ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
01 августа 2013 | 17:10

Реальная виртуальность

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©Дмитрий Хегай Фото ©Дмитрий Хегай

Недавняя поездка в Юрмалу запомнилась не пляжами, рижскими шпротами и даже не "Новой волной". В туристическом городке развернулся небольшой штаб компании Net Element International, которая тестировала на концерте технологию трехмерного телевещания. Идея написать статью возникла после беседы с президентом компании Дмитрием Козко. Жителя США выдавал не только акцент и периодическое "забыл это слово на русском", но и отношение к делу. Это когда "надо" и "хочется" объединяет здоровый энтузиазм - его у господина Козко ровно столько, чтобы успешно вести свой проект и не казаться амбициозным чудаком. К слову, новую разработку Козко называет российско-казахстанской, так как трудятся над ней несколько лабораторий, одна из них находится в СЭЗ ПИТ "Алатау".


Иконка комментария блок соц сети

Недавняя поездка в Юрмалу запомнилась не пляжами, рижскими шпротами и даже не "Новой волной". В туристическом городке развернулся небольшой штаб компании Net Element International, которая тестировала на концерте технологию трехмерного телевещания. Идея написать статью возникла после беседы с президентом компании Дмитрием Козко. Жителя США выдавал не только акцент и периодическое "забыл это слово на русском", но и отношение к делу. Это когда "надо" и "хочется" объединяет здоровый энтузиазм - его у господина Козко ровно столько, чтобы успешно вести свой проект и не казаться амбициозным чудаком. К слову, новую разработку Козко называет российско-казахстанской, так как трудятся над ней несколько лабораторий, одна из них находится в СЭЗ ПИТ "Алатау".

Дмитрий Козко

Принцип работы 3D-телевещания довольно прост. Несколько камер снимают объект (футбольное поле, концертный зал) с разных ракурсов, затем видеосигнал проходит через серверы, где поток преображается в пространственную виртуальную модель, управлять которой может сам зритель. Иными словами, пользователю предлагается "прогулка" по этому пространству, возможность выбирать, с какой точки ему наблюдать за происходящим. На первый взгляд, это очередное развлечение, можно сказать, излишество, не рассчитанное на массы. Местные скептики скажут: "Какое 3D? Полстраны еще допотопными телевизорами пользуется". Однако, если верить Козко, зачатки этой технологии со временем вырастут в нечто масштабное. Как черно-белое телевещание сменилось цветным, так оно обязательно придет к трехмерности. Стоит задуматься о том, какие перспективы таятся в этом проекте, и становится понятно, что он является мостом на пути к виртуальности. Это то, о чем говорили братья Вачовски в "Матрице" и Лукьяненко в "Лабиринте отражений".
 
 
Нужно понимать, что в виртуальном пространстве у человека намного больше возможностей и свободы. К примеру, кому-то очень нравится барабанщик Rolling Stones, но во время трансляции концертов его показывают катастрофически мало. Чтобы рассмотреть его, в реальности нужно пробраться через толпу фанатов, а попасть на сцену, минуя охрану, уж точно не получится. Что мы имеем, пользуясь трехмерным телевещанием? Один клик пультом дистанционного управления или одно прикосновение к экрану планшета.
 
 
Еще один решающий фактор - виртуальное пространство очень гибкое и в него легко внести изменения. Думаю, первыми это поймут рекламщики. Если в реальности во время интервью Брэд Питт выпьет бутылку Coca-Col’ы, зритель может увидеть вместо нее Pepsi. Телезрители в Грузии увидят бутылку "Боржоми", казахстанцы - минералку "Сарыагаш". Рынок медиа давно идет к таргетированию рекламы, она становится все более индивидуальной. В этом плане трехмерный виртуальный мир можно рассматривать как новую, наиболее перспективную площадку для "скрытой рекламы", product placement. Помните, как в фильме "Назад в будущее" профессор заправлял машину бутылкой Miller? А почему бы и не "Карагандинским"?
 
Свобода выбора ценилась всегда. Сейчас человек, сидящий у экрана телевизора, остается зависим от оператора, видеоинженера, режиссера эфира. Козко неоднократно приводил в пример трансляцию футбольного матча, где камера традиционно "привязана" к мячу. Крупным планом игроков показывают не так часто, только если они падают или получают желтые карточки. А если хочется посмотреть, чем занимается голкипер, пока его команда трудится в нападении? Если хочется чувства присутствия, понять, что видит Месси, "убирая" трех-четырех защитников на пути к воротам? Что видит вратарь, когда в створ летит мяч?
 
Учтем, что пространственное изображение дает свободу информативным вставкам, к примеру, на экран можно вывести скорость движения игрока, силу удара по мячу, его траекторию. Так как все объекты внутри пространства будут к нему привязаны в трех измерениях, вычислить их параметры в режиме реального времени не составит большого труда.
 
К слову, основной объем работы, по словам Козко, был связан с программированием. Техника уже давно готова к таким экспериментам, нужно было лишь научить ее работать с новым материалом, задать ей алгоритм действия. Единственная загвоздка в беседе случилась тогда, когда мы начали обсуждать мобильные устройства. На мой вопрос, какая скорость соединения с Интернетом необходима для вещания в 3D на планшет или смартфон, Козко ответил: "4G будет вполне достаточно". Остается ждать, когда нашего, казахстанского 4G, действительно будет достаточно.
 
Вернемся к фантазиям и предположениям. С телевидением все замечательно, но что будет с кинематографом? В беседе с Козко эту сферу мы обсуждали, но ведь она напрямую связана с новой технологией. Кино, по большому счету, не претерпело больших изменений за последние сто лет. Да, звук стал лучше, картинка ярче, добавилась компьютерная графика, но принципы создания кино и процесс его просмотра остались такими же. Попробуем спроецировать технологию виртуального пространства на кинематограф.
 
Настоящий фурор в свое время произвел фильм "Аватар" Джеймса Камерона. Фильм создавался специально для кинотеатров IMAX, на мой взгляд, визуальная составляющая картины оказалась намного важнее сюжета или актерской игры. С применением 3D-пространства зритель смог бы не только восхищаться лесами Пандоры, но и гулять по ним, правда, в рамках конкретной сцены, где-то неподалеку от главных героев, потому что прорабатывать весь мир "Аватара", готовить к показу каждый листочек по всей планете - это невыполнимая задача. Но даже при таком ограничении остается масса сложностей. Что, если в сцене ключевым будет выражение лица героя, какая-то определенная гримаса или кивок головой, а зритель этого не увидит, так как будет смотреть на диковинный цветок у его ног? Будет ли интересно зрителю смотреть фильм ужасов, если он заглянет в шкаф и увидит монстра раньше, чем герой фильма? Вторая сложность заключается в процессе съемок. Создатели фильма не захотят, чтобы зритель, будучи "внутри" фильма, увидел, как осветитель держит прожектор, как режиссер позади камеры пьет кофе. Значит, каждую сцену нужно будет готовить более основательно, а декорации выставлять на 360 градусов. Третья проблема - такой фильм в кинотеатре не посмотришь. Картинка на экране будет единой для всех, управлять "виртуальной камерой" здесь будет бессмысленно - один зритель захочет рассмотреть героя в профиль, другой - анфас, третьему вообще будет интересен не герой, а его собеседник.
 
Но, несмотря на все эти сложности, можно быть уверенным в том, что кинематограф все равно претерпит какие-то изменения в свете появления технологии трехмерного телевещания. Возможно, появится интерактив со зрителем, произойдет некое слияние кино с компьютерными играми. Сюжеты кино перестанут быть линейными, они обзаведутся несколькими альтернативными финалами, которые будут зависеть от того, что зритель увидит, "гуляя" по фильму. Но это лишь догадки. Если с телевидением все более-менее понятно, то будущее кинематографа определить пока невозможно.
 
Догадок много, вопросов еще больше. Однако нельзя отрицать то, что технология кардинально изменит всю сферу, хоть как-то связанную с видео. Проект Козко - это даже больше, чем дополненная реальность. В перспективе это уже реальная виртуальность.
 
Дмитрий Хегай
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети