Ибрагим Ибатулин - нестандартный учитель математики. Он готовит к олимпиадам, но при этом не проводит отбор, беря всех заинтересованных. В интервью для проекта "Выдающиеся учителя" он рассказал три лайфхака, как бесплатно или со скидкой поступить в престижные зарубежные вузы.
Ибрагим Ибатулин - нестандартный учитель математики. Он готовит к олимпиадам, но при этом не проводит отбор, беря всех заинтересованных. В интервью для проекта "Выдающиеся учителя" он рассказал три лайфхака, как бесплатно или со скидкой поступить в престижные зарубежные вузы.
Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова в 16 лет поступила на журфак в том числе потому, что там не надо было сдавать "царицу всех наук". В интервью с учителем математики журналист пыталась вызнать у героя, что она все же упустила в своей жизни.
Учитель математики Ибрагим Ибатулин. Выпускник ЕНУ им. Гумилева, 2004. Тренер олимпийского резерва РФМШ с 2009 года. В 2004-2009 годах готовил к олимпиадам в Казахско-Турецком лицее Астаны, а сейчас занимается тем же с учениками 2-11-х классов в частном порядке. В 2017 году он сопровождал 12 воспитанников на престижной международной олимпиаде "Математическое многоборье". Его ученики выиграли 43 диплома из 57 возможных. Это абсолютный рекорд для казахстанских команд.
Свою методику подготовки к олимпиадам
я создал в 2004-2009 годах,
...когда работал в столичном Казахско-Турецком лицее. Меня позвали туда, потому что в ЕНУ им. Гумилева я учился на одни пятерки, что означает ответственность и дисциплину. Я приглашал 7-8-классников на занятия старших классов, но они не участвовали в них. Цель - не запомнить теоремы старших классов, а заложить правильное отношение к этим темам в будущем. Руководство поощряло любые эксперименты, лишь бы были реальные результаты у учеников. В КТЛ все просто: нет результатов - с тобой не подписывают контракт на следующий год.
Из подготовки к олимпиадам устроили особый бизнес и отбирают детей, которые "смогут чего-то достичь". Я принципиально детей не отбираю, беру всех заинтересованных.
Плохой результат в отборочном туре не равен отсутствию способностей к математике. Многие дети ведут себя скованно, оказавшись среди посторонних в незнакомом помещении. Ребенок в голове может быть гениальным художником, а в реальности не уметь держать кисть и делать мазки. Также и с математикой: обучившись основам, он не будет бояться создавать оригинальное решение.
Я не гоняюсь за талантами и одаренными, а пытаюсь в каждом раскрыть его потенциал, даже в тех, от кого отвернулись их учителя математики. Усиленные занятия могут привести к серебру престижной математической олимпиады, золото не обещаю. Для него нужен реальный талант или стечение обстоятельств.
Обучение на опережение не эффективно и может подорвать самооценку ребенка. Ребенок может стать чемпионом в младшем возрасте, изучив методы и формулы старших классов, а в 10-11-х классах его максимумом может стать бронза. Как будто вы привели ребенка на борьбу, но вместо обучения приемам дали ему пистолет, чтобы он всех отстрелял. Главное - не результат, а полноценное развитие. Если нет многоступенчатости, то это амбиции родителей, а не польза для ребенка. Могу сказать на своем примере.
На сегодня я победитель более 10 профессиональных конкурсов учителей, где необходимо решать олимпиадные задачи. Но в школьные годы я бы, скорее всего, не прошел отбор.
Мои школьные награды (второе место - по математике в 9-м классе, третье место - по физике в 10-м классе, третье место - по химии в 11-м классе; все - городские олимпиады Целинограда) - это абсолютно не награды по сегодняшним меркам. Но в школе мне не запрещали участвовать в занятиях по подготовке к олимпиадам. И получив лучший свой результат именно в математике, я выбрал именно ее для поступления.
Видео с YouTube-канала Super Exatas
Участник международной математической олимпиады IMO 2018, чемпионата мира по математике среди школьников старших классов показывает решение одной из задач. Да, математикам нужно знать английский.
Призеры олимпиад получают ценные подарки
от спонсоров и государства,
...но при поступлении в вузы официально льгот и преимуществ для них нет. Лишь преимущество при совпадении баллов. Но по факту призеров республиканских олимпиад берут на "персональные гранты" в Назарбаев Университет, КБТУ, ИТ-университет. Для моего ученика Мухита и еще нескольких перспективных студентов ИТ-университет арендовал квартиру в Алматы для более комфортного проживания. Большинство ведущих казахстанских университетов поддерживают олимпийцев, но об этом не всегда известно широкой аудитории.
Для поступления в конкретный казахстанский или международный вуз надо знать именно его критерии. В Азии, например в гонконгском университете HKUST, золото престижной международной олимпиады IMO - 100-процентно бесплатное обучение. Именно на таких условиях там учится мой ученик Ахан Исмаилов. Серебро и бронза обычно дают 50 и 25 процентов скидки. Но в вузах Европы, Великобритании или США иные требования.
Для облегчения поступления, получения гранта или скидки в ведущие вузы мира есть три основания, делюсь лайфхаками. Первое - олимпиады, но только некоммерческие и на государственном уровне, то есть когда МОН РК официальным приказом отправляет на олимпиаду. Второе - спортивные успехи на уровне мастера спорта или на республиканских соревнованиях. Третье - волонтерство в международных проектах.
Многие родители узнают, какой вид спорта интересует конкретный вуз, и отдают ребенка на него. Некоторые догадались использовать EXPO-2017 на благо своих детей: дети там были волонтерами, а сертификаты волонтеров международной выставки облегчили им поступление в зарубежные вузы. Также один мой ученик в 9-м классе был помощником на Республиканском математическом турнире "Бастау" для 2-4-х классов, при поступлении сертификат ему засчитали за некоторое количество баллов.
Чтобы ребенок "проникся математикой",
...важно личное участие родителей. По моим наблюдениям, кому именно из родителей заниматься - зависит от пола: с мальчиком - папа, с девочкой - мама. Если родитель говорит: "Я за это не берусь", то ребенок быстро перенимает и может, даже не попробовав математику, отказаться от нее.
За 16 лет подготовки к олимпиадам я понял, что есть три составляющие успеха.
Первая - это поддержка семьи. Решение сложных задач для ребенка сродни прыжку в пропасть. Если он не смог, "разбился", то важно, чтобы он для семьи не стал чужим, чтобы его приняли даже с поражением. На словах всех родители готовы поддержать, а по факту есть отцы, которые детей называют дебилами, наказывают, бьют.
Вторая - это отношения с учителем. Как бы ни хотелось выглядеть лучше в чужих глазах, всегда у любого подростка есть желание понять, что на самом деле было им сделано. И как раз в этом может помочь разобраться квалифицированный педагог.
Третья - окружение, подросткам важен высокий статус в глазах сверстников. Именно от окружения зависит ответ на вопрос: "А тебе это надо? А зачем ты собираешься решать, если можно этого не делать?". Часто победы на олимпиадах сверстники встречают негативно: проявляют агрессию, обесценивают.
У меня двое детей - 5-летний сын и 3-летняя дочь. Я сам буду учить их математике. Я хочу, чтобы они были математически грамотными.
Мне важны не победы на олимпиадах, а именно квалифицированное отношение к математике. Так им впоследствии будет легче найти себя в этой жизни. Уже несколько лет я создаю программу подготовки к олимпиадам для 2-4-х классов. Через два года мой сын будет второклассником, поэтому я хочу быть уверен в качестве программы.
Сейчас я вместе с сыном смотрю аниме "Боруто", это сближает. Еще я нахожу там необычные примеры, которые будут понятны ученикам. Также мультфильмы помогают не закостенеть: с возрастом человек все больше опирается на опыт, это может мешать решать задачи. Составители олимпиад об этом знают и всегда включают хотя бы одну задачу, в которой опыт бесполезен.
На международной олимпиаде в Китае, 2017 год.
Системно готовиться к олимпиадам
современных детей мотивируют...
...свободное посещение, поездки на олимпиады в другие города и страны, когда за тебя полностью платит школа. К сожалению, сейчас школы почти не оплачивают такие поездки, чтобы вложиться - им нужны гарантии победы. Не всегда удается убедить, что именно этого ученика надо отправить именно на эту олимпиаду. Сейчас он может вернуться без медали, зато в будущем станет призером нескольких крупных. Так было с моей ученицей Аленой.
Поэтому на сегодня я больше сконцентрирован на работе в своем центре. Здесь я устанавливаю правила и могу, например, ученикам с высокими результатами давать скидки, снижать плату за обучение. Тоже работает! Многие родители отдают сэкономленные деньги детям, они чувствуют, что заработали их.
Я постоянно ищу ответ на вопрос: "Как зажечь огонь в детях и при этом все не сжечь?"
Также ко мне регулярно с просьбой о скидке обращаются родители. Но парадокс - обычно дети таких родителей ничего не делают. Могу предположить, что родители пытаются создать вокруг ребенка иллюзионный красочный мир, где все хорошо, нет проблем, в том числе и финансовых. А потом удивляются, почему дети отказываются преодолевать трудности в решении сложных олимпиадных заданий.
Мотив взрослого - не мотив для ребенка. Я видел истории, когда отец мечтал о поступлении сына в РФМШ. Но сыновьям это было не нужно. И никакой репетитор не мог помочь.
Летом я проводил онлайн-занятия, показывал, как с помощью компьютера можно решать задачи заочных олимпиад по геометрии, комбинаторике и теории чисел. Цель была не столько научить, а замотивировать участвовать в реальных заочных олимпиадах в новом году. Компьютер не решит задачу вместо ребенка. Но с помощью программ он сделает анализ условий задач, попробует различные конструкции и рассмотрит все случаи. В итоге это должно привести к собственному решению.
Самое важное,
что дает математика -
...понимание структуры, умение мыслить абстрактно. Я учу детей искать более простые решения и понимать специфику в каждой конкретной ситуации. Людям кажется, что математика - это формулы, синусы, косинусы. Нет. В справочнике по тригонометрии за 10-й класс 37 часто используемых формул. В реальности я не помню эти 37 формул. Но если будет необходимо, то я сам выведу формулу благодаря своим математическим навыкам.
В школьной программе есть задание: подсчитать количество ног и голов у коз и кур. Я предлагаю ученикам решить его "методом математического моделирования": представить, что мы налили на них краску. Первая реакция - возмущение: "На нас Greenpeace в суд подаст!" Но мы же только в фантазии поливаем их краской, а не ловим их, чтобы реально полить краской. Математика - это отсутствие ограничений для фантазии, ребенок может придумать какое-то свое действие - лишь бы сумел его оформить и оно принесло реальную пользу.
Математика пригождается и во взрослой жизни. Например, кафе, где я обедал, обанкротилось.
Меня устраивало там соотношение цена-качество, но каждый раз я видел недостаток: официанты ругаются с администратором. Я слышал причину конфликта: официант получает оплату каждый день, но если он пропустил день без предупреждения, то с него берут штраф. И в момент расчета - претензии. Когда все на эмоциях, у администратора нет возможности сказать: "Давай сядем, уравнение составим, я тебе все покажу". А если бы он знал "метод максимального предположения", то смог бы на пальцах объяснить, почему получилась такая зарплата, и погасил бы конфликт в самом начале.
Когда абитуриенты сдают экзамен по математике даже при поступлении на гуманитарные специальности, а это практикует, например, МГУ им. Ломоносова, то на самом деле никого не интересует, знает ли будущий студент формулы.
Через математику легко проверить культуру мышления. И еще один плюс: в ней нет места субъективности, если ты доказал, значит так оно и есть.
В своей жизни я не только преподавал, но и, например, работал на стройке летом три года. И бывало, быстро поднимался до бригадира или ответственного за склад с материалами.Меня выбрали, потому что не пью и дисциплинированный? Этого недостаточно. Я думаю, что математика научила меня пониманию, что в определенной работе надо делать так и так, тогда будет результат, начальник будет доволен и ты будешь расти. А если ты не соглашаешься на условия работы, то лучше просто отказаться от нее.
Современные дети
в науку не идут,
...некоторые ученики выбирают прикладную математику, но обычно не сразу после школы. Предположим, поступив на инженерную специальность или программирование, в ходе обучения они понимают, что им нужна математика, и тогда они берут математический курс. Есть миф, что олимпиадники настроены на быстрый результат: три-четыре часа - и готово, а наука - это длинная история, марафон на несколько лет, а то и десятилетий. На самом деле все не так однозначно. Не раз наблюдал, как олимпиадников выделяли на фоне других и профессора предлагали им заниматься наукой.
Математики обычно выбирают что-то прикладное: инженерные специальности, финансово-банковскую сферу. Однако, по моим наблюдениям, если математик работает в банке, то он находится в категории "черной лошадки", то есть они делают большую титаническую техническую работу. А, например, физики устраиваются в тот же банк и в карьере достигают большего.
У меня такое объяснение: в физике надо чувствовать реальный процесс и иметь некоторые технические навыки. Видимо, это помогает лучше принимать стратегические решения.
Однако знаю множество примеров, когда олимпиадник с математики уходит на физику и становится там успешным.
"Талантливый ребенок" -
это слишком общее понятие,
...которое вообще ничего не отражает. У меня были ученики, которые за 10 дней решали 200 задач и резко улучшали результат на олимпиаде. Но это редкое качество, индивидуальная особенность. Бывают дети, которые могут тебя послушать и через 5 минут повторить способ решения. А бывают дети, которым говоришь-говоришь, а они ни в какую... Самое главное - понять, какой ребенок, и работать с этим, а не по общим правилам.
Недостаточно посмотреть на решение задачи, важно пропустить ее через себя. Можно переписать решение, можно объяснить кому-то.
Одного моего ученика мама, учительница математики, заставляет переписывать свое решение домашних заданий. На мой взгляд, это его подавляет. Он выделяется на фоне других учеников, но у него нет особых успехов в математике, физике, химии или информатике. Я всегда отслеживаю результаты учеников не только по математике, но еще и по этим трем предметам.
Также я интересуюсь психологией, применяю ее в своей работе. Например, ребенок с медицинскими показателями не мог сидеть за партой, на пол бросался, истерил. Я посмотрел видео, где рассказывалось про первый контакт, что нужно обязательно сесть ниже головы ребенка, и многое другое. Работает!
Работа учеников Ибрагима Ибатулина
Для обучения математике
я считаю полезным оригами,
...считаю его не просто искусством, а "математикой без формул". Складывание фигурок, моделирование - это способ развития абстрактного мышления.
Есть очень древняя задача, по условиям которой угол необходимо разделить на три части. Какие есть возможности? Только циркуль и линейка. Люди долгие годы бились, а потом доказали, что это сделать невозможно, и оставили задачу. В оригами имеется выход: перегибая бумагу, угол можно разделить на три равные части.
Для меня эта история означает: когда в жизни что-то не получается, то нужно применить нестандартный подход. Моделирование с бумагой учит искать другой выход.
На моих курсах оригами преподает мой бывший студент Марк Александрович Сигаловский, который сейчас также работает учителем математики в частной школе Архимеда. Будучи его научным руководителем в университете, я увидел, что Марк Александрович увлечен оригами, и предложил ему направить хобби в математическое русло. Детям нравится: развиваются и математические навыки, и развивается моторика!
Ольга Пастухова
Спецпроект "Выдающиеся учителя" проводится при поддержке компании Евразийская Группа (ERG). Также совместно с компанией ERG ранее были запущены спецпроекты "Талантливые дети", "Победители".
Видео с сайта TED
Роберт Ланг, основоположник новейшего вида оригами, использует математические и инженерные принципы, чтобы складывать невероятные замысловатые конструкции, которые не только красивы, но и очень полезны.