27 августа глава комитета административной полиции Кайсар Султанбаев заявил, что руководителей этого бизнеса, кикшеринга, будут привлекать к ответственности за нарушения правил использования электросамокатов.
28 августа проблему обсудили на совещании МВД с самими владельцами казахстанских кикшеринговых компаний. Там выдвинули несколько предложений — их можно назвать даже ультиматумом, который, по задумке, должен решить проблему с самокатчиками, ставшими настоящим бедствием для пешеходов, особенно в Алматы.
После громких заявлений прошло больше недели. Корреспонденты Tengrinews.kz решили проверить, ужесточился ли контроль за соблюдением правил, появились ли полицейские патрули и уменьшилось ли количество нарушений. Казалось бы, после той встречи МВД с кикшеринговыми компаниями ситуация должна была улучшиться хотя бы немного.
Как и в прошлые редакционные "рейды", мы отправились пешком по городу, чтобы на собственном опыте оценить, стало ли безопаснее.
На электросамокатах Яндекс, Woosh, Bolt, Jet всё так же ездят по двое, не спешиваются на пешеходных переходах, превышают скоростной режим на тротуарах.
И мы снова увидели на самокатах детей, которые, по правилам и заверениям кикшеринговых компаний, теперь уже даже технически арендовать этот транспорт не могут. Однако, как показывает практика, — могут и арендуют. И, к сожалению, пополняют статистику травматологов.
Видео снято спустя неделю после ультиматума кикшерингам (для сравнения в конце материала представлены кадры, опубликованные редакцией месяц назад):
Таких травм до электросамокатов не было
Как рассказал Мейржан Курманалиев, заведующий приёмным отделением Центра детской неотложной медицинской помощи Алматы, ежедневно в тёплое время года к ним обращаются 2-3 пострадавших ребёнка.
- То есть в месяц около 60-90 человек до 18 лет серьёзно травмируются.
- За лето это около 300 несовершеннолетних.
- И это цифры только из одной больницы.
"Около 30 процентов пациентов госпитализируются. Зачастую у них диагностируются сочетанные травмы: то есть сразу несколько повреждений на разных уровнях — черепно-мозговая травма, перелом конечностей, ссадины и ожоги от трения об асфальт. Летальных исходов у нас в этом году не зафиксировано, но есть тяжёлые травмы, когда пациент проводит в реанимации до трёх суток", — рассказывает заведующий приёмным отделением Курманалиев.
Чаще всего из-за самокатов страдают подростки 12-18 лет. По словам доктора, они получают такие травмы, которые до появления этого транспорта практически не фиксировались.
"От самокатов очень часто бывают травмы коленных суставов, разрывы связок. Человек на 1,5 года выпадает из активной жизни, а если это спортсмен, то его карьера закончена. Нам же, в свою очередь, сейчас приходится менять всю систему лечения и подход, потому что мы сталкиваемся с такими травмами у детей, которых не было до активного использования электросамокатов", — объясняет Курманалиев.
Не менее тяжёлые увечья и у пешеходов, в которых самокатчики влетают. Особенно опасны такие столкновения для маленьких детей:
"Те, кто стал жертвой наезда самокатчика, также поступают с сочетанными травмами. В прошлом году у нас было двое детей с переломами черепа и лица — в них въехал самокат. Тяжесть травм зачастую зависит от возраста того, в кого въехали. Если пострадавший старше 12-13 лет — это поверхностные травмы. Но чем ниже возраст, тем страшнее травмы", — вот что волнует врачей сейчас, и Мейржан Курманалиев для наглядности приводит сравнение:
"Представьте, сам самокат весит 20-30 килограммов, плюс вес человека, который на нём стоит. Получается, что примерно 70-100 килограммов веса на скорости сбивает ребёнка, который весит 30 килограммов. Он автоматом отлетает на четыре метра. Такой наезд самоката равносилен тому, что ребёнка сбил автомобиль на скорости 30-40 километров в час".
Как у человека, который ежедневно сталкивается с пострадавшими, у врача есть своё видение того, как можно было бы решить проблему:
"Кикшерингам необходимо установить ограничения скоростного режима. Максимально возможная скорость должна быть не более 20 километров в час, и тогда у нас снизится травматизация. Потому что на скорости аэродинамика нарушается, человек не может в полной мере контролировать транспорт. Я сам лично для интереса покатался. Могу отметить, что дороги и тротуары у нас неровные. Я сам чуть не улетел. А на той скорости, на которой гоняют наши люди, любой камешек или ямка могут стать фатальными".
А ещё он предлагает установить возле пешеходных переходов знаки, напоминающие самокатчикам, что нужно спешиться и перейти дорогу ногами.
"Не должен самокат ехать по пешеходному переходу. Я сам автомобилист и иногда их не вижу. Они попадают в "слепую зону" за рамой, водитель их просто не замечает, и происходят столкновения", — считает врач.
Самокатная сводка
То, что врачи видят в своих отделениях, почти ежедневно попадает и в новостные ленты. Это уже превращается в отдельную сводку.
Буквально вчера блогер Алексей Алексеев, живущий в Алматы, сообщил в "Фейсбуке", что два студента, которые неслись на одном самокате, сбили женщину, она получила серьёзные травмы.
2 сентября в этом же городе двое подростков вдвоём довольно быстро ехали на арендованном самокате по узкому тротуару и сбили коляску с младенцем. Ребёнок, к счастью, не пострадал.
3 сентября в Алматы же автобус сбил двух девушек на самокате, которые нарушили правила и не спешились на переходе. Пострадавшие были доставлены в больницу.
21 августа в Астане внедорожник сбил парня на электросамокате в тот момент, когда он неожиданно выехал на пешеходный переход.
20 августа автомобилисты сняли видео: по алматинскому проспекту Аль-Фараби самокатчики несутся с той же скоростью, что и машины. Никто не пострадал, но очевидно, что это было очень небезопасно.
"Мы ехали вчера по Аль-Фараби около 10 ночи со скоростью 80 километров в час. Эти ребята ехали с нами наравне. Что не так с ними? Вряд ли шлемы помогут им, случись что-то плохое", — прокомментировали авторы видео.
Каждый третий нуждается в операции
Из информационных сообщений может показаться, что безответственная эксплуатация электросамокатов — прерогатива подростков, которые пока не в состоянии в полной мере оценивать риски. Однако статистика из больниц показывает, что и взрослые сознательностью не отличаются.
По информации заведующего отделением политравмы городской клинической больницы № 7 в Алматы Рамзана Аскерова, к ним за помощью после аварий с участием этого вида транспорта обращается 5-10 человек в сутки.
- Каждый третий из них нуждается в операции. Больше всего пострадавших — в возрастной категории 20-45 лет.
- Примерно 20 процентов всех обратившихся — это те, кого самокат сбил.
"Чаще всего пациенты поступают с черепно-мозговыми травмами, переломами ключицы, предплечья. Причём травмы достаточно серьёзные", — говорит специалист.
Цифры чуть ниже назвал врач-травматолог городской клинической больницы № 4 Жайлау Абдуллаев: в его отделение в месяц обращается около 40 пациентов в возрасте от 18 до 45 лет. Из них:
- 80 процентов — это те, кто ехал на самокате
- и 20 — те, кто не успел увернуться от лихача на маломобильном транспорте.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова
У МВД такие данные: в этом году в Казахстане зарегистрировано 213 ДТП с участием электросамокатов, в которых пострадали 224 человека. По вине самокатчиков произошли 42 аварии, 52 человека получили травмы. 95 процентов всех происшествий приходится на Алматы.
С начала года водители электросамокатов более 20 тысяч раз нарушали правила дорожного движения. Больше всего нарушений — 7 435 случаев (76 процентов от общего числа) — зафиксированы опять же в Алматы.
Сознательность — это не инструмент регулирования
Судя по этим данным, ежемесячно сотни алматинцев получают травмы из-за электросамокатов. И это не просто ушибы — речь идёт о серьёзных повреждениях, часто требующих операций и длительного лечения. Всё это ложится бременем на систему здравоохранения и в конечном итоге - на государственный бюджет.
Недавно депутат Сената и бывший заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев высказался о проблеме, заявив, что она "в головах казахстанцев". То есть они сами не соблюдают правила, а должны бы.
"Прежде всего нам самим надо научиться этими благами пользоваться", — сказал Кожаев.
И мысль вроде верная, но, как показал многолетний опыт, полагаться только на сознательность горожан не получается.
Регулярно заявляется, что кикшеринги нужно штрафовать за нарушение правил, а полицейским — пресекать правонарушения. Однако уследить за порядком не удаётся, и ответственность перекладывается на самих пользователей электросамокатов.
Можно представить, что было бы, если бы подобный подход применялся к автомобилистам. ПДД существуют, но контроля за их соблюдением нет: "водитель сам должен быть сознательным и соблюдать правила". Мы бы, вероятнее всего, получили тотальный бардак на дорогах и сотни пострадавших.
Именно такая ситуация сегодня складывается с электросамокатами. Этот транспорт, способный развивать достаточно высокую и опасную скорость, спокойно ездит по тротуарам — без должного надзора. А последствия нарушений — переломы и даже реанимация. Простыми предупреждениями и беседами с кикшеринговыми компаниями ситуацию, как показывает практика, не исправить.
Очевидно, что полный запрет самокатов — это не выход. Это действительно удобный транспорт для быстрого перемещения из точки А в точку Б, особенно в условиях пробок и переполненности общественного транспорта. Но в неподготовленной городской среде без контроля они превратились не просто в проблему, а в бедствие.
Что ранее обещали кикшеринги и что реализовано:
- Запрет аренды для несовершеннолетних. Использование самокатов только с 18 лет — через идентификацию в приложении. В настоящее время не работает.
- Ограничения по весу, чтобы предотвратить езду вдвоём, так как при этом нарушается баланс, маневренность и повышается риск аварий. На момент публикации не работает.
- Ограничение скорости до шести километров в час на тротуарах, то есть автоматическое снижение скорости при въезде в пешеходную зону. В настоящее время не работает.
- Блокировка аккаунтов нарушителей. При грубых нарушениях — полное отключение доступа к сервису.
Возможно, помогла бы полная приостановка работы кикшерингов до наведения порядка. Но раз это по каким-то причинам невозможно, необходимо искать другой действенный путь.
Видео, опубликованное редакцией 12 августа:
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Горожане, страдающие от самокатов, уже давно предлагают:
- запретить для них движение по тротуарам, где пешеходы должны чувствовать себя в безопасности, а не уворачиваться;
- разрешить пользовать этим транспортом только на велодорожках или в других выделенных зонах;
- также казахстанцы, особенно алматинцы, считают, что пора отходить от практики "профилактических бесед". По их мнению, к нарушителям правил и кикшерингам должна применяться политика нулевой терпимости: штрафы, а не предупреждения. Причём суммы штрафов, как неоднократно писали в комментариях и говорили в живых беседах люди, должны быть ощутимыми — такими, чтобы соблюдать правила было выгоднее, чем игнорировать.
Какие требования были озвучены, когда МВД выдвинуло ультиматум самокатным компаниям Jet, Яндекс, Woosh и Bolt? Им было предписано:
- создать мобильные патрули, в том числе с участием полицейских, для предотвращения нарушений и беспорядочной парковки самокатов;
- внедрить в приложениях запрет завершения поездки без постановки самоката на спецстоянку;
- обеспечить автоматическое отключение самокатов в пешеходных зонах, парках, на набережных и во время массовых мероприятий.
В МВД Казахстана ключевой проблемой назвали отсутствие должного взаимодействия кикшеринговых сервисов с акиматами и полицией. Среди предложенных мер были также такие:
- модернизация приложений — всплывающие уведомления об ограничениях, запрет завершения поездки вне специальных парковок;
- доступ мобильных патрулей к самокатам для оперативного реагирования на правонарушения;
- жёсткие меры к нарушителям — изъятие самокатов за неправильную парковку, автоматическое списание штрафов через операторов JET, Yandex, Woosh и других;
- развитие инфраструктуры — создание велодорожек и парковочных зон для самокатов.
Владельцы компаний, предоставляющих в аренду электросамокаты, тогда пообещали реализовать часть мер в ближайшее время. Другие, по их словам, потребуют "комплексной работы" на уровне государства, бизнеса и акиматов.
Наши съёмки спустя 10 дней показывают, что пока ситуация такая же. Редакция будет отслеживать, меняется ли что-то и как быстро.
И напоследок немного фотографий, показывающих, как "сознательные" граждане паркуют арендованные самокаты.
Фото Тengrinews.kz
Фото Тengrinews.kz
Фото Тengrinews.kz
Фото Тengrinews.kz
Фото Тengrinews.kz
Фото Тengrinews.kz
Читайте также:
"Самокатный беспредел". Работают ли в Казахстане правила для самокатчиков на самом деле
Жмёмся и отскакиваем: быть пешеходом стало опасно для жизни в Алматы
Двойные стандарты и казахстанцы. Почему мы не живём по правилам и что с этим делать