Победительница 71-го Каннского международного кинофестиваля Самал Еслямова рассказала в интервью Tengrinews.kz о сложностях исполнения и значимости роли Айки, ее отношении к героине, о том, как выбирает роли, чем занимается сейчас и какова в целом ее жизнь после этого фильма, принесшего ей известность.
Победительница 71-го Каннского международного кинофестиваля Самал Еслямова рассказала в интервью Tengrinews.kz о сложностях исполнения и значимости роли Айки, ее отношении к героине, о том, как выбирает роли, чем занимается сейчас и какова в целом ее жизнь после этого фильма, принесшего ей известность.
- Самал, после триумфа в Каннах в 2018 году уровень вашей игры в фильме "Айка" Сергея Дворцевого был отмечен наградами еще на целом ряде международных кинофестивалей. Очевидно, что такая значительная, героическая во всех смыслах роль выпадает не каждому актеру. Как вы думаете, будет ли у вас еще подобная большая роль или все-таки это и был ваш звездный час?
- Я отдаю себе отчет в том, что, скорее всего, такой роли больше не будет. Еще в тот момент, когда Сергей Дворцевой предложил мне сыграть Айку, я понимала, что это будет очень сложная и большая роль, очень интересная. И что такие роли бывают редко, а то и вообще не бывают. Не каждому выпадает, чтобы ты находился 99,9 процента в кадре, - такое вообще большая редкость в мировом кинематографе. Конечно, я счастливая артистка, потому что мне выпала такая честь.
Но жизнь непредсказуема. Она тем и интересна, что мы не знаем, что нас ждет впереди. Не знаю, какие у меня еще будут роли. Поэтому не возьмусь утверждать, что Айка – моя главная звездная роль.
- Когда режиссер Дворцевой предложил вам роль Айки, было ли понятно уже по сценарию или было внутреннее ощущение, что это будет знаковый фильм?
- Никто никогда не может гарантировать успех. Опять-таки, жизнь была бы неинтересной, если бы мы гарантированно что-то знали. Единственное, что бесспорно гарантированно, что, если человек родился, рано или поздно его не станет. А что и как будет со всем остальным, это все непонятно.
Я знала Сергея, мы уже работали до этого в фильме "Тюльпан". Знала, что он очень серьезный режиссер, что он нацелен на хороший, высший, результат. И ожидала, что, скорее всего, будет очень хорошая работа, потому что режиссер понимает свое дело, понимает, что нужно делать. Тогда, конечно, и артисту легче работать, ведь всегда подкупает, когда у режиссера есть серьезные намерения сделать качественное кино.
- А что для вас было самым сложным в исполнении роли Айки? В одном из интервью вы сказали, что, чтобы играть уставшую, нужно было иметь очень много сил.
- Сложно было играть скованные после родов движения героини, нужно было передать пластику только что родившей женщины. Я была намного моложе, и камера считывала, что я молодой здоровый человек. А я должна была показать физическое изнеможение Айки, боль во всем теле при движении. Для этого действительно нужно было иметь очень крепкое здоровье.
Все сцены были непростые, сложные технически. Не могу даже сказать, какой эпизод был сложнее. Физические движения должны были соответствовать ухудшающемуся состоянию моей героини. Мне нужно было знать, до какой степени устала Айка к тому или иному эпизоду, и убедительно сыграть это. То есть в каждую сцену нужно было входить в определенной, заданной степени усталости.
При этом кино снималось шесть лет, и нужно было точно попадать в то или иное состояние героини фильма, чья история на экране длилась шесть дней. Чтобы реально устать, я делала физические упражнения, бегала… И когда Сергей говорил, что сейчас усталости достаточно для этого эпизода, мы начинали снимать…
Кадр из фильма "Айка"
Помимо физической подготовки, специальных гримов, накладок, утяжеляющих движения, и прочих приспособлений, была и моральная подготовка. Ведь надо было изобразить не только физическое, но и моральное страдание женщины после родов, бросившей своего ребенка.
Меня часто спрашивали: а как вы входили и выходили из этой роли? Такого не бывает. Это не состояние транса, чтобы войти, потом неделю ходить, а затем выходить. Мы очень подробно и глубоко изучали материал. Это как читать книгу, очень интересную. Когда мы читаем, мы в нее включаемся, верим. А если нас позвали попить чай, откладываем, а потом вновь к ней возвращаемся. Всегда интересно погружаться в материал, делать картину так, чтобы твоя героиня ожила.
- Как вы лично относились к своей героине - было осуждение или сочувствие?
- Сочувствие. Конечно, это очень глубокая и трогательная история. И было бы невозможно сыграть роль, если ты не сочувствуешь своему персонажу: нужно понимать его чисто по-человечески. Для меня было очень важно изначально знать, что моя героиня, несмотря ни на какие сложности, все-таки остается человеком.
- Сколько в Айке от Самал Еслямовой?
- По характеру мы вообще с ней не совпадаем. Она сильнее меня, гораздо сильнее. Разумеется, "Айка" - это история о другом человеке, но рассказана она через меня. Поэтому в образе героини есть какая-то часть меня. Ведь другая актриса сыграла бы эту роль совсем по-другому.
На недавней встрече со зрителями в Шымкенте я пересмотрела "Айку" спустя 3,5 года после выхода фильма и поймала себя на мысли, что я уже другая: внешность меняется. И я понимаю, что эта роль, этот момент уже уплыл от меня, и теперь фильм живет своей отдельной жизнью.
- В каких фильмах вы играли после "Айки"?
- "Конокрады. Дороги времени", "Три" - он недавно вышел в прокат в Казахстане, во французском мини-сериале Infinity, мировая премьера которого прошла в начале апреля в Каннах, в российском фильме "Райцентр".
- Это были главные роли?
- Одни из главных ролей. В сериале Infinity – нет.
- Чем занимаетесь сейчас?
- Сейчас я работаю в музыкальном театре юного зрителя в Нур-Султане, который был открыт во время пандемии. Я была принята в состав труппы театра.
- Раз это музыкальный театр, вы там поете?
- Артисты музыкального театра - поющие. Я не пою, а просто играю, так как я драматическая актриса. Но есть моменты в спектаклях, где хор и песни идут вперемежку с обычными драматическими действиями.
- С какими театрами вы еще работали?
- В самом начале карьеры, еще до съемок в фильме "Тюльпан", я работала в петропавловском театре. Потом я поехала учиться в ГИТИС. И после его окончания играла в Москве около двух лет. Дело в том, что на просмотр дипломных спектаклей приходят представители разных театров, и, если спектакли им понравились, они приглашают выпускников в свои театры.
Но так как мне стало очень сложно совмещать эту работу со съемками в "Айке", в конце концов это стало невозможным. И я ушла работать только в фильме.
- А в каких кинопроектах вы сейчас снимаетесь?
- Сейчас нигде. Я очень избирательно отношусь к выбору ролей, тщательно изучаю сценарий, не на все соглашаюсь. Не хочу, чтобы что-то повторялось. Чтобы не было ничего похожего не то что бы на "Айку", а вообще на то, что я уже сыграла. Хочу, чтобы были роли разного типа.
- А после "Айки" вам предлагали подобные роли?
- Да, было очень много предложений. Не то что бы похожего, но, допустим, фильмов, где есть тема матери и ребенка, материнского выбора. Я от таких предложений отказываюсь. Также отказываюсь от каких-то грустных историй, я хотела бы теперь что-нибудь легкое. Меня часто спрашивают: а почему вы не играете в комедии?! Я бы хотела…
- Но в комедии вас не приглашают?
- Да. Меня воспринимают по моим фильмам отнюдь не в комическом плане. Но мы же профессиональные артисты. Нам нужно, нам интересно играть разнообразные роли. Не хочется, чтобы был один типаж, чтобы сложился штамп, устойчивое амплуа.
- Когда вы поступали учиться на актрису, о каких ролях мечтали?
- Как таковой у меня не было мечты сыграть то или иное, к примеру, роль Джульетты или Дездемоны. У меня не было определенной желаемой роли. И до сих пор нет.
Я не раз говорила о том, что на кастинге в фильм "Тюльпан" я заявила, что хочу играть только главные роли. Конечно, это был юношеский максимализм. Я и сегодня могла бы сказать, что хочу только главные роли (улыбается – авт.). Но суть сейчас в другом.
Для меня очень важно содержание роли, ее глубина, драматургическая составляющая, интересная история персонажа. Так что на самом деле не имеет значения, главная эта роль или нет. Самое главное - чтобы этой ролью можно было что-то сказать, чтобы в ней был смысл, чтобы персонаж мог зацепить, нес в себе что-то глубокое и ценное. Важно не то, играешь ты первостепенную или второстепенную роль, а кого и что играешь.
- Если у вас нет какой-то заветной роли, желания сыграть какую-то конкретную героиню, все же есть какой-то ориентир?
- Да, я хочу играть в хороших фильмах, играть классные роли, выбирать интересных мне персонажей, которыми есть что сказать, которые переживают какие-то глубокие чувства.
Поясню на таком примере. Я не могу сказать: я хочу шубу. Нет, я могу посмотреть и пальто, и какой-то плащ, и какой-нибудь пиджак, который красив и мне нравится. Может быть, это странное сравнение. Но у меня, повторюсь, нет мечты сыграть какого-то определенного персонажа. Я просто хочу, чтобы мои роли были настоящие, наполненные.
Фото ©REUTERS
- После победы на Каннском кинофестивале, разумеется, ваша жизнь изменилась. Вы стали очень известной актрисой, вас стали приглашать на разные роли, стали узнавать на улицах… А было ли что-то еще, кроме внешних перемен, может, "Айка" изменила что-то в вас самой?
- В целом нет. Но сама работа во время съемок стала своего рода отдельным институтом, каким-то уроком. Я и до этого очень ответственно относилась к своей профессии, но после стала еще более серьезной. Потому что поняла, что раз я взялась за эту роль, то должна довести ее до конца. Ведь именно я сделаю эту роль, только я. Здесь нет, как в театре, второго состава.
Когда это все понимаешь, то надо просто вставать, идти и делать - другого варианта нет. И нужно не просто делать, а делать очень хорошо. Потому что этот шанс есть только сейчас, потом уже ничего не переделаешь. И в тот момент, когда такая возможность была, я делала все, что смогла и что я чувствовала в этой роли.
"Айка" останется такой, какой я ее сыграла тогда. Я изменюсь, а она останется неизменной. Конечно, чем больше времени проходит со времени съемок фильма, тем отдаленнее для меня, режиссера и всей съемочной группы он становится. Но так как мы вложили в "Айку" так много энергии, самих себя, конечно, она навсегда останется в нашем сердце. И мы всегда будем рады осознавать, что сделали такую потрясающую картину.
- Если резюмировать нашу беседу, то как бы вы ответили на вопрос: какова ваша жизнь после "Айки"?
- Да, я стала известной актрисой, появились узнавание и популярность. Но в общем моя жизнь осталась прежней, внутренне мало что изменилось. Я не изменила своим принципам. Я так же, как и прежде, хочу работать в своей профессии. Но в первую очередь я хочу быть не актрисой, а просто человеком.
Многие люди удивляются: вот вы знаменитая актриса, а такая простая… Почему-то у нас считается ненормальным, когда артист ведет себя просто, не как звезда. Но артистка - это лишь моя профессия. Да, мне повезло, что меня пригласил в свой фильм Сергей Дворцевой, спасибо ему за доверие и судьбе за такой подарок. Но я, Самал Еслямова, как была, так и хочу оставаться прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ, оставаться самой собой.
Конечно, я буду работать. Я открыта новым ролям, жду хорошие роли. И если они мне выпадут, это будет здорово. Но приз призом, фильм фильмом, роли ролями, а жизнь жизнью. Я продолжаю просто жить своей жизнью.
Беседовала Лаура Копжасарова