ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
09 августа 2018 | 12:52

Когда "села батарейка". 18 причин для обращения к психологу

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото с pixabay.com Иллюстративное фото с pixabay.com

Сегодня многие казахстанцы с недоверием относятся к психологам, считая, что со своими проблемами в силах справиться сами. В большей мере это убеждение живет в головах мужчин. По наблюдениям специалистов, среднестатистический человек обратится за психологической помощью только в критической ситуации: по настоятельной рекомендации врача, когда проблемы у ребенка или когда его семья оказалась на грани развода.


Иконка комментария блок соц сети

Сегодня многие казахстанцы с недоверием относятся к психологам, считая, что со своими проблемами в силах справиться сами. В большей мере это убеждение живет в головах мужчин. По наблюдениям специалистов, среднестатистический человек обратится за психологической помощью только в критической ситуации: по настоятельной рекомендации врача, когда проблемы у ребенка или когда его семья оказалась на грани развода.

Tengrinews.kz совместно с алматинским психологом аналитического направления, полимодальным психологом, супервизором Психотерапевтической профессиональной лиги России Ольгой Солоненко разбирает причины, заметив которые у себя, человек может сам обратиться к психологу.

 

Инфографика с сайта multiurok.ru

Психолог Ольга Солоненко:

Каждый из этих запросов может быть свидетельством глубинного конфликта, скрытой депрессии. Депрессия - это разрыв с душой, состояние, вынуждающее человека обратить внимание на свою душу, переместить фокус внимания с внешнего мира на внутренний. Если этого не сделать, то произойдет разрыв с телом - может развиться одно из психосоматических заболеваний (нарушение функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами - прим. авт.). В работе с клиентом с тяжелым заболеванием, оглядываясь назад, всегда можно увидеть, как душа и тело посылали ему сигналы, которые он игнорировал. 

Мне нравится эта инфографика, думаю, что в ней отражено почти все из популярных запросов. Не хватает только пунктов про секс (инстинкт размножения) и оргазмы (сексуальное удовлетворение). Но, как правило, эти темы замалчиваются в нашем обществе. Даже в кабинет психолога мало кто приходит с такими запросами - они проявляются постепенно в ходе психотерапии.

Обратиться к психологу можно, найдя у себя даже одну из этих мыслей. Преодолеть первый симптом легче и быстрее, чем исправлять ситуацию, когда развился невроз или психосоматическое заболевание. Многие люди видят эти проблемы, но не обращаются за помощью, обесценивая их: "А, ничего страшного, пройдет!", "Сыт-одет-обут, и слава Богу. Нечего с жиру беситься", "Наши бабушки-дедушки в войну... А я тут с какой-то мелочью".

Сегодня культивируется идея, что мы можем позаботиться о себе только во время болезни, когда тебя уже настиг нервный срыв. Выспаться, отпросившись, не пойти на работу, позаботиться о себе, когда "села батарейка" - такого нет. Наше тело - это дом, в котором мы живем. Каждый такой симптом - поломка в нем. Если мы вовремя замечаем облупившуюся штукарку, заедающий замок, подтекающий кран и устраняем это, то дом будет долго ухоженным и красивым. Если ничего не ремонтировать, то жить в нем будет некомфортно, а однажды он накренится и рухнет.

1. Я не знаю, чего я хочу

Симптом - запрет на желания. Вероятно, в детстве ребенок принял на себя функцию взрослого - когда вместо детства было слово "надо". Например, был ответственен за брата или сестру. Для ребенка любого возраста такая ответственность - непосильная ноша, родители рожают детей для себя, следовательно, следить за ними должны они сами, не перекладывая эту обязанность на старших детей. И сейчас внутри у него конфликт: "Чего ты можешь хотеть? Иди выполняй свои обязанности", или "Много хочешь - мало получишь", или "Мало ли чего ты хочешь".

2. Я живу в стрессе

Симптом - нарушение базового доверия и базовой безопасности. Ощущение постоянного стресса означает, что человек испытывает постоянную угрозу своей безопасности. Угроза может быть как физической, так и эмоциональной. Стресс возникает тогда, когда организм постоянно работает в состоянии повышенного тонуса: постоянная угроза - постоянно вырабатывается адреналин.

