ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
13 ноября 2023 | 06:09

"Сейчас люди другие: стараются друг друга уколоть". Как умирает село возле Павлодара

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Недалеко от Павлодара есть село под названием Даниловка. Здесь проживает всего восемь семей. Это либо те, кто держит скот, либо пенсионеры. На первый взгляд может даже показаться, что деревня заброшена. Тут нет дорог и центрального водоснабжения, отсутствует больница, школа и даже магазин. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили Даниловку и узнали у местных жителей, каким был населенный пункт полвека назад.


Иконка комментария блок соц сети

Недалеко от Павлодара есть село под названием Даниловка. Здесь проживает всего восемь семей. Это либо те, кто держит скот, либо пенсионеры. На первый взгляд может даже показаться, что деревня заброшена. Тут нет дорог и центрального водоснабжения, отсутствует больница, школа и даже магазин. Корреспонденты Tengrinews.kz посетили Даниловку и узнали у местных жителей, каким был населенный пункт полвека назад.

Чтобы попасть в Даниловку, нужно съехать с основной трассы в селе Ефремовка. Дорога к пункту назначения, увы, возможно, никогда не видела асфальта. 

Месиво из грязи оказалось скрыто под слоем снега, выпавшего в день нашей поездки на большей части Павлодарской области. Несколько раз наша машина едва не застряла. 

На первый взгляд при въезде в Даниловку может показаться, что здесь никто уже не живет. Нас встретили полуразрушенные дома. А вот жилые, из-за снегопада, удалось разглядеть не сразу.

Только мы вышли из машины, навстречу нам сразу же выбежала стая громко лающих собак. 

По свежим следам от автомобиля идем к одному из домов. 

Здесь живет Алихан Сисабаев. В Даниловку он переехал около 30 лет назад. 

Алихан Бекишевич поделился с нами переживаниями касательно чеченского кладбища, расположенного в черте населенного пункта.

"Там около 45 могил в четыре ряда. Скоро это кладбище сровняется с землей. Там ни забора, ничего нет. Один или два колышка остались, и все. Сколько раз я обращался в разные инстанции, чтобы сохранили это кладбище, но безрезультатно", - говорит он.

"Пенсия у меня минимальная - 90 тысяч тенге. Мне ее хватает. Хотя, конечно, попробовали бы депутаты на эти деньги прожить", - говорит пенсионер.

Супруги Алихана Бекишевича не стало около 10 лет назад. В городе у него есть дети и другие родственники, которые в случае чего всегда могут приехать к нему и помочь. 

"Машина есть, если нужно, за продуктами езжу в ближайшее село или в город. Родные в городе живут, если нужна будет помощь, они сразу приедут. Мясо на зиму заготовил. Поэтому не жалуюсь. Помощников как-то нанимал. А они пьющие оказались, продали из дома все, что плохо лежало", - вспоминает мужчина.

В лучшие годы в Даниловке было больше 130 домов. В селе работала школа и совхоз, где трудились жители деревни. Сейчас ничего этого нет. Школа стоит как напоминание о том времени.

Это Варвара Филипаш, ей 76 лет, и она коренная жительница Даниловки.

"Мама моя здесь родилась, а папа из Украины. Ему было пять лет, когда его семья сначала в Омскую область приехала, а потом сюда. Когда я родилась, был колхоз, потом стал совхоз", - рассказывает она.

На снимке ниже, который показала нам Варвара Константиновна, трактористы Даниловки перед началом работы.

"Школой была землянка, я в ней училась. Новую уже потом построили. Мы раньше жили бедно, но дружно. Одно время у всех в деревне были землянки, каждое воскресенье взрослые мазали кому-нибудь крышу. И мы – дети – им помогали. Те, у кого крыша была из шифера, считались богатыми. Одно горе на всех. Одна беда на всех. Если веселятся, то все вместе. Свадьбы тоже вместе отмечали. Сейчас люди другие: стараются друг друга уколоть. Я такого не понимаю", - говорит пенсионерка, а после показывает нам фото своей семьи, где во главе кадра сидят ее родители.

"Я всю жизнь проработала дояркой, с 15 лет. Всегда была в передовиках. С годами деревня росла, домов становилось больше, как и людей. Для прибывающих иногда даже не хватало жилья", - вспоминает Варвара Константиновна.

С развалом в Даниловку пришел упадок. Школу закрыли в 1997 году. И местные жители начали разъезжаться кто куда. Дома либо продавали, либо бросали.

"Было даже такое, что скот падал на ходу из-за нехватки еды и воды. Комплекс был хороший, в Ефремовке свинокомплекс, а у нас в Даниловке коровы. Новые базы, которые были построены, все разобрали. В общем, ничего не стало. Я думала уехать, но не могу, привыкла здесь. В Розовку к дочке ездила, не могу долго там оставаться. Когда туда приезжаю, мне даже кажется, будто солнце не там восходит", - с улыбкой делится пенсионерка.

Мужа Варвары Константиновны не стало около 10 лет назад. Вместе они воспитали сына и двух дочерей.

"У меня пять внуков и пять правнуков", - добавила она.

Среди красиво расставленного сервиза видим фото молодого человека. Как оказалось, это первенец Варвары Константиновны Сергей, который погиб в 17 лет, разбившись на мотоцикле. 

Напоследок женщина рассказала нам о чеченском кладбище, о котором упоминал ее сосед.

"В войну сюда сослали несколько чеченских семей. На том кладбище они хоронили пожилых, а также детей, которые не пережили болезней. Когда Сталин умер, они сразу вернулись на родину. Один из них только остался, вся родня от него отказалась. И до самой смерти к нему больше никто так и не приехал", - вспоминает она.

Прогуливаясь по Даниловке, замечаем памятник погибшим в ВОВ воинам, призванным из этих мест.

Раньше позади монумента находился клуб. Его снесли. Убрать пытались и сам памятник, чтобы вытащить из него арматуру. Местным жителям удалось его отстоять. 

Новый обелиск после того случая был открыт у входа в школу. 

Знания в этом учебном заведении не получают уже очень давно. Внутрь, как оказалось, совсем несложно попасть. Вот так, к примеру, сейчас выглядит помещение, где занимались физической культурой.

В одном из кабинетов можно обнаружить буклеты партии "Асар", упраздненной в 2006 году. 

Кабинеты постепенно разрушаются. Батареи срезаны, а предметы из дерева, скорее всего, используются кем-то из местных для растопки печей.

Все тут вызывает некую тоску...

Ну а мы решаем последовать совету на стене (на фото ниже слово "беги") и покидаем здание.

Среди покинутых участков можно заметить и жилые. Кто-то даже содержит домашнее хозяйство. 

Возможно, Даниловка доживает свои последние годы.

Текст подготовил: Иван Сухоруков.

Фото: Турар Казангапов.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети