Журналистам, пришедшим в понедельник, 23 ноября, на заседание правительства, пришлось удивляться как минимум дважды: сначала тому, что им после длительного перерыва вновь разрешили наблюдать за тем, как заседают министры непосредственно в здании правительства; а затем тому, что продолжалось это заседание целых четыре часа - с 11:00 и до 15:00.
Журналистам, пришедшим в понедельник, 23 ноября, на заседание правительства, пришлось удивляться как минимум дважды: сначала тому, что им после длительного перерыва вновь разрешили наблюдать за тем, как заседают министры непосредственно в здании правительства; а затем тому, что продолжалось это заседание целых четыре часа - с 11:00 и до 15:00.
И похоже, всего лишь за один день присутствия на заседании кабмина представители СМИ испытали пресыщение. После окончания этого мероприятия некоторые репортеры выглядели изнеможенными. Кажется, что даже состоявшееся в прошлую среду совещание под председательством Нурсултана Назарбаева было не таким тяжелым для журналистов, как сегодняшний поход в соседнее с Акордой здание правительства.
Возможно, причина такого состояния журналистов в том, что само заседание под руководством Карима Масимова проходило в каком-то очень неторопливом, а временами даже, казалось, расслабленном темпе. Резкой критики и вообще резких фраз здесь не звучало - говорили все размеренно и не очень громко. Пока одни выступали, другие их слушали, как могли: кто-то изучал свои ногти, кто-то гладил себя по голове.
Все это наводило скуку, переходящую в сон.
Примечательно, что помимо большого количества представителей СМИ сюда позвали и блогеров. И вообще создавалось такое впечатление, что это заседание призвано продемонстрировать абсолютную открытость правительства.
"О, Анара! Сейчас погода изменится", - удивляется пресс-секретарь одного из ведомств, увидев, что на заседание приглашен журналист неработающего сайта Ratel.kz Анар Бекбасова.
Погода и вправду меняется. В том числе и за окном. Морозы в Астане отступают, приходит потепление. От Дома министерств к зданию правительства ведет лестница. Многие знают этот опасный скользкий участок. Сейчас, по всей видимости, покрытие лестницы заменили на более безопасное, поэтому дойти в здание правительства можно без приключений.
При входе в здание можно было увидеть "молочного короля" Казахстана - Ивана Адамовича Сауэра, который руководит фирмой "Родина".
Журналисты предложили Ивану Адамовичу первому пройти к рамке металлодетектора. Он очень удивился такому дружелюбному жесту. Одна из корреспонденток, уличив момент, поинтересовалась у него, почему в магазинах так мало творога. Тот развел руками, мол, зима.
В заседании участвовали и акимы, правда, они следили за всем происходящим по видеосвязи.
Фото с сайта primeminister.kz
В какой-то момент Карим Масимов передал слово руководителю Карагандинской области, но того не оказалось на месте.
"Что с акимом случилось?", - спросил премьер.
"Он в отпуске", - проинформировал заместитель главы региона.
"Молодец", - многозначительно сказал Карим Масимов.
Очевидно также подумали и другие участники сегодняшнего заседания. Но промолчали.
Членам правительства предстояло обсудить одиннадцать вопросов - это поручения, которые на прошлой неделе дал Глава государства. Заседать решили без обеда.
Подняли тему освоения бюджетных денег в рамках программы "Нурлы жол".
По информаци Масимова, самый низкий показатель освоения средств в стране - в Астане. "Столица нашей родины -13 процентов, объясняйте", - сказал Масимов.
"Проблем с освоением средств по программе "Нурлы жол" нет, речь идет о физическом исполнении по актам выполненных работ, которые на 1 ноября 2015 года действительно составили 13 процентов. Но основная сумма - 25 миллиардов, которая нам выделена на реконструкцию и строительство объектов теплоснабжения в рамках мероприятий подготовки к EXPO 2017 года. Их физическое освоение предусмотрено в 2015-2016 годах, до 15 декабря текущего года АО "Теплотранзит" будут оставшиеся средства перечислены, и освоение составит 100 процентов. Проблем не будет", - заявил первый заместитель акима Астаны Сергей Хорошун.
"Хорошо, - сказал Масимов Хорошуну. - Посмотрим".
Говоря о проблемах в обеспечении школами, министр образования и науки Аслан Саринжипов рассказал, что сейчас в казахстанских школах учатся 2,7 миллиона детей. В этом году в первый класс пошло 340 тысяч. Родилось же в этом году больше 400 тысяч. То есть через пять лет эти дети пойдут в первый класс.
"У нас есть две проблемы: первая - это аварийные трехсменные школы, это в принципе школы, в которых нельзя вести занятия; и вторая - демографический рост. Мы должны ежегодно порядка 15-20 тысяч новых мест вводить", - сказал Саринжипов.
Министра решил поддержать аким Алматинской области: "У нас в этом году 50 тысяч детей родилось, из них 42 тысячи детей пошли в первый класс".
В зале послышался смех, не удержался и премьер-министр.
"Понятно", - произнес он сквозь улыбку.
Министр попытался пояснить слова акима: "Имеется в виду пошло 42 тысячи, а родилось 50 тысяч, то есть будет рост на 20 процентов, когда они подойдут к шестилетнему возрасту".
"Ну это же хорошо", - закрыл тему Масимов.
В прошлый раз на заседании в Акорде досталось министру финансов Бахыту Султанову, которому посоветовали лучше следить за казной. По всей видимости, он учел критику Главы государства и сегодня был непоколебим.
"Исполнение бюджета сегодня показывает, что государственные органы, как и администраторы денег, по-прежнему пытаются жить по-старому, с размахом. Это видно и на стадии планирования, и на стадии исполнения, и по итогам года после наших проверок. В этом году только при планировании бюджета на бюджетной комиссии мы отклонили бюджетных заявок госорганов на два триллиона тенге", - отметил министр финансов.
"По текущим освоениям госорганов также прослеживается тренд нерачительности. Если за девять месяцев было не освоено 37 миллиардов тенге, то спустя месяц неосвоенная сумма взлетела в четыре раза и составила 156 миллиардов тенге", - продолжал уверенно Султанов.
В итоге премьер-министр дал добро министру финансов "применять меры наказания".
Заседание продолжалось. Когда министры перешли к ценам на продовольствие, у некоторых журналистов, кажется, начинали путаться мысли: все-таки как правильно "яйца" или "пищевое яйцо"?
"Цены на продовольственные товары увеличились. Наибольший рост цен состоялся по следующим товарам: масло подсолнечное - на 35,9 процента, сахар - на 22,5, чай - 16, хлеб -12,5, яйца - на 11,7 процента, мука - на 10,4 процента", - доложил министр национальной экономики Ерболат Досаев.
"Цены на пищевое яйцо у ворот птицефабрики составляют 11 тенге, в магазине меньше чем за 20 тенге яйцо это не найти", - проинформировал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Эту дискуссию подытожила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.
"Исходя из роста цен на основные продукты питания, мы ожидаем рост численности уязвимых слоев населения до 1 миллиона человек", - сказала она.
По словам министра, на сегодняшний день численность получателей социальной поддержки составляет 648 тысяч человек, из них около 550 тысяч - это получатели адресной социальной помощи. 550 тысяч - это дети из малообеспеченных семей, которые получают детское пособие до 18 лет. При этом величина прожиточного минимума на этот месяц составила 21 226 тенге, то есть рост к началу года этого показателя составил до 11,4 процента.
Дуйсенова попросила поручить местным исполнительным органам еще раз определиться с контингентом, чтобы усилить адресность и при необходимости внести коррективны в свой бюджет.
"Есть ли желающие выступить или вынести еще какой-нибудь вопрос?" - спросил Масимов, но, кажется, эта была шутка, потому что на этот раз заседание на самом деле закончилось.
К журналистам вышел министр энергетики Владимир Школьник. Но не для того, чтобы дать интервью. Он спросил у них, как пройти в столовую.
Ренат Ташкинбаев