Для такого человека важно научиться расслабляться. Но для того, кто имеет этот симптом, расслабляться страшно, потому что когда он расслаблен, может что-то произойти. Такое бывает в семьях, где папа часто внезапно приходил пьяный, были скандалы, там, где не было покоя. Или когда ребенок что-то рассказывал родителям, а его чувства игнорировались и его слова использовались против него - то есть "нападали" за беззащитного.

3. Со мной что-то не так

Симптом - ощущение никчемности и неспособности на что-либо. Проблема может проявляться в сфере здоровья в виде ипохондрического синдрома: выскочил прыщ - заподозрили рак. Скорее всего, у этого человека была тревожная мама. Она не справлялась со своей тревогой и постоянно транслировала ребенку: "Ты заболеешь", "Все будет плохо", "Сейчас все умрут"... Поэтому человек может думать, что с ним постоянно что-то не так.

4. У меня панические атаки

Симптом - страх назревших перемен. Панические атаки - серьезная вещь, психолог/психотерапевт всегда работает в паре с невропатологом и психиатром. Паническая атака - это "паралич" нервной системы вследствие ее перегрузки. Психология видит проблему так: человек не хочет менять свою реальность, которая требует изменений. Фактически паническая атака - это сигнал: "Умри, чтобы родиться по новой".

5. Я хочу наладить личную жизнь

Симптом - страх близких отношений. Обычно у клиентов с таким запросом построить личную жизнь не позволяет психологический возраст. Предположим,  клиент - 30-летняя женщина, психологический возраст которой - 15 лет. Я, как психолог, предположу, что произошла фиксация - в возрасте 15 лет она пережила некое событие, вследствие которого нарушилось базовое доверие к мужчинам, все мужчины стали плохими и не заслуживающими доверия. Задача психолога - найти точку, в которой произошла фиксация и "дорастить" личность с 15 лет до паспортного возраста - ведь у 15-летнего ребенка шансов построить личную жизнь нет.

Либо же родители вовсе не говорили с ней про сексуальную жизнь, не разъясняли, что к чему, поэтому существует страх. Личная жизнь - это тема сексуальности, тема нашего взаимодействия с противоположным полом. Она хочет замуж, но думает, что "мужчина - это угроза". 

Либо же девочка не видела, что такое личная жизнь между папой и мамой. Один или оба родителя могли отсутствовать в ее жизни или же выполняли только родительские функции, перестав быть мужчиной и женщиной. Для формирования здоровой сексуальности ребенок не должен допускаться в родительскую постель, но при этом должен понимать, что у мамы и папы есть свои отношения, которые были до его появления на свет.

6. Я не понимаю, ради чего я живу

Симптом - потеря себя и своих смыслов. Вопрос смысла жизни, экзистенциальный вопрос, настигает всех из нас, в каком возрасте - зависит от самого человека. И какой смысл жизни будет у каждого из нас - тоже индивидуально. У кого-то - самореализация, у кого-то - семья, у третьего - еще что-то. Самое важное, что смысл жизни нельзя навязать или прочесть в книге.

Для меня как психолога такой запрос будет означать, что в детстве с ребенком не говорили о глобальных вещах, об устройстве мира, о том, что такое человеческая жизнь, о ценности моментов "здесь и сейчас", о будущем. Обсуждение философских вопросов - это важно, потому что позволяет выработать свою философию жизни: "Кто я?", "Для чего я живу?", "Что я могу и не могу?" И если родители не делились мыслями по этому поводу с ребенком, то он сам намного дольше и тяжелее будет формулировать свой смысл жизни. Кто-то будет искать ответ в религии, кто-то - в книге, кто-то - в путешествиях...

Что говорит психология о смысле жизни? Что он - в самой жизни, в ее переживании.

7. Я не могу сделать выбор

Симптом - страх ответственности. Это один из ключевых вопросов психологии, такой запрос встречается очень часто. Человек может сделать выбор, когда он дошел до определенного уровня в своем взрослении. Так проявляется страх ответственности - ведь как только я совершаю выбор, я начинаю нести ответственность за будущий результат. Чтобы сделать выбор, надо обладать стратегическим мышлением, чтобы прикинуть: что будет в одном и другом случае. Плюс подключить интуицию. Какой результат больше устраивает человека - такой выбор он и делает. Таким образом, это повод для разговора о внутренней взрослости и уровне ответственности.

В принципе, сказка про трех богатырей "Налево пойдешь..." - об этом же. Мы делаем выборы каждый день. Но часто делаем это бессознательно, а видя результат, который нас не устраивает, - виним Бога, судьбу, еще кого-то, но только не себя. Это перекладывание ответственности в чистом виде. Если вы женились и развелись, и так три раза, то это не люди плохие попадались, а вы делали такой выбор.

Многие люди предпочитают не делать выбор. Это может свидетельствовать об инфантилизме или жадности.

8. Я хочу найти свое призвание

Симптом - отсутствие опоры и поддержки. Призвание и признание - эти слова очень созвучны, без первого нет второго. Человек - существо социальное, он инстинктивно хочет быть полезным, привносить что-то хорошее в социум, менять мир в лучшую сторону. Когда мы находим свой талант, то мы понимаем, как можем быть полезны миру, как мы можем получить отклик от социума. Таким образом, мы становимся удовлетворены собой.

Найти призвание - не так просто, все идет из детства. Важно, было ли у ребенка подкрепление его сильных сторон. Если да, если ребенок знал, что он лучше всех в той и той области (несмотря на возможные тройки по другим предметам), то он знает, в чем его призвание. Психолог предположит, что у ребенка не было позитивного подкрепления умений и навыков, поддержки и опоры. По сути, в работе со взрослым человеком психолог будет выполнять родительскую функцию - поможет определить желания, найти ресурсы для их выполнения, поддержит в начинаниях.

9. Мне все время грустно

Симптом - отсутствие самоидентификации. Это похоже на меланхолию, которая отличается от депрессии. В депрессии есть "Я", которое страдает: от нехватки денег, несоответствия супруга или ребенка ожиданиям, несправедливости. В меланхолии же - пустота, человек не знает, почему ему постоянно плохо. Как будто вместо него - пустота. Скорее всего, ребенок и его потребности полностью игнорировались родителями. С меланхолией сложнее справиться: человек сначала должен найти свое "Я", потом определиться, о чем "Я" страдает, а потом уже решить, как можно справиться со страданием.

10. Меня все бесит

Симптом - запрет на негативные эмоции. В этом случаем мы имеем целый букет эмоций - раздражение, гнев, ярость, злость. И если все вместе остро проявляется, то значит, что ранее у человека не было права на то, чтобы его все бесило и раздражало, агрессия не находила выхода, была порицаема. В таком случае она становится постоянным состоянием человека. Агрессия - это инстинкт, это нормальное чувство, на которое каждый человек имеет право наравне с позитивными эмоциями.

Когда ребенок вырастает, то он, в отличие от родительской семьи, может сам себе разрешить злиться. Если это разрешение не дано, то его это злит. И тогда любые внешние раздражители будут вызывать чрезмерные эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации: продавец не уделил внимания - обложить его матом, в пробке посигналили - грубо подрезать, не так ответили - ударить.

11. Мне одиноко

Симптом - нарушение коммуникаций с миром или с людьми. Такая ситуация означает, что человек не был понят, его не услышали. В его понимании он не имеет права испытывать чувства и делиться ими. Причем, все идет как снежный ком - если меня не понимали в прошлом, то я уверен, что меня не поймут в будущем. Я чувствую себя одиноко, потому что я ни с кем не могу построить эту связь, вот этот отклик получить. Психолог в этом случае помогает восстановить коммуникацию с людьми и привести его к тому, что он не одинок.

12. Меня никто не понимает

Симптом - отсутствие контакта с самим собой. С точки зрения психологии запрос - шире: я сам себя не понимаю. Если бы я сам себя понимал, то мне не нужен был бы тот, кто меня понимает. Если бы я сам был в ладу с собой, своими желаниями и страхами, то мне было бы все равно, что думает об этом другой человек. То есть я мог бы допустить, что мы с непонимающим меня человеком разного уровня мышления, сознания, говорим на разные языках в конце концов. И есть другие люди, которые меня понимают.

Но есть и такой аспект: когда меня никто не понимает, я пытаюсь донести информацию, но меня никто не слышит. Ведь, чтобы тебя поняли, надо, чтобы тебя услышали и только потом дали обратную связь. Может быть, проблема в том, что я сам не понимаю, что говорю.

13. В моей семье много ссор

Симптом - нарушение нормальной коммуникации. Есть семьи, в которых ссоры - это не ситуативная реакция, а образ жизни. И ребенок его перенимает как единственную форму коммуникации: только так можно разговаривать, только так можно быть в эмоциональной связи с другим. Если я у кого-то вызываю негативные эмоции, значит, в принципе, я есть, я ценный и меня замечают, дают в ответ хоть какие-то эмоции.

В нормальной семье разговаривают и договариваются. Ссора - это, когда нет запроса договориться, а есть запрос уничтожить самолюбие другого человека - коммуникация направлена не на сохранение отношений, а на отыгрывание агрессии. Людям важно научиться достигать договоренности, уважать чувство собственного достоинства и достоинство другого человека, а также мировоззрение и ценности близкого человека.

14. Я хочу наладить контакт с ребенком

Симптом - отсутствие контакта с самим собой. Скорее всего, в детстве этого человека не было глубокого контакта с родителями. Я бы спросила у такого клиента: "А есть ли у вас контакт с самим собой и со своим внутренним ребенком?" Мы можем понять ребенка, когда у нас есть контакт со своим внутренним ребенком, своей чувственной частью, своей спонтанностью и способностью выражать свои чувства открыто. Если есть, то значит мы можем говорить на одном языке со своими детьми.

Поэтому, когда в терапию приходит мама с таким запросом, то мы, как правило, работаем не над их отношением с ребенком, а над налаживанием контакта со своей детской внутренней частью. Когда он есть, то контакт с дочерью или сыном тоже можно выстроить. Поэтому зачастую достаточно прийти к психологу одной маме, без ребенка.

15. Я хочу разобраться в себе

Симптом - поиск себя и своих способностей. Психолог спросит: "А зачем? Что вы хотите в итоге от этого разбора?" Саморазвитие - это модный тренд. Так, может быть, вы следуете моде? Что в действительности вы хотите разобрать в себе? Что для вас является неразрешенным или непонятым? Это достаточно тяжелый запрос. Как в анекдоте - девушка может не знать, чего она хочет: замуж, на работу или кофе? Здесь важно выстроить свои жизненные цели и пути их достижения, определить свои таланты и ресурсы.

16. Мне ничего не интересно

Симптом - равнодушие, безразличие ко всему: к себе, собственной жизни и миру. За фразой "Мне ничего неинтересно", адресованной внешнему миру, может стоять отсутствие интереса к самому себе. Здесь страдает такой инстинкт, как любопытство. Все дети хотят заглянуть в замочную скважину спальни своих родителей. Любопытство - это нормальное желание. Оно должно быть поддержано: "Мы понимаем, что ты хочешь заглянуть, но нельзя". Эта интрига позволяет нам познавать что-то дальше. У ребенка развивается интерес к жизни, исследованию разных сфер. Если же ругать, наказывать, то ребенок может утратить свое любопытство.

Вторая возможная проблема - когда ребенок и его мировоззрение были неинтересны родителям: "Что ты можешь знать? Ты же маленький". На самом деле, даже у 5-летнего ребенка есть собственное видение мира через призму прожитого опыта. Его точку зрения надо уважать, интересоваться ею. Именно через этот механизм появляется интерес к самому себе и к миру.

17. Я живу не свою жизнь

Симптом - запрет на свою жизнь. Кто-то из родительских фигур мог транслировать запрет на собственную жизнь: "Если у тебя есть собственная жизнь, то ты - предатель", "Ты должен жить ради меня, со мной и для меня".

В последние десятилетия - это очень обширная практика: родители полагают, что взрослый ребенок должен жить с ними, должен помогать, быть смыслом их жизни. Фактически не происходит сепарации - отделения взрослого ребенка от родительской семьи, чтобы создать свою собственную семью. Когда такие дети вырастают, то они зачастую живут не собственную жизнь, а проблемами других людей.

18. Я не люблю свою работу и мне все надоело

Симптом - невозможность самореализации и развития. Так часто думают те люди, которые не нашли свое призвание, которым их профессия была навязана. Например, девушка не математического склада ума по желанию отца выучилась на аудитора, работала в этой сфере. Конечно, ей все надоест и будет бунт.

Еще такой запрос может свидетельствовать о том, что человек не получает адекватной оценки своей работе - выполняемая работа должна соответствовать оплате. Если у человека появляется чувство, что его обворовывают, а он не противостоит этому, то внутри возникает чувство, что он обворовывает себя сам. Поэтому интерес к работе пропадает. Это один из признаков эмоционального выгорания, которому часто подвержены медики, учителя и психологи.

Ольга Пастухова,

Иллюстративные фото - pixabay.com 

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети