Tengrinews.kz рассказывает, как, казалось бы, современный и нужный проект, в который к тому же вложили миллиарды тенге, был загублен.
Триумфальный запуск с улыбчивым Байбеком
Велошеринговый проект Almaty Bike был триумфально запущен 16 сентября 2016 года. Первым новенькие велосипеды протестировал Бауыржан Байбек, занимавший тогда должность акима Алматы.
Глава города прокатился на велике прямо перед зданием администрации. Тогда по СМИ разлетелось множество снимков с улыбчивым чиновником на новеньком городском транспорте.
Фото: © Tengrinews.kz
Проект был призван развивать велосипедный спорт и велодорожную инфраструктуру в Алматы, пропагандировать здоровый образ жизни и улучшать экологию. Велосипеды предназначались для езды в любую погоду, при температуре от минус 25 градусов до плюс 60 градусов. А пользоваться ими можно было 24 часа в сутки.
В связи с этим планировалось, что велосезон в Алматы будет круглогодичным.
Для Алматы это был довольно необычный и амбициозный проект. Сам транспорт был изготовлен французской компанией Smoove. Каждый весил 24 килограмма, так как они были сделаны из хромированной стали, используемой в авиапромышленности.
Кроме того, на нём была установлена специальная антивандальная система: каждая деталь индивидуальная и не подошла бы ни на один велосипед другой модели. А система работала от солнечных батарей.
Фото: © Tengrinews.kz
На момент запуска велошеринг был самым доступным и дешёвым видом городского транспорта. Годовая подписка на Almaty Bike стоила 10 тысяч тенге, трёхмесячная — шесть тысяч тенге.
Первые 30 минут каждой поездки были бесплатными, а для студентов и пенсионеров действовала скидка в 50 процентов.
Более того, воспитанникам спортивных школ или детям из неблагополучных семей нередко выдавали бесплатные годовые абонементы.
При этом сам проект был вовсе не дешёвым. Финансировали Almaty Bike Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и Социально-предпринимательская корпорация "Алматы".
Как ранее писали СМИ, фонд вложил в реализацию проекта больше 1,3 миллиарда тенге. Дополнительно 818,4 миллиона тенге должна была выделить СПК "Алматы", но перечислила в итоге только 657,6 миллиона тенге. Из этих 1,9 миллиарда в сумме 1,8 миллиарда потратили только на закупку велосипедов и оборудования.
Власти планировали поэтапно покрыть ими весь город. Сперва были установлены первые 50 станций с парком из 270 велосипедов. На втором этапе намеревались увеличить количество велосипедов до 1 730 штук, а станций - до 200. А на третьем этапе — 300 станций и 2 410 великов, чтобы охватить практически все оживлённые участки Алматы. Однако этого так и не произошло.
Миллиардная велоблаготворительность
С 2016-го по 2019 год проектом Almaty Bike управлял общественный фонд Velocity.kz. Эта же компания занималась реализацией проектов Astana Bike и Shymkent Bike. Другие СМИ писали, что всего на внедрение велошеринга в трёх городах Казахстана выделили больше 4,4 миллиарда тенге. Более того, все деньги выделили на благотворительной основе.
Также в прессе утверждалось, что упомянутый фонд владел эксклюзивным правом на систему Bike sharing от Smoove SAS в Казахстане.
В Алматы велошеринг просуществовал до конца 2023 года. Всё это время городской акимат ежегодно выделял миллионы тенге на обслуживание и поддержание проекта и закупку новых великов. По данным сайта госзакупок, с 2018 года администрация города потратила на эти цели 1,39 миллиарда тенге. Вот как выглядел разрез бюджета по годам:
- 2018 год — 22,2 миллиона тенге,
- 2019 год — 118,4 миллиона тенге,
- 2020 год — 126,7 миллиона тенге,
- 2021 год — 339 миллионов тенге,
- 2022 год — 463,4 миллиона тенге,
- 2023 год — 320,9 миллиона тенге.
Однако в 2020 году Velocity.kz передал права на управление проекту общественному фонду "Арман аймағы". В том же году Ревизионная комиссия по городу Алматы начала аудиторскую проверку проекта Almaty Bike: она охватила период с июля 2020-го по июнь 2022 года. Результаты были опубликованы 8 декабря 2023 года и вскрыли множество интересных моментов, в том числе нарушения на сотни миллионов.
Сотни миллионов вопросов
По данным комиссии, на июль 2020 года на балансе города числилось 1 460 велосипедов. Их общая стоимость составляла 548,5 миллиона тенге, а средняя цена одного велосипеда — около 375,7 тысячи тенге. К концу того же года парк вырос до 1 700 велосипедов, и с тех пор цифра почти не менялась:
- в 2021 году — 1 702 единицы,
- в 2022 году — снова 1 700.
На момент проверки в городе было установлено 185 велостанций — их количество не менялось несколько лет. Хотя изначальный план, напомним, предусматривал 300 станций и 2 410 велосипедов, но до этой цели проект так и не дотянул.
Велосипеды были, но не работали
Аудиторы выяснили, что ещё в 2020 году из 1 700 велосипедов на ходу были только 333. Остальные 1 356 стояли сломанными. К середине 2022-го ситуация немного улучшилась, но всё равно выглядела неблагополучной:
- 946 велосипедов были исправны,
- 638 — неисправны,
- 69 — требовали капитального ремонта,
- 47 — числились украденными.
После январских событий 2022 года ещё 26 велосипедов пропали без следа, а 69 были сломаны окончательно. Из-за этого с баланса пришлось списать 95 велосипедов на сумму 22,6 миллиона тенге.
Алматинцы потеряли интерес к великам
На фоне поломок и потерь падал и интерес горожан. Количество новых пользователей со временем только уменьшалось. Если в 2020 году их было 1 996 человек, то в последующие два картина выглядела так:
- 2021 год — 1 319 человек,
- 2022 год — 1 441 человек.
Но куда заметнее падала активность.
Если в 2020-м велосипеды брали напрокат 961,5 тысячи раз, то в 2021-м — уже 681,4 тысячи, а в 2022 году — всего 298 тысяч раз. Общее число зарегистрированных пользователей сократилось с 5 161 в 2020 году до 3 166 в 2022-м. Это минус 35 процентов пользователей и почти 30 процентов поездок за год.
Аудиторы прямо писали: интерес к велошерингу падал ежегодно на 10–30 процентов. И главная причина — электросамокаты, которые оказались удобнее и популярнее.
Финансовые нарушения
К тому же аудиторы обнаружили и финансовые нарушения.
По состоянию на 30 июня 2022 года, реально использовалось 946 из 1 700 велосипедов — всего 55 процентов. Остальные находились в ремонте, были списаны или просто стояли без дела. Проблему усугубляло то, что они собраны из импортных деталей, которых в Казахстане нет. Из-за этого даже простые ремонты растягивались на месяцы, а запчасти обходились дорого.
Но самое интересное аудиторы нашли не на улицах, а в бумагах. Проверка показала, что в финансовых отчётах не прописано, на что конкретно ушли сотни миллионов тенге: часть расходов не имела подтверждающих документов, а по некоторым суммам вообще не было видно, на что именно они потрачены.
Общий объём нарушений, которые выявила Ревизионная комиссия по Алматы, составил 241,5 миллиона тенге. Из них:
- 11,1 миллиона тенге — прямые финансовые нарушения,
- 230,4 миллиона тенге — неэффективное использование денег и активов.
Кроме того, внимание аудиторов привлекла закупка новых велосипедов на 131,6 миллиона тенге — часть планов не реализовали, а работу признали неудовлетворительной.
Фонд "Арман аймағы": ещё вопросы
Отдельная проверка прошла по общественному фонду "Арман аймағы", который тоже был задействован в проекте. По данным аудиторов, обнаружено нарушений на 109,9 миллиона тенге. Из них:
- 11,1 миллиона тенге должны вернуть в бюджет,
- 10,3 миллиона тенге — завышенные расходы на содержание Almaty Bike (из них 8,8 миллиона за 2021 год и 1,5 миллиона - за первое полугодие 2022-го),
- 816 тысяч тенге — оплата аренды помещений (включая 334 тысячи за 2020-й и остальное за 2022 год),
- 98,8 миллиона тенге — неэффективное использование активов государства, в том числе 427 велосипедов.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев
Велошеринг хотели вернуть, но передумали
В декабре 2023 года алматинцы заметили, что велосипеды исчезли со станций, а приложение велошеринга перестало работать. Пользователи писали в соцсетях, что сервис не запускается, хотя сезон был уже близко. 4 марта в официальном Instagram-аккаунте Almaty Bike появилось сообщение, в котором объяснили причину остановки велошеринга:
"В связи с участившимися запросами касательно запуска проекта сообщаем: ввиду отсутствия договора на обслуживание на 2024 год прокат не может быть запущен. На текущий момент прогноз не определён, сроки запуска неизвестны".
Там же уточнялось, что по решению акимата прокат не работал до конца 2023 года, а действующие абонементы продлят на срок простоя.
В акимате Алматы эту информацию отрицали и заявляли, что проводится плановое техническое обслуживание велосипедов и станций, после чего система должна возобновить работу.
"Кроме того, управлением городской мобильности проводятся конкурсные процедуры по определению обслуживающей компании", — говорилось в ответе акимата.
Однако и к июню 2024 года велошеринг всё ещё не запустился. Горожане продолжали спрашивать, что происходит с сервисом. В управлении городской мобильности сообщили, что объявлен конкурс на обслуживание системы автоматизированного велопроката на 2024 год.
В тендерной документации уточнялось: подрядчик должен обеспечить круглосуточную работу 185 станций и 950 велосипедов, а также ремонт и техническое обслуживание. На это выделили 188,3 миллиона тенге. Победителем стала компания "Гео Проект Инжиниринг".
Но и после этого ситуация не сдвинулась. Позднее выяснилось, что у акимата нет планов по возвращению Almaty Bike на улицы города. Процедура заключения договора была приостановлена. Позже в коммунальном предприятии "Алматы паркинг" пояснили, что подрядчик не выполнил условия соглашения:
"Договор с ТОО "Гео Проект Инжиниринг" действовал до 31 декабря 2024 года, однако компания не исполнила условия контракта. В связи с этим управление городской мобильности подало иск в суд о внесении ТОО в реестр недобросовестных поставщиков".
Там же добавили, что возвращать старый велопрокат в 2025 году не планируется, а взамен город намерен запустить коммунальную систему проката электрических велосипедов.
При этом на балансе управления городской мобильности по-прежнему числилось 1 460 велосипедов и 185 станций, оставшихся от старого проекта. Однако в ведомстве утверждали, что весь парк был в неудовлетворительном состоянии и "требовал глубокого ремонта". Что сейчас с этими велосипедами — неизвестно.
К концу 2024 года всё же появилась информация, что проект хотят возродить в обновлённом виде. "Алматы паркинг" сообщил о планах запустить прокат: предполагалось закупить две тысячи новых электровелосипедов и отказаться от старых станций; вместо них парковочные зоны определят городские власти, а координаты внесут в электронную карту нового мобильного приложения.
Разрабатываемое приложение должно было позволять арендовать велосипеды напрямую со смартфона, а сам транспорт планировали оснастить GPS-датчиками, чтобы отслеживать перемещение и защитить от краж.
Запуск проекта планировался на 2025 год, но так и не состоялся. В июне стало известно, что проект находится на стадии определения финансирования. Новых сроков запуска так и не озвучили.
Как умер Almaty Bike
Almaty Bike начинался как один из самых прогрессивных городских проектов — доступный, экологичный и рассчитанный на массовое использование.
Но как показал аудит, через несколько лет после запуска система практически рассыпалась. Из 1 700 велосипедов на ходу оставалось меньше тысячи, часть списали, часть просто исчезла. Миллионы были потрачены, но даже сами чиновники не смогли объяснить, куда ушла значительная часть средств. Одни и те же проблемы повторялись из года в год: неисправные велосипеды, финансовые нарушения и отсутствие контроля.
В итоге вместо удобного городского транспорта велошеринг превратился в дорогой и неработающий аттракцион. Город продолжал выделять деньги, но пользователи уходили — количество поездок падало на десятки процентов ежегодно.
Главная причина — конкуренция со стороны электросамокатов. Они оказались проще, удобнее и доступнее. На этот год в Алматы насчитывается около 30–40 тысяч зарегистрированных самокатов, а в день на них совершается до 100 тысяч поездок.
Но с этим видом транспорта немало проблем, и именно это вновь актуализировало разговоры о том, куда из города делись прокатные велосипеды, которые, возможно, не так удобны, но точно безопаснее.
По сути же горожане перестали ждать, когда акимат "починит" Almaty Bike, и пересели на самокаты, что подтверждают даже отчёты аудиторов. После этого проект уже не смог оправиться.
Так закончилась история одного из самых громких городских начинаний. Фактически велошеринг в Алматы стал примером того, как хорошую идею загубили неэффективность, отсутствие системного подхода и бесхозяйственность.
Читайте также:
Самокаты не запретят: как предлагают регулировать хаос на тротуарах
Как в Париже. Французская столица после запрета самокатов и уроки для Казахстана
Влезть и выжить. Что не так с алматинскими автобусами