"У меня мать украинка, а отец казах. Обычно я в шутку говорю людям: мать украинка, отец тракторист", - смеется Каратай Кожахметов. Он живет почти на окраине села Коянды, которое находится рядом с Астаной, но при этом не является частью столицы (относится к Целиноградскому району Акмолинской области). Беседу с Кожахметовым мы начинаем возле крохотной времянки, как говорит сам хозяин, построенной им "за бiр тенге". В этом скромном домике, напоминающем не то баню, не то простенькую хозяйственную постройку, уже четвертый год он живет вместе со своей супругой и двумя детьми. При этом у Каратая очень много грандиозных целей и планов. Например, он мечтает перебраться в какую-нибудь далекую теплую страну. "В Австралию", - уверенно заявляет он. О своей жизненной философии, и, в частности, о том, как прожить даже на самую маленькую зарплату, он рассказал корреспонденту Tengrinews.kz Ренату Ташкинбаеву.
"У меня мать украинка, а отец казах. Обычно я в шутку говорю людям: мать украинка, отец тракторист", - смеется Каратай Кожахметов. Он живет почти на окраине села Коянды, которое находится рядом с Астаной, но при этом не является частью столицы (относится к Целиноградскому району Акмолинской области). Беседу с Кожахметовым мы начинаем возле крохотной времянки, как говорит сам хозяин, построенной им "за бiр тенге". В этом скромном домике, напоминающем не то баню, не то простенькую хозяйственную постройку, уже четвертый год он живет вместе со своей супругой и двумя детьми. При этом у Каратая очень много грандиозных целей и планов. Например, он мечтает перебраться в какую-нибудь далекую теплую страну. "В Австралию", - уверенно заявляет он. О своей жизненной философии, и, в частности, о том, как прожить даже на самую маленькую зарплату, он рассказал корреспонденту Tengrinews.kz Ренату Ташкинбаеву.
"Я приехал сюда больше трех лет назад из села Буденное - это в Жамбылском районе Северо-Казахстанской области. Там я работал в школьной кочегарке, а также подрабатывал в разных местах сварщиком. В кочегарке я зарабатывал максимум 28 тысяч тенге, а в среднем - 25 тысяч. И то это была сезонная работа зимой", - говорит Каратай.
"У вас двое детей, как вы распределяли эти деньги?" - сразу же поинтересовался я у него, и, сам того не подозревая, затронул тему, вокруг которой, наверное, выстроена вся жизненная философия Кожахметова.
"У меня есть принципы, по которым я живу. Первый из них отражен в старой английской поговорке - я не такой богатый человек, чтобы покупать дешевые вещи. То есть, если купишь дешевое, то сам себя обманешь и деньги выкинешь на ветер. Поэтому я стараюсь брать только хороший товар, он стоит побольше денег, но зато не будешь нервы тратить", - со знанием дела отмечает мужчина.
Тогда в Северо-Казахстанской области он был единственным кормильцем в семье. Говорит, как и других сельчан, выручало хозяйство - всегда были свои молоко, яйца и другие продукты. Сейчас в его семье работают еще жена и дочь. И теперь, конечно, общий доход уже выше 28 тысяч. Но тем не менее принципы обращения с деньгами у них остались те же.
"Я детей приучаю к тому, что сколько бы ни было у меня денег, я их кладу на виду, чтобы они привыкали к деньгам. Потому что многие люди увидят деньги, и все, прямо не могут, это из-за того, что они подсажены на деньги, буквально помешаны на них. Деньги нужны, но ты не должен на них смотреть как на цель жизни", - считает мужчина.
"Например, можно купить кожаные туфли за 10 тысяч тенге, но их сезон не проносишь. Так я лучше куплю качественную обувь за 50-60 тысяч, но зато восемь лет их буду носить. То есть, грубо говоря, в течение 10 лет у меня надобность отпадет покупать себе обувь", - рассуждает Каратай.
Этот жизненный принцип он старается применять повсеместно. Вот и для дома мечты, который в настоящее время строит возле своей времянки, он закупил дорогие материалы. И здесь дело не только в практичности.
"Некоторые строят из плохого материала, потому что он дешевле. А потом им это стоит стольких нервов, геометрия получается неправильная. И в итоге потом в этом доме тебе будет плохо жить, потому что ты туда плохую энергию загнал", - говорит мужчина.
Именно поэтому свой будущий коттедж он строит очень основательно. Пока, правда, успел возвести только цокольный этаж. Быстрее не получается, сначала не хватало напряжения для бетономешалки, потом погода не позволяла, да и к тому же все строительные работы он делает не бригадой, а лишь на пару с сыном.
"Когда строишь дом, самое главное - не загубить стройку в самом начале. Если, например, фундамент плохо зальете, арматуру не положите, будете использовать плохой цемент и бетон, то потом у вас желание строить отпадет, и вы будете думать: скорее бы уже крышу нахлобучить и все", - говорит он.
"Я строю дом мечты, чтобы там можно было комфортно жить. Даже чтобы сосед проходил, смотрел на мой дом, и у него настроение поднималось. Ведь когда мы видим красивых людей, красивую машину, красивый дом, то и жить охота", - поясняет наш собеседник и переходит к своему второму жизненному принципу.
"Деньги надо уметь удержать. Главное - не заработать, главное - удержать, правильно распределить, потому что сейчас много искушений у людей - и это надо, и это хочешь. Например, если в семье четверо живут, то каждый искушается, пойдет в магазин, а там одно лежит, другое, и все нравится: кола, пиво, сигареты… Но все это не нужно, на это много денег уходит, на это не надо искушаться, надо разум включать. Деньги нужно тратить на что-то объемное. Например, я слышал, что в Астане за один день выпивают два вагона "…" (назвал популярный газированный энергетик - прим. автора). Но зачем? Он же на почки действует, это же вредно для организма. Тем не менее люди пьют, потому что сосед пьет", - говорит Каратай.
Сам он не употребляет алкоголь и не курит.
"Хочешь воспитать сына, надо воспитать себя. Например, если ты сам будешь воровать, а сыну будешь говорить: не воруй, то он на тебя будет смотреть и про себя думать: как, ты же сам воруешь? Таким образом, ты даешь своему ребенку программу. Если ты не куришь, то он стопудово не будет курить, если ты будешь состоять в разводе с женой, то и твои дети тоже когда-то разведутся. Поэтому прежде чем что-то предпринять, начать пить или курить, ты должен сперва о детях подумать, ведь завтра они твою судьбу будут повторять", - рассуждает мужчина.
Свой участок земли в Коянды он купил пять лет назад за 10 тысяч долларов. Чтобы заработать такую сумму, его семье пришлось взять крупный рогатый скот и три года в поте лица ухаживать за ним, чтобы потом продать.
"Купил коров, развел 40 голов с телятами и быками. Еще трактора не было и приходилось руками все сено скирдовать. Было тяжело. Ведь когда ты купил 8 телок, то они начинают телится, и их количество увеличивается в прогрессии. Ты не успеваешь ничем другим заниматься, а только за ними смотришь и убираешь. В итоге я устал и живым весом их сдал, даже не стал резать, потому что, думал, будет море крови и дети мои не переживут это, ведь тяжело, когда 40 голов резать", - вспоминает Кожахметов.
Он признается, что в Астану переехал из-за детей, чтобы они были поближе к столице, к перспективам, которые для молодежи открывает мегаполис.
Но Каратай все же не мог до конца представить, с какими трудностями ему придется столкнуться в Коянды.
"Здесь, в нашем микрорайоне, по сути, ничего нет: ни нормального света, ни нормальной воды, ни нормальной дороги. Воду пьем из колодца, уже животы болят от этой воды, хотим ее на экспертизу сдать. Нормальная вода есть за три километра, но у меня сейчас возможности нет таскать ее бочками. Два года электричества не было, генератором пользовались, напряжения не хватало. Сейчас свет есть частный, но это такой свет, который болгарку не тянет, сварку не тянет. Что касается дороги, то люди здесь просто не верят, что когда-то нам ее сделают", - объясняет ситуацию мужчина.
Из всего перечисленного, больше всего угнетает Каратая отсутствие дороги в центр поселка. Какое-то время он, как и многие здесь, ездил на работу в Астану, но потом перестал.
"Плохо, что машины нет. Вся семья у меня ходит пешком в грязь, дождь, буран. Идешь пешком, шибко никто не подберет, да мы и не голосуем, подберут - подберут, нет - нет, потому что в этой жизни нельзя просить людей, если не подбирают - не надо, пешком ходим", - говорит мужчина, и это, по всей видимости, еще один его жизненный принцип.
"Я когда работал сварщиком на левом берегу в Астане, то тратил на дорогу 2-2,5 часа в одну сторону. Считай, туда и обратно - пять часов. И поэтому я прошлый год не работал, потому что умотался, ведь одно дело приехать на работу, а потом еще там целый день по 12-этажному зданию со сваркой нужно перемещаться. После этого вечером идешь с остановки в самый конец поселка уставший, а некоторые люди на своих машинах дальний свет врубят и слепят, я считаю, что это невоспитанность, это все равно что кто-то курит тебе прямо в лицо", - рассуждает наш собеседник.
Но, тем не менее, он и его семья не жалеют, что перебрались сюда. И хотя им приходится ютиться в тесной времянке, они говорят, что жить здесь лучше.
Времянка Каратая
"Я считаю, что времянка должна оставаться времянкой. Не надо из времянки делать хоромы. Вообще я ее делал на один сезон, но получилось так, что уже три сезона мы там прожили. Не дай бог, чтобы в ней на еще один сезон остаться, там мало места. Но в тесноте да не в обиде, стараемся жить дружно, чтобы разногласий не было", - говорит он.
Поэтому до наступления холодов Каратай хочет во что бы то ни было достроить первый этаж дома и заселить туда семью. При этом работы он будет продолжать и зимой.
"Главное, чтобы туда заехать. Потому что уже четвертый год тяжело во времянке. Я понимаю, что с меня спрос, я же затеял такую стройку, привез их сюда, я же как бы во главе семейства, как президент во главе государства", - рассуждает Кожахметов.
Вопросом, как успеть достроить дом, его голова занята круглые сутки.
"Ночью лежал и прямо разнервничался, но потом придумал, как лучше сделать. Решил, что главное бетонные работы к заморозкам закончить, а там уже деревянные перекрытия я могу по снегу забивать, утеплять. Потом печку поставлю, внутри можно будет что-то делать. А когда уже начнется новый сезон, можно закончить строительство", - воодушевленно говорит Каратай и показывает проект будущего дома мечты.
"Я почти четыре года создавал этот проект, сначала делал зарисовки, - поясняет он и говорит, словно уже сам себе. - Самое главное - не лениться, если не будешь лениться, значит, что-то будешь делать, а если что-то будешь делать, то это прогресс. Главное - на месте не стоять и назад не идти, только вперед надо идти".
Иногда ему бывает нелегко, руки опускаются. Но всякий раз он находит в себе силы, чтобы просто продолжать.
"В прошлом году я думал, наконец зайду в новый дом, но не получилось, и началась депрессия, я месяц ходил сам не свой. Но понял, что нельзя отступать, несмотря ни на что, надо поднять дом", - говорит он.
Каратай вообще склонен к философии. Часто задается вопросом о смысле жизни.
"Некоторые люди живут так, что вот лишь бы работа была, крыша над головой, машина, чтобы у них была возможность YouTube посмотреть, но мне этого недостаточно, я хочу чего-то большего. Или есть люди, которые много отдыхают, ничего не хотят, ленятся. Но я думаю так: раз тебе жизнь кто-то дал, будь то Бог, Аллах или, может быть, мы все просто какая-то компьютерная игра, а сейчас многие склоняются к этой теории, - неважно; раз нам дали эту жизнь, ее надо стараться прожить хорошо. Правильно воспитать своих детей, а для этого надо прежде всего себя воспитать, тогда и их дети, твои внуки, будут нормально жить, постараются реализовать себя", - отмечает он.
"Вот если, например, ты построишь времянку, а на дом у тебя сил не хватит, и ты скажешь, как некоторые: а, сын достроит. То сын твой больше чем времянку уже ничего в своей жизни не построит, он дом уже не осилит, потому что у него уже будет работать определенная программа, заданная тобой. Вот если я, например, построю этот коттедж, то пацан мой тоже потом построит что-то грандиозное. И если каждый будет стараться так делать, то думаю, что я таким образом могу многим послужить примером", - говорит он.
А еще Каратай является большим противником кредитов.
"Своих детей я на кредиты не подсаживаю. Сам в своей жизни ни разу кредит не брал, потому что даже ученые доказали, что кредит - это прямая дорога к разорению. Вроде бы ты его берешь, и он должен тебе помочь, а он тебя только разоряет. Один раз я хотел купить машину в кредит, но как узнал, что там нужно переплачивать полсуммы, у меня ноги задрожали. В итоге мне кредит не дали, я говорю им, слава Богу, что вы мне его не дали", - рассказывает Каратай.
Чуть подумав, мужчина решил поделиться еще одной историей.
"У меня была мечта - иметь автомобиль "Мерседес". И вот перед отъездом сюда, когда я коров продал, получил деньги и появилась мысль купить "Мерседес". До этого у меня только был "Запорожец". Мучился-мучился, потом думаю, а вот завтра дети вырастут и что скажут: "Папка, мы с тобой держали три года этих коров, а ты взял и купил "Мерседес", а мы что в жизни увидели? Ничего". Я понял, что так нельзя. Думаю, лучше я им построю коттедж, а там уже как карта ляжет. И, наверное, это правильный выбор", - рассуждает Каратай.
Строя дом мечты, он иногда задумывается и о дальнейших планах, что, возможно, когда-нибудь переедет с семьей еще куда-нибудь.
"Я думаю о теплых странах, Австралию рассматриваю, например, потому что самое главное для меня, чтобы было тепло. Холод и зиму тяжело переношу. Я вообще теплолюбивый", - говорит он и тут же вспоминает о том, что ему нельзя терять времени, а нужно плодотворно использовать каждый летний день, чтобы скорее перевезти семью из времянки. Потому что зима близко.
Ренат Ташкинбаев