Старые дома надежнее новых? Разрушаем 10 мифов о последствиях землетрясений в Алматы
Шутят, что коренного алматинца можно узнать по невозмутимому поведению при подземных толчках. Однако у жителей города все же есть немало страхов, что будет с их офисами и квартирами при действительно сильном землетрясении. Что из этого правда, а что нет - разбиралась корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова.
Ералы Шокбаров
Разрушать мифы мы пригласили управляющего директора КазНИИСА по производству, кандидата технических наук Ералы Шокбарова. Научно-исследовательская и проектная организация по проблемам сейсмостойкого строительства - единственная в своем роде в Казахстане. Мы предлагаем вашему вниманию 10 распространенных убеждений про землетрясения. Сначала проголосуйте за правильный, на ваш взгляд, вариант ответа ("Правда", "Неправда", "50/50"), посмотрите, какой именно верный, а после прочтите объяснение эксперта, почему именно так.
Действительно, самая высокая сейсмическая опасность в Казахстане - в Алматы и Алматинской области. Но к сейсмоопасным регионам также относятся Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская (частично), Туркестанская области. На этих территориях живут порядка семи миллионов человек, то есть около 42 процентов населения Казахстана.
Самые сильные землетрясения на территории Казахстана: Верненское - 1887 года (7,3 балла), Чиликское - 1889 года (8,3 балла), Кеминское - 1911 года, эпицентр в 40 километрах от Алматы (8,2 балла).
Алматы - это город с районом сейсмичности 9 баллов. Однако есть площадки, где возможна 10-балльная активность. Такие площадки есть в предгорьях, но также, например, и ниже проспекта Рыскулова. Сейсмичность площадки тем выше, чем слабее грунт в этом месте. В черте города в основном грунт валуно-галичник, а в особо сейсмичных зонах грунт рыхлый. Существует карта сейсмомикрозонирования города Алматы, по которой можно узнать уровень сейсмичности.
В городе есть пять тектонических разломов. Строить многоэтажные здания на тектоническом разломе можно. Но разрешены постройки не выше девяти этажей, они должны быть спроектированы по специальным техническим условиям.
Несколько лет назад вышел указ, который запрещал строить дома выше трех этажей выше проспекта Аль-Фараби. Это ограничение продиктовано не сейсмикой, а градостроительной политикой. Во всем мире в разных городах есть ограничения по этажности или внешнему виду зданий в разных районах.
После распада Союза ГОСТы строительства домов не ослабли, а наоборот, были усилены в сторону сейсмостойкости. В СССР нормы строительства были едины для всех стран - как для обычных, так и для сейсмозон. Казахстан одним из первых в СНГ выпустил свой СНиП для сейсмических районов, это было в 1998 году. Нормы были ужесточены в 2,5 раза в сторону повышения качества. Изменения вносились еще в 2006 году.
Нормы просто так не меняются, это происходит по последствиям землетрясений. Почему были внесены изменения в 1998 году? По изучению последствий Зайсанского землетрясения 1990 года (Восточно-Казахстанская область). А изменения 2006 года - после землетрясения 2003 года на станции Луговое. Изменения в СНиПы требуют научного обоснования, согласования с Комитетом по делам строительства и поэтому могут занять несколько лет.
Также наш НИИ имеет опыт обследований зданий после взрывов в Арыси в июне 2019 года, наводнения в Западно-Казахстанской области и Уральске в 2011 году, наводнения в Кызылагаше в Алматинской области в 2010 году, землетрясения в Маловодном в Алматинской области в 2010 году.
Мы привыкли в советское время, что дома строились годами. Современные технологии позволяют строить быстро, возведение дома может продолжаться даже в зимний период. В бетон добавляют специальные добавки, которые помогают держать прочность. Построить качественный 9-этажный дом можно за 6-7 месяцев.
Конечно, важно, чтобы строительство велось по согласованному проекту, соблюдалась технология строительства и изготовления бетона. Неспециалисту на глаз не определить нарушения при строительстве.
КазНИИСА участвует в процессе проектирования. До начала нового строительства проект здания проходит экспертизу. Действующие нормы сейсмостроительства на сегодня таковы: железобетонный монолит, каркас и до 12 этажей. Если здание превышает 12 этажей, то нужны специальные технические условия и научно-техническое сопровождение данного объекта.
В Алматы перестали строить высотки из кирпича, потому что этот материал не соответствует сейсмонормам. Также кирпич практически не используют для внутренних стен, потому что он утяжеляет здание. В Кыргызстане, например, до сих пор в высотных строениях применяется в основном кирпич. А у нас для уменьшения веса здания используют облегченные современные материалы: пеноблоки, теплоблоки, ячеистый бетон, гипсокартоновые перегородки.
На сегодня в Алматы в рамках паспортизации ветхим жильем признаны порядка 1000 многоквартирных домов. Ветхими, по меркам нашего города, считают дома 80-100-летней давности. Эти строения планово сносятся, строятся новые. Как пример снесенных можно привести дома на Джандосова напротив Нархоза, между Алтынсарина и Берегового. На их месте были возведены новые многоэтажки.
На приведенном ниже видео можно увидеть наглядно, что происходит с такими домами при землетрясениях. В целом старые камышитно-каркасные дома в Алматы небезопасны: мы проводили обследования, там дерево, высокая влажность, сгнившие деревянные конструкции.
В 2008 году мы проводили виброиспытания постройки на улице Сатпаева, за Центральным стадионом. Трехэтажный жилой дом 308-й серии был построен в 1950-1960-х годах. Мы сымитировали землетрясение магнитудой 9 баллов. При 7-8-балльном землетрясении началось разрушение здания: появились трещины, несущие стены полностью вышли из строя. Это видео на сегодня является наглядным пособием для преподавателей и студентов.
Подавляющее большинство землетрясений, которые ощущают жители Алматы - это отголоски землетрясений с эпицентрами в 150-200 километрах от Алматы. Пока до нас дойдут, подземные толчки имеют силу 2-3 балла максимум.
За все время наблюдений было зарегистрировано единственное землетрясение с эпицентром на территории Алматы. Это было 2 февраля 2018 года, сила толчков составила 2-3 балла. Эпицентр находился в районе Гагарина-Аль-Фараби.
Все новые материалы, применяемые в строительстве, обязательно проходят вибродинамические испытания. Попросту говоря, исследуется, как они себя поведут при землетрясении. В Алматы обшивка должна выдержать землетрясение мощностью 9 баллов, для других городов Казахстана - 7-8. После этого мы либо даем, либо не даем разрешение. За последние пять лет было проведено порядка 40 таких испытаний.
Стекло, плитка - это вентилируемые фасады, то есть не плотно примыкающие к зданию, а имеющие пространство между стеной и облицовкой. В сравнении с ними штукатурка, конечно, безопаснее - потому что попросту нечему падать. Но само по себе стекло - это надежный фасад. Важно, что при испытаниях рассматривается не столько сам фасадный материал, сколько его крепление.
На сегодня стекла используются бронированные - их невозможно разбить. Иногда это может быть минусом. Так, 2 августа 2009 года на новой высотке "Есентай Молл" во время урагана погибли четверо промышленных альпинистов. Их коллеги пытались разбить стекло изнутри - не получилось.
Не под любым дверным косяком можно искать защиты при землетрясении. Это обязательно должна быть дверь в несущей стене. Во многих современных домах все перегородки - гипсокартонные.
"Красная зона" при землетрясении, когда человек находится на улице, в пяти метрах от здания. Более безопасно будет отдалиться от здания на 30 метров. Сейчас разрабатывается карта риска по Алматы.
Если же во время землетрясения вы едете в машине, то безопаснее остановиться, выйти на улицу и стоять на своих ногах. В Луговом я наблюдал, как ровная дорога между станцией Луговое и селом Кулан стала серпантином, а железная дорога искривилась. Последствия землетрясения зависят от грунта. Чтобы почувствовать землетрясение, передвигаясь на машине, его сила должна быть не менее 6-7 баллов.
В Алматы сирену включают в первый четверг каждого месяца в 12:55. Это делается для того, чтобы люди отточили свои навыки эвакуации из здания при землетрясении, знали, в каком направлении идти, как спускаться по лестнице (пользоваться лифтом категорически запрещено).
Я был по обмену опытом в Японии и видел, как эта система работает там. У них есть четкие планы эвакуации, проводятся сейсмотренировки везде - от детских садов до корпораций. Те же, кто не успевает эвакуироваться, знают, где и как надо прятаться. В Японии даже мебель создается с прицелом на землетрясение - их столы выдерживают большую нагрузку, то есть могут действительно защитить человека. Также там повсеместно крепят мебель. Потому что практика показывает: люди погибают не столько от разрушения зданий, сколько от упавшей мебели.
К слову, аналогичные требования Департамент ЧС по городу Алматы разработал для школ. С 2018 года в учебных заведениях вся мебель должна быть закреплена на стенах.
Ольга Пастухова,
фото Андрея Зайцева