Я - журналист, мой муж - врач. Мы уверены, что в наш век потребность в живых людях, умеющих рассказывать истории и лечить людей, не иссякнет. Однако компьютерные программы и роботы проникают во все сферы. Биржевые сводки в американских СМИ уже несколько лет пишут не люди, а компьютер. А в 2017 году российский банк сократил 3000 юристов. Теперь данные должников в типовой бланк иска подставляет робот-юрист. Меньше чем через год похожую историю я услышала про юриста из Алматы.
Я - журналист, мой муж - врач. Мы уверены, что в наш век потребность в живых людях, умеющих рассказывать истории и лечить людей, не иссякнет. Однако компьютерные программы и роботы проникают во все сферы. Биржевые сводки в американских СМИ уже несколько лет пишут не люди, а компьютер. А в 2017 году российский банк сократил 3000 юристов. Теперь данные должников в типовой бланк иска подставляет робот-юрист. Меньше чем через год похожую историю я услышала про юриста из Алматы.
Год назад я поступила на второе высшее по психологии. Одна из причин - душа человека, то, с чем работает психолог, не подлежит алгоритмизации. Робот-психотерапевт? Не верю! Плюс я ведь не отказываюсь от журналистики - эти знания, умения и навыки остаются со мной. Могу быть пишущим психологом, психологическим журналистом, редактором, который хорошо понимает психологию людей и видит интересные темы в обыденных ситуациях... Совмещая две профессии, я повышаю свою ценность на рынке труда.
Чтобы узнать об исчезающих профессиях в Казахстане, журналист Tengrinews.kz обратился с вопросами к карьерному консультанту. Эксперт в области HR Людмила Лукина рассказала, что делать, чтобы вас не заменили роботом.
Что является исчезающей профессией?
В XXI веке исчезновению профессией способствуют роботизация и автоматизация. Причем сегодня эти процессы происходят намного быстрее, чем в ХХ веке, когда Форд запустил первый конвейер. На сегодня для Казахстана - это не такая актуальная проблема, как для развитых стран Европы, Азии и Америки. Там профессия водителя уже является вымирающей, у нас же даже в перспективе 15-20 лет нельзя говорить, что на каждом шагу появятся самоуправляемые Теслы. Максимум - в ближайшие годы такое может произойти в метро.
Зато профессия кассира - да, в ближайшие 5-10 лет точно умрет, везде будут робот-кассы. Или вовсе люди все начнут покупать через Интернет.
Вскоре вымрут профессии банковского операциониста, турагента и агента по бронированию авиабилетов.
В более долгосрочной перспективе - точно сократится спрос на бухгалтеров. Смерть грозит тем профессиям, где есть механическая работа, четкий алгоритм и нет простора для творчества.
Исчезающие профессии - профессии, теряющие свою актуальность со временем, развитием общества и технологий. Профессия никогда не вымирает за один-два года, это процесс, растянутый на десятилетия. Нельзя сказать, что они исчезают полностью - это значит, что процент людей, задействованных в этой сфере, значительно сокращается.
Стилист Анастасия Плохих:
"В ноябре мы с мужем несколько недель путешествовали по США. Одним из самых запоминающихся моментов отпуска стало посещение супермаркета самообслуживания Target в Бостоне. Там нет ни продавцов, ни кассиров. Мы сами выбрали товары, сами отсканировали штрих-коды, приложили карточку. Все было быстро. Но как-то странно, непривычно. Без привычной улыбки на кассе, приветствия..."
Что делать, если моя профессия вымирает?
Есть два варианта действий. Первый - получать более узкую специализацию в своей профессии. Рассмотрим бухгалтеров - налоговая отчетность точно будет автоматизирована в ближайшие годы. Но управленческая отчетность будет необходима всегда.
Любая роботизация и автоматизация предполагают алгоритм, а там, где есть алгоритм, не учитываются специфика, смежные знания и большой опыт преодоления кризисных ситуаций.
Поэтому будут цениться специалисты не общего профиля, а узкой специализации. Можно увидеть даже на примере врачей - нейрохирурги (узкие специалисты) ценятся и зарабатывают больше, чем терапевты (специалисты общего профиля).
Также будет появляться все больше узкоспециализированных консультантов по самым разным вопросам. Например, недавно я познакомилась со специалистом, который хорошо зарабатывает консультациями, какой продукт 1С купить. Потребность в таких консультантах появляется во всех сферах. Информации огромное количество, изучить ее самостоятельно за короткий промежуток времени невозможно. Поэтому единственный вариант - обратиться к человеку из этой сферы, который годами в этом варится, знает историю, законодательство и тренды.
Предположим, что есть человек, которому надо открыть фирму. Для начала он обратится к юридическому консультанту, который подскажет, что лучше - ИП или ТОО конкретно в его случае, какие могут быть подводные камни. А после обратится к финансовому аналитику, способному помочь выбрать банк под конкретные цели и задачи. Каждая из консультаций может стоить 50-100 долларов, но сэкономит много времени, сил и денег.
Стать сразу после института таким специалистом не получится. Нужен опыт, чтобы быть действительно экспертом в своей сфере. При этом вы должны быть "играющим тренером". Рассмотрим на моем примере. Я - карьерный консультант, то есть человек, который работает с людьми по их запросу о трудоустройстве. Но если я перестану работать как HR, то перестану видеть и улавливать тенденции, изменения на рынке труда. И буду неэффективна в качестве консультанта.
Чтобы стать консультантом, помимо глубоких познаний в своей сфере, нужно овладеть еще одним важным навыком - научиться выявлять потребность, что нужно заказчику. Тогда получится из всего многообразия выбрать то, что за минимальные деньги будет максимально эффективно для клиента. Ведь именно за этим приходит клиент к консультанту.
Как повысить свою ценность?
Чтобы стать ценным специалистом в той области, где вы сейчас работаете, надо становиться узким специалистом.
Давайте рассмотрим на примере человека, который всю жизнь работал кассиром. Грядет эра супермаркетов баз кассиров. Узким специалистом стать ему не получится. Но он может следовать туда, куда развивается его отрасль. Он может изучить программные продукты, способы автоматизации касс, понять, кто их устанавливает и как обслуживают. Возможно, для этого придется получить IT-специализацию или иные дополнительные навыки. Но если интерес есть, то остаться в этой же сфере возможно.
Или взять на примере юриста. Я не считаю, что это вымирающая профессия. Если вдруг по причине автоматизации процессов человека сократили в одном месте, всегда можно найти работу в другом. Процесс роботизации - долгий, в этом веке профессия юриста вряд ли вымрет. Но всегда можно стать узким специалистом - не просто специалистом широкого профиля, а, например, страховым юристом. И еще одна-две сферы. Оптимально - две-три области специализации, где познания настолько глубоки, что ни один компьютер или другой человек не сделает анализ лучше вас.
Также всегда можно переквалифицироваться в другую профессию, где велика творческая составляющая. Например, организатор праздников или мероприятий - никогда робот не сможет сделать это за человека.
В идеале оценивание своей будущей профессии - это исчезающая профессия или профессия будущего - должно проходить на этапе профориентации. То есть когда выбирается профессия еще в школьные годы. При выборе профессии есть три вопроса, на которые надо ответить: "Что я хочу?", "Что я могу?" и "Что нужно миру?"
Смотреть только на то, что будет востребовано, - ложный путь. Во главе угла всегда стоят интересы человека: "Хочу ли я заниматься этим всю жизнь?" Второй вопрос - это способности. Если человек невнимателен или плохо запоминает, то он, вероятно, не сможет стать врачом или пилотом. Способности можно развивать, но это происходит очень медленно. Лучше опираться на свои сильные стороны. И отталкиваясь от них, на основе своих интересов выбирать перспективные профессии.
Я рекомендую старшеклассникам при выборе профессии изучить ее перспективы. Можно обратиться, например, к "Атласу новых профессий". Что описанное там наступит уже завтра - думать не стоит. Но иметь объемное представление о рынке труда в будущем - ценно.
Ольга Пастухова,
Иллюстрации с сайта unsplash.com
Ранее в рубрике "Секреты карьерного консультанта" вышел материал о том, как пройти испытательный срок на новом месте работы, следующий будет посвящен вопросу налаживания отношений с руководством.