Нет человека осведомленнее таксиста. Здесь уместно маленькое уточнение - интересующегося таксиста, так как все-таки таксист таксисту рознь. Речь пойдет как раз о тех, кому небезразлично положение дел в стране и мире. У каждого казахстанца, который когда-то доезжал из пункта А в пункт Б на машине, пойманной с бордюра, вызванной по телефону или при помощи мобильного приложения, есть опыт общения с водителем, который легко может поддержать любую тему и имеет свою точку зрения на практически любой жизненный вопрос. Корреспондент Tengrinews.kz записал несколько бесед с таксистами в разных регионах страны.
Нет человека осведомленнее таксиста. Здесь уместно маленькое уточнение - интересующегося таксиста, так как все-таки таксист таксисту рознь. Речь пойдет как раз о тех, кому небезразлично положение дел в стране и мире. У каждого казахстанца, который когда-то доезжал из пункта А в пункт Б на машине, пойманной с бордюра, вызванной по телефону или при помощи мобильного приложения, есть опыт общения с водителем, который легко может поддержать любую тему и имеет свою точку зрения на практически любой жизненный вопрос. Корреспондент Tengrinews.kz записал несколько бесед с таксистами в разных регионах страны.
Мы в Усть-Каменогорске. В городе на какое-то время развеялся смог, душивший кашлем всех от мала до велика, и поэтому теперь с местными можно пообщаться не только на тему вредных выбросов, но и вообще в целом о жизни.
"Работа есть в Усть-Каменогорске?" - задаю я вопрос таксисту Владимиру.
"Я всегда работал, и знакомые все работают. Все-таки три завода крупных, они какие-то рабочие места дают. Конечно, хотелось бы побольше ее, но кто хочет, тот работает, многие таксовкой занимаются, как-то люди выживают, есть же много частных компаний, предприятий, город-то немаленький", - отвечает водитель.
Сам он успел поработать на всех трех заводах, был техником, технологом сварочного производства и называет себя среднестатистическим восточноказахстанским прорабом. В настоящее время на производстве не работает из-за инвалидности.
"Если бы позволяло здоровье, я бы на завод-то, думаю, всяко-разно воткнулся, на любой из заводов, ну, чтобы с голоду не помереть. Зарплата, конечно, там тоже оставляет желать лучшего, но вроде как собираются поднимать, то-се, разговоры идут. А вообще есть мои хорошие друзья-товарищи, с которыми мы в молодости как на ТМК (титано-магниевый комбинат) устроились работать, так они и по сей день работают, уже кто-то мастером или начальником там стал.
Так что, в принципе, работа есть, задайся целью, и ты ее найдешь. На крайний случай вот я сейчас на инвалидности, по большому счету, пособия не хватает на жизнь, ну как ты проживешь на 50-60 тысяч? Сейчас это нереально, тем более у нас цены на продукты питания в Усть-Каменогорске примерно на уровне с Астаной. Поэтому вот - купил старенькую машинешку и подтаксовываю. При желании жить, наверное, везде можно, мы больше плачем", - рассуждает Владимир.
С востока перемещаемся на юг Казахстана, в древний и теплый город Тараз.
"Жамбылской области производств не хватает, а так все нормально, вот было бы побольше производств, жителям хорошо было бы", - говорит таксист Ермек. У него тоже старенькая, но очень надежная машина - "Фольксваген Пассат".
"А вообще в Таразе много таксистов?" - интересуюсь я, пока мы едем из одного населенного пункта в другой (Ермек специализируется на больших расстояниях).
"Полный город. Полный регион, все таксуют. Раньше были производства, сейчас нету же колхозов, совхозов, нет тех заводов и фабрик", - отвечает житель юга.
Под той фабрикой он подразумевает крупнейшее производство кожаной обуви, которое когда-то было в Джамбуле. Ермек работал там и рассказывает, что обувь была высшего качества, ценилась во всем Союзе.
"Сейчас вместо того завода базар", - говорит он, уточнив, правда, что осталось там некоторое современное производство обуви.
Ермек и сам в свое время исколесил СССР от и до, но роднее Жамбылской области для него места нет.
А мы снова переносимся в Усть-Каменогорск. На этот раз беседуем с таксистом Кайратом. Занимается извозом он не так давно.
"Раньше работал на предприятии, но там, знаете, 80-90 тысяч зарплата - это куда годится", - говорит Кайрат, отмечая, что, разумеется, кто хочет, тот может найти работу.
"Если бы, как бывший президент говорил, средняя зарплата была бы 500 тысяч (речь шла о доходах на семью - прим. автора), то я бы не таксовал, правильно?" - рассуждает водитель.
Мы едем по заснеженному и морозному городу, а в это время где-то на юге страны уже текут ручьи и набухают почки.
"Всю жизнь за рулем", - начинает свой рассказ Валерий, кореец по национальности.
"В девяностые годы многие местные корейцы поуезжали, кто на Дальний Восток, кто куда. Тогда время такое было", - говорит водитель и вспоминает привычную для многих казахстанцев картину, когда отключали электричество и люди вынуждены были готовить еду на костре прямо во дворах микрорайнов.
Но сейчас, говорит, улучшения налицо, взять те же дороги.
"Раньше здесь ужас был. Сейчас дороги делают, кладут асфальт даже на тех улицах, где его раньше не было", - отмечает он.
Какое-то время он работал в Алматы, но понял, что лучше чувствует себя в Таразе.
"В Алматы суета, а я человек такой, не люблю большие скопления людей, не люблю, когда шумно, поэтому мне здесь спокойнее", - признается Валерий.
Давно определился с местом для жизни и уже знакомый нам таксист Владимир из Усть-Каменогорска.
"Я, например, никогда никуда не уеду. Да и кто меня где ждет? В девяностые сколько уехало отсюда в Россию, мамма мия! Сейчас остались те, кто, наверное, что-то из себя представляет. У меня много друзей в России, говорят мне: Вован, давай к нам, то-се. А я говорю: нет, спасибо, я Родину люблю. За всю жизнь у меня много было возможностей уехать, и в Магнитогорск было распределение, я не поехал никуда, Союз рухнул, и я так и остался на всю жизнь здесь. Ни на что я Усть-Каменогорск не променяю", - говорит Владимир, а из его магнитолы доносится песня Валерия Меладзе: "И пусть в моих поступках не было логики, я не умею жить по-другому".
Владимира очень заботит вопрос вредных выбросов от производств.
"Однозначно эту проблему можно решить, тогда бы Усть-Каменогорску вообще цены не было", - уверен он.
"Если бы ответственные люди на производстве сказали: займусь-ка я экологией родного региона. А ощущение такое, что ребятки приехали чисто хапнуть денежку. Любви к краю нет, поэтому восток в плачевном состоянии, а мы ведь так много делаем для Казахстана", - задумчиво говорит Владимир.
Он человек конкретный. Это в первую очередь понятно по манере разговора. И кого-то эта манера напоминает, возможно, таксиста из фильма "Брата-2". Только тот таксист был уж слишком недовольный, а Владимир, напротив, человек жизнерадостный, душевный.
"Летом выезжаю с семьей в родные места на своем "ниссанчике", шашлык пожарю на Иртыше, и нормально все, приятно и хорошо", - говорит наш собеседник.
И как-то сразу стало теплее на душе, захотелось на пикник.