты. Но после Байтурсынова реальность будто бы изменилась: я словно попал в какой-то чужой город.
Не было этой привычной Абая. Чего-то здесь не хватало...
... или было утеряно. Мне было некомфортно передвигаться по такой улице.
Несколько перекрестков подряд меня не покидало это странное чувство.
И вот, проезжая пересечение с проспектом Назарбаева...
... а потом приближаясь к проспекту Достык, я начал припоминать. Я вспомнил тот самый первый раз, когда увидел улицу Абая такой.
Фото Tengrinews.kz/Шокан Алхабаев©
Было это несколько лет назад, когда на странице одного из Instagram-пабликов опубликовали снимок проспекта Абая. Кадр был сделан в 60-е годы прошлого столетия. На нем запечатлен район пересечения с улицей Масанчи.
Как можно заметить, облик магистрали в то время был совсем другим. Да, улица визуально была широкая. Но из-за своего масштаба и размеров она казалась слегка неуютной. Я понял, что в современное время дарит проспекту этот уют - это деревья. А точнее - их размеры.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Я точно помню, что на разделительной полосе на проспекте Абая стояли высокие ели и другие деревья. Убедиться в моей правоте мне помог картографический сервис "Яндекс". Для сравнения был взят участок возле станции метро "Абай" рядом с университетом UIB.
Фото: Яндекс Карты
Но кто же спилил эти многолетние деревья, которые простояли бы еще как минимум столько же? А главное - почему? С этим вопросом мы обратились в акимат Алматы. Там ответили, что деревья на разделительной полосе были снесены в рамках пятилетней городской программы.
"По указанному участку были проведены работы по сносу аварийных деревьев в рамках пятилетней городской программы по сносу аварийных и ослабленных деревьев, представляющих угрозу и портящих эстетический вид улицы. На участке вырублено порядка 30 деревьев, высажено порядка 150 молодых саженцев.
Работы по вырубке по Абая продолжаются в рамках вышеуказанной программы. По проспекту также запланированы работы по посадке деревьев в осенний период", - заявили в управлении экологии и окружающей среды.
Фото управления экологии и окружающей среды
Отмечается, что ранее была проведена инвентаризация зеленых насаждений и на территории города насчитывается свыше 84 тысяч аварийных деревьев. Из них 35 тысяч расположены вдоль улиц, а 49 тысяч - на дворовых территориях.
"По плану работы в 2022 году вдоль магистральных дорог, в парковых зонах и на внутридворовых территориях вырублено пять тысяч аварийных деревьев и вместо них высажено 50 тысяч молодых саженцев. В текущем году вместо вырубленных планируется высадить 169-250 тысяч молодых саженцев. В настоящее время заключены договоры по восьми районам, начата работа по вырубке аварийных деревьев на территориях общего пользования.
"Перед началом работ по вырубке аварийных деревьев производится их тщательный осмотр с привлечением научных сотрудников (КазНИИ Защиты и карантина растений имени Жиембаева) и эко-активистов", - добавили в акимате.
Фото управления экологии и окружающей среды
Однако в соцсетях пользователи негодуют: их не устраивает такой ответ. Алматинцы задаются вопросами о том, почему деревья не высыхали раньше. Ответ мы нашли у эко-активиста, общественника и основателя организации Kaz Eco Patrol Тимура Елеусизова.
"Сейчас идет очень серьезный процесс, когда коммунальщики зимой сыпят очень много реагентов и соли. По стандарту благоустройства во время обработки дорожного полотна только 15 процентов должна составлять соль, а все остальное - отсев. Но из-за многочисленных жалоб горожан акиматом было принято решение 100-процентно все посыпать солью.
Когда мы взяли образцы проб почвы по разделительной полосе на проспекте Абая между Достык и Конаева, мы были очень сильно шокированы результатами экспертизы. Там были крошки от резиновых шин и колодок. Но количество содержания тяжелых металлов было запредельным. Самое высокое содержание - это свинец и соль. Это говорит о том, что корни быстро осушаются и деревья засыхают", - заявил он.
Для решения проблем эколог предлагает запретить использовать обрабатывающие средства со 100-процентным содержанием соли. Также он озвучил идею с установкой на разделительной линии высоких клумб, чтобы различные вещества с дороги не попадали на грунт под зелеными насаждениями.
"Мы будем требовать, чтобы они изменили содержание дорожного полотна. Потому что сейчас посадили молодые саженцы, за которыми требуется правильный уход и защита. И высокие клумбы как минимум полуметровой высоты помогают сокращать объем попадания солей и тяжелых металлов в грунты под растительностью.
Вопрос правильного ухода касается и старых деревьев. Потому что сейчас мы наблюдаем по городу недополив зеленых насаждений. А на разделительной полосе вообще не поливают, потому что думают, что там старые деревья и они сами найдут грунтовые воды, которые уже опустились еще ниже, из-за чего идет недополучение влаги. Также существует проблема заболевания деревьев, которых перестали белить известью. Я был в разных странах, где везде эта технология все еще применяется. Нам необходимо возродить эту практику", - подытожил Елеусизов.
Напоследок хочется привести подборку снимков с одного и того же перекрестка Абая и Масанчи, сделанных в разные десятилетия прошлого века.
На них видно, что зеленые насаждения вырастают очень медленно и приобретают свой приятный и эстетический вид спустя долгое время, украшая улицы нашего любимого мегаполиса.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram