ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
06 мая 2020 | 11:36

Пролетая над COVIDом. Пока одни врачи воюют с коронавирусом, другие спасают нас от остальных бед

Ренат Ташкинбаев
Ренат Ташкинбаев Журналист
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Дело происходит в воздухе. Где-то над казахстанскими степями. Двое опытных сотрудников санитарной авиации следят за приборами, к которым подключен крохотный ребенок. Малыш находится в специальном боксе - кувезе, дышать самостоятельно он не может, кислород подается в его крохотные легкие через трубку. Да, это тот самый аппарат ИВЛ, о котором из-за пандемии коронавируса теперь знают все. Но наш рассказ не о COVID-19. Он о работе врачей, которые в эти минуты, возможно прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, спасают жизни тех, кто родился раньше срока, попал в ДТП или страдает какой-то тяжелой патологией.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Дело происходит в воздухе. Где-то над казахстанскими степями. Двое опытных сотрудников санитарной авиации следят за приборами, к которым подключен крохотный ребенок. Малыш находится в специальном боксе - кувезе, дышать самостоятельно он не может, кислород подается в его крохотные легкие через трубку. Да, это тот самый аппарат ИВЛ, о котором из-за пандемии коронавируса теперь знают все. Но наш рассказ не о COVID-19. Он о работе врачей, которые в эти минуты, возможно прямо сейчас, когда вы читаете эти строки, спасают жизни тех, кто родился раньше срока, попал в ДТП или страдает какой-то тяжелой патологией.

Практически все, кто сейчас работает в алматинском филиале санитарной авиации, долгое время трудились на скорой помощи. По сути, работа та же, но отличия есть.

В воздухе приходится учитывать факторы, которых нет на земле, например резкие перепады давления. А в остальном - тот же бешеный ритм, только дорога иногда может занимать не минуты, а часы, особенно если везешь пациента из-за границы.

Фельдшер Омиргуль Толепбергенова и врач Шухрат Гараев раньше вместе работали на скорой, теперь им выпало дежурство в одной бригаде санавиации.

Женщина - фанат своего дела, в скорую помощь пришла в 19 лет, говорит, на тот момент она выглядела совсем девочкой. Так что первое время ей было нелегко: когда она приезжала на вызов, пациенты с недоверием относились к молодому фельдшеру. Но работы было много, поэтому уже очень скоро она чувствовала себя более уверенно. За первый год на скорой она самостоятельно семь раз принимала роды на дому.

И сейчас, спустя годы, имея семью и взрослых детей, Омиргуль уже не представляет своей жизни без экстренных вызовов.

На задания медики санавиации вылетают постоянно, и даже теперь, в условиях чрезвычайного положения. Коронавирус на работе мобильных бригад особенно не отразился. Разве что добавились меры предосторожности. И до этого оказывать помощь в воздухе было непросто. А теперь по инструкции врачи еще и должны надевать специальные защитные костюмы, в которых находиться на борту самолета или вертолета - то еще испытание. Дело в том, что им часто приходится оказывать помощь больному во время полета, сидя на корточках. И никакой паники или истерики себе позволять нельзя. Нужно отбросить все эмоции и просто делать свою работу. Более того, делать хорошо.

"Нередко мы привозим недоношенных детей из-за рубежа. Например, как-то из Таиланда доставляли малыша весом всего 900 граммов. Наша соотечественница там была на отдыхе и там же родила. Тайские врачи выхаживали новорожденного десять дней, потом мы малыша с мамой благополучно доставили в Казахстан в Институт педиатрии и неонатологии", - рассказывает Омиргуль.

Но чаще всего, говорит она, им приходится перевозить детей внутри Казахстана. Причем большинство случаев - малыши с врожденными пороками. В их отдаленном поселке или городе нет возможности сделать операцию или провести необходимое лечение, и тогда на место вылетает борт санавиации, чтобы отвезти пациента в клиники, где им смогут оказать необходимую помощь.

"Один из последних случаев - у новорожденного ребенка было наследственное заболевание, мать его сама незрячая, и девочка тоже появилась на свет незрячей. Мы ее привезли на операцию в Алматы из Мангистауской области. А вообще, очень много сейчас случаев с патологиями, опухолями", - отмечает фельдшер.

Нередко им приходится сопровождать больных домой уже после операции, так как маленькие пациенты не могут обходиться в дороге без кислорода, и их прямо в самолете подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.

"Буквально дней десять назад из Актау мы привозили ребенка, и я знаю, что уже сегодня его выписывают, успешно прооперировали, сейчас этот ребенок чувствует себя нормально, у него была опухоль надпочечников", - говорит Толепбергенова.

В команде с Омиргуль работает еще один врач - Шухрат Гараев. При первом знакомстве он производит на вас впечатление спокойного и очень сконцентрированного на работе человека. Говорит по делу, без лишних эмоций. Позже при общении с коллегами выяснится, что этого человека здесь очень уважают.

"Очень выдержанный, очень профессиональный и очень грамотный доктор. Он оказывает помощь, не паникуя, никогда не истерит и всегда назначает то, что действительно нужно. Мы на скорой помощи вместе работали, помню, на тяжелую аварию приезжаешь, но он никогда не выказывает свои эмоции", - говорит Омиргуль.

"Я его выдержку видела, когда мы, работая на скорой помощи, приехали на вызов, а там человек повесился дома. Пациент уже был мертвый, ему уже мы ничем не могли помочь. У супруги покойного была истерика, она ругала Шухрата матом, но он молча выслушивал ее до приезда полиции.

Потом я его спрашивала: Шухрат Ташбулатович, как вы смогли вытерпеть, не проронив ни слова? Он мне тогда сказал, что надо сочувствовать человеку, надо понимать состояние жены, ведь у нее муж умер. Вот это выдержка, профессиональный человек, грамотный", - рассказывает Толепбергенова.

"А сколько мы с ним уже работаем на борту, он никогда не показывает, что больному стало плохо. Если он видит, что состояние пациента ухудшается, он спокойно работает, как бы в обычном режиме, проводит необходимые реанимационные мероприятия без паники, никогда не показывает эмоций. С виду посторонний человек может и не понять, что что-то с пациентом не так. Но я-то вижу по мониторам, что состояние у больного плохое. С этим врачом мы работаем как за каменной стеной, понимаем этого человека с полувзгляда и с полуслова. Вот таких бы врачей побольше", - говорит женщина.

Этого нашего разговора, Гараев, естественно, не слышал. В беседе с нами сам Шухрат больше рассказывает о последних полетах.

"Один из последних случаев - мы перевозили ребенка с лейкозом. Там, где они живут, диагностики нет, поэтому мальчика долго лечили от других заболеваний. В итоге он попал в больницу в тяжелом состоянии, там его стабилизировали, и далее мы его уже доставили в институт педиатрии", - говорит мужчина.

Отвечая на вопрос, какой случай в его практике был самый запоминающийся, Шухрат, как и другие врачи, с которыми нам удалось пообщаться, отвечает, что все вызовы с детьми - самые памятные.

Доставляя тяжелобольных детей на самолете, они должны постоянно следить за тем, чтобы состояние ребенка не ухудшилось.

"Из Тараза мы как-то везли ребенка с врожденным пороком сердца. При транспортировке многое зависит от герметичности самолета и погодных условий. При плохой погоде бывает сильная тряска и самолет довольно сильно шумит.

У ребенка была тахикардия, то есть была высокая вероятность остановки сердца. Но мы всю необходимую помощь оказали, поддерживали его кислородом и кардиостимулирующими препаратами, в итоге состояние нормализовалось.

Но потом, когда уже сели, по дороге в стационар у ребенка случился еще один приступ, нам удалось его купировать и до больницы довезли в стабильном состоянии", - говорит врач.

Врачи скорой после того, как перешли в санавиацию, стали очень хорошо разбираться в летной и нелетной погоде.

"Очень многое зависит от метеоусловий. Если облака плотные или ветер, тогда, конечно, хорошо трясет, потом играет роль аэродинамика: на высоте давление одно, а внизу - совсем другое, поэтому состояние пациента может меняться в момент взлета и посадки", - отмечает со знанием дела Омиргуль.

Бывает и так, что сам пациент переносит полет хорошо, а вот его родитель, например мать, очень тяжело, поэтому врачам приходится заботиться еще и о них.

"Важно, чтобы был постоянный контакт с экипажем. При необходимости мы их просим более плавно взлететь или более мягко садиться", - поясняет Шухрат.

Пилот вертолета Альхам Ташиев под стать этой команде. Он 29 лет в авиации и хорошо знает свое дело. Часто приходится вылетать в горные районы за больными. Как-то на задании, уже взлетев, Ташиев заметил неполадки в работе одного из двигателей - упала мощность. Полет пришлось прервать и вернуться. Врачи, которые были на борту, даже ничего не поняли.

"Вот мы обратно прилетели, сели, я спрашиваю: почему мы вернулись? Он спокойно так отвечает, это хорошо, что мы все-таки сели. И только потом я поняла, что нам всем повезло. То есть человек настолько профессионал своего дела", - говорит Омиргуль.

"Ну это спокойствие, конечно, внешнее, я вам честно скажу, внутри у меня шел очень большой процесс, постоянно думал, что на борту три медицинских работника, что нужно выполнить задание, там ведь нас ждут люди, которым нужна помощь, но приходится возвращаться на аэродром", - признается пилот.

Ему нравится его работа, нравится быть полезным людям, ну, а самое главное, отмечает Ташиев, в авиации все по-честному.

В день нашей беседы у Шухрата и Омиргуль было сразу два задания - доставить самолетом ребенка после операции из Алматы в Кызылорду, и далее нужно было отправиться в Актау, где они должны были взять на борт мужчину, который был прооперирован после ДТП. Его нужно было доставить в Алматы.

Комнаты врачей мобильной бригады санавиации

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Алихан Сариев.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.36  course up  546.44  course up  5.14  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer