КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
13 января 2023 | 07:08

Трагедия, унесшая жизни больше 100 казахстанцев. Буран 1995 года глазами очевидцев

Иван Сухоруков
Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

На прошлой неделе по Астане и области прошел буран с сильным порывистым ветром. Некоторые коренные жители в эти дни вспоминали трагедию 1995 года. Тогда в ясный, теплый (по меркам местной зимы) день 23 декабря внезапно стало темно из-за порывистого ветра и плотных снежных осадков. Буран застал врасплох рыбаков, а также людей, ехавших в это время на автобусах и машинах по областным трассам. Люди покидали заглохший на дороге транспорт и в нулевой видимости надеялись добраться до ближайшего населенного пункта. Многие так и не дошли. В тот день в области погибло больше 100 человек. Все они замерзли насмерть. Кого-то находили в степи, кто-то так и не дождался помощи, находясь в автомобиле. Корреспондент Tengrinews.kz изучил архивные материалы, а также собрал воспоминания местных жителей о том злополучном дне.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

На прошлой неделе по Астане и области прошел буран с сильным порывистым ветром. Некоторые коренные жители в эти дни вспоминали трагедию 1995 года. Тогда в ясный, теплый (по меркам местной зимы) день 23 декабря внезапно стало темно из-за порывистого ветра и плотных снежных осадков. Буран застал врасплох рыбаков, а также людей, ехавших в это время на автобусах и машинах по областным трассам. Люди покидали заглохший на дороге транспорт и в нулевой видимости надеялись добраться до ближайшего населенного пункта. Многие так и не дошли. В тот день в области погибло больше 100 человек. Все они замерзли насмерть. Кого-то находили в степи, кто-то так и не дождался помощи, находясь в автомобиле. Корреспондент Tengrinews.kz изучил архивные материалы, а также собрал воспоминания местных жителей о том злополучном дне.

События того дня достаточно подробно описаны в номере 52 газеты "Инфо-Цес" за 1995 год. В ней приведены слова командира батальона дорожно-патрульной службы отдела ГАИ областного УВД Владимира Козака.

За день до бури по области прошло штормовое предупреждение. С утра 23 декабря инспекторы дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах на выезде из города предупреждали водителей об ухудшении погоды. Однако то была суббота. Рыбаки после рабочей недели направлялись к водоемам, чтобы порыбачить и отдохнуть от городской суеты. Свадебные кортежи ехали на природу и в соседние деревни. Кто-то отправился по делам. Кого-то пригласили в гости родственники. В общем, движение было оживленное. И несмотря на предупреждения, многие просто недооценили надвигающуюся опасность. Ведь сильный ветер в этих краях не редкость.

"Около тринадцати часов на связь со мной вышел старший инспектор и доложил, что со стороны Кокчетава (так город назывался до 1993 года) машины движутся с включенными фарами, видимо, из-за плохой видимости где-то на трассе", - говорил тогда в интервью газете "Инфо-Цес" Владимир Козак.

В дальнейшем сообщений об ухудшении погоды становилось все больше. В какой-то момент небо затянули тучи, поднялся сильный ветер и начался буран. Настолько сильный, что за час видимость в городе и на трассах стала почти нулевой. Машины и автобусы глохли в дороге. Другие просто съезжали на обочину, так как продолжать движение было опасно. 

"С Астраханской трассы сообщили, что у поселка Талапкер порывом ветра сброшен с дороги автобус "Икарус" с пассажирами. На Кургальджинской трассе застрял автобус с людьми. То же самое на Шортандинской трассе. На Астраханской КамАЗ снесло в кювет. В такой ситуации должен работать штаб по борьбе со стихийными бедствиями, чтобы хоть как-то координировать действия по спасению людей. Но ни в городской, ни в областной администрации мы не смогли найти даже дежурных. Пришлось действовать самим", - приводятся слова Владимира Козака.

Сотрудники правоохранительных органов искали тягачи, большегрузные автомобили и вездеходы. Звонили в автопарки и троллейбусные депо, воинскую часть. Общими усилиями удалось спасти много людей. Тех, кто покидали свои автомобили и шли пешком вдоль дороги, подбирали и с сильными обморожениями увозили в ближайшие населенные пункты и больницы. Кто-то не рисковал и ждал помощи, находясь в заглохших машинах. Ветром срывало крыши с домов и обрывало провода. Некоторые улицы Акмолы (так называлась Астана с 1992 по 1998 год) и населенные пункты в Акмолинской области на несколько дней остались без света.

Вот несколько воспоминаний жителей столицы и области о том дне. Воспоминаниями они поделились под одним из постов в группе "Целиноград и целиноградцы" в Facebook. Эти истории как нельзя лучше описывают происходившее, так сказать, от первого лица. 

"Мы выехали в Ерейментау в обед на "Жигулях", через час резко потемнело, поднялся ураганный ветер, который нес снег с песком. Последние 40 километров ехали в нулевой видимости, знали, что если остановимся, то можем замерзнуть. Проскочили. Мороз был несильный, градусов 10, но ураганный ветер. В "Целиноградской правде" писали, что по области погибли 114 человек. Бригада доярок в Воздвиженке, несколько рыбаков, знаю, что погибли мать с ребенком в Шубаре, не смогли дойти с трассы.

На следующий день возвращались, на всех стоянках вдоль трассы стояли замерзшие машины. Несколько машин лежало в кювете. На одной из стоянок нас остановили, мы с буксира завели "Жигули". Подобрали двоих водителей, которые гнали ЗИЛ-коротыш в Павлодар. Бросили машину, доехали с нами до гостиницы "Турист", мечтали о горячей ванне. Один из них был без шапки, говорил, что только купил на базаре, унесло ветром. Страшный день", - пишет один из пользователей социальной сети Facebook Жанбулат Нуркишев.

"С утра была оттепель, шел мокрый снег. Около 2 часов дня мы с родственниками выехали на частном автобусе в Акмол (Малиновку) на соғым. По дороге за мостом (где сейчас "Айленд") на остановке забрали человек 20 по пути. Как только проехали Ильинку, началась резко буря. Автобус перестал тянуть и раскачивался, в итоге у него заклинило КПП. Водитель слил воду, сказал "я за буксиром", в итоге уехал на попутке и не вернулся. В салоне были дети. Я был один в военном полушубке и была шапка-ушанка.. Вышел, останавливал попутные машины и отправлял матерей с маленькими детьми. Около 16:00 буран, пурга усилилась. Резко потемнело, средь бела дня вдруг наступила ночь! В автобусе стало холодать, он сильно шатался из стороны в сторону.

Жгли паяльные лампы, окна позатыкали чехлами. Был жуткий ветер, резко наступил мороз и буран. Видимости не было совсем. Около 2 часов ночи нас, человек 15-20, забрала машина ЧС, довезла до автогаража в Малиновке. Утром было ясно, мороз градусов под 30 или 40. Ехал на такси в город, по дороге машин очень много осталось. Некоторые замерзали в машинах семьями. Были и мародеры, которые обчищали брошенные машины, сволочи снимали навесное, аккумуляторы. В те дни говорили о 62 или 67 погибших на дороге по республике. Этот день я запомнил на всю жизнь", - вспоминает другой пользователь Facebook с ником Рашид Баубеков.

"С семьей попали в эту метель. Наша машина застряла всего в 5 километрах от деревни, из которой выехали после визита у дедушки. После того как машина застряла на обочине дороги, с отцом решили оставить маму, младшего брата и пса в автомобиле. Они были хуже одеты, поэтому в поисках помощи и трактора отправились вдвоем в направлении деревни. Не понимая опасности, я играл со стихией и, подпрыгивая на месте, проверял силу ветра, которая меня с легкостью переворачивала в сугроб. Добравшись до деревни, я остался в доме деда, а отец отправился искать тракториста, готового отправиться спасать моих маму и брата. Отцу удалось убедить водителя К-700, с которым он отправился на поиск места остановки авто.

В ту ночь они не вернулись в дом к деду. Мы с дедом не теряли надежды и ждали их всю ночь и часть следующего дня. Они вернулись в чужой одежде, с обморожениями рук, ног, лица. Им очень сильно повезло. К-700 также застрял по дороге, и они, связавшись веревкой, ночью, в буране шли, руководствуясь лишь интуицией и удачей. Обрести спасение им помог случай. Отец споткнулся, задев ногой фрагмент заброшенного колодца, который сумел опознать и сориентироваться на местности, что позволило им найти практически заметенный по крышу дом. Там они и заночевали у людей, ожидая завершения бурана. С тех пор с семьей шутим, что если начался буран, значит, пора в путь", - пишет пользователь Facebook с ником Vitaliy Romanyuk.

"Сыну 4 года было, мы пошли с ним к родственникам в гости, хотя вроде и было предупреждение штормовое. Но когда у нас в Целинограде ветра не было?! И вот у Автомобильного техникума такой ветер задул, что сына подняло над землей. Я его за руку схватила, и он так и висел в воздухе параллельно земле, а я спиной к ветру, и стало нас сносить на дорогу, и никак не затормозить на снегу было. Хорошо, тогда машин было мало, а то бы точно под нее попали, видимость нулевая. В итоге я решила, что лучше падать. Упали и поползли обратно на тротуар. Страшно было. Потом узнали, что люди в этот день семьями гибли, дезориентированные бураном, и вместо того, чтобы к дому идти, в степь уходили и там замерзали. На трассах много людей в машинах замерзло.
Как я ненавидела эти зимы - ветра, снегопады. В Ерейментау, помню, крыши домов под снегом провалились, люди туннели вырубали, мы снежные переходы каждую зиму на станции откапывали, поезда полностью заносило. Пальцы, щеки, нос - все обморожено. Но это мелочи по сравнению с унесенными человеческими жизнями", - пишет в соцсети Инга Буркова.

К слову, о мародерстве. По словам Владимира Козака, оно действительно имело место. На дорогах были сотни оставленных людьми машин. Преступники, другими словами их не назовешь, обворовывали машины даже во время самой бури. 

"Жалко тех, кто оказался в дороге. Некоторые ехали в гости, налегке, их потом находили в 30-50 метрах от оставленных машин. На участке от Кургальджино до Акмолы обнаружено 58 брошенных машин. На участке от Алексеевки до Акмолы - 145. Подонки снимали колеса у покинутых машин. Они ездили в буран и, вместо того чтобы спасать людей, воровали, наживаясь на чужой беде", - приведены в статье слова Владимира Козака.

Согласно данным на четверг 28 декабря 1995 года, по области было обнаружено 57 трупов с диагнозом "переохлаждение организма". В дальнейшем эта цифра только росла. Из-за бури в итоге погибло больше 100 человек. Кого-то находили спустя недели. Некоторых удалось обнаружить лишь весной, когда растаял снег. 

Удивительно, что по сей день некоторые водители в непогоду, рискуя жизнью, выезжают на трассы. А если они перекрыты, то относятся к этому с агрессией и даже устраивают бунт против полицейских. Далеко ходить не будем. Совсем недавно в Астане и нескольких областях прошла сильная буря, из-за которой были перекрыты многие трассы. И вот как на это отреагировали автовладельцы в Карагандинской области.

Текст подготовил Иван Сухоруков. Иллюстративные фото: Турар Казангапов, elements.envato.com.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 515.11  course down  535.94  course down  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer