Этот репортаж написала столичный фотограф Диана Ким, которая отправилась на новогодние праздники в родной для нее город Алматы, вовремя не смогла вернуться и стала невольной очевидицей ужасных и трагических событий. Квартира, в которой она жила, находилась по соседству с происходящим, так что все военные действия она могла наблюдать из окна. По иронии судьбы она отправилась в Алматы без фотоаппарата, решив, что отдохнет от всего, поэтому снимала все на камеру смартфона.
Этот репортаж написала столичный фотограф Диана Ким, которая отправилась на новогодние праздники в родной для нее город Алматы, вовремя не смогла вернуться и стала невольной очевидицей ужасных и трагических событий. Квартира, в которой она жила, находилась по соседству с происходящим, так что все военные действия она могла наблюдать из окна. По иронии судьбы она отправилась в Алматы без фотоаппарата, решив, что отдохнет от всего, поэтому снимала все на камеру смартфона.
Казалось бы, ничего не предвещало беды. Новый год, семья, друзья, зимние развлечения… и вдруг все изменилось в один миг: вспышки, взрывы, стрельба и крики.
4 января
Все началось с переноса самолета, мы с друзьями должны были вылететь из Нур-Султана в Алматы, чтобы несколько дней провести в горах и покататься на лыжах, я давно мечтала встать на сноуборд, но, видимо, не судьба…
Пришедшее СМС оповестило о переносе рейса на полтора часа, еще почти час потеряли при посадке, чистили взлетную полосу после снегопада и обрабатывали самолет.
Но вот мы наконец-то в так любимой мной Алматушечке. Договариваемся с друзьями сделать свои дела и на следующий день выехать в Акбулак, но в горы я так и не попала.
Из аэропорта еду к родственникам в гости, в планах увидеться со всеми, ведь я сама родом отсюда, поэтому, заехав к одним, уже через пару часов направляюсь к другим, и так до вечера: встречи, радость, поздравления с Новым годом. Ночевать осталась у родственников, живущих напротив резиденции Президента РК. Спать пошла рано, ведь в планах - подъем в 6 утра и в горы, наконец-то воплощать свою мечту.
Проснулась той же ночью от громкого звука салютов. Так, стоп, салют? С 4 на 5 января? Открываю глаза, а за окном вспышки и громкие хлопки. Может, все-таки салют? Нет, это был не салют. Как стало известно позже, это были светошумовые гранаты. Все это "светопреставление" продолжалось почти до утра, и только после 5 часов наступила долгожданная тишина.
Я не интересуюсь политикой и почти не смотрю новости, поэтому не сразу связала события этой ночи в Алматы с событиями, произошедшими ранее в Мангистауской области. Позже утром все встало на свои места, но было уже поздно.
5 января
Выстрелы раздались как гром среди ясного неба, а точнее, среди белого дня, в то время, когда кто-то шел в магазин за продуктами, кто-то к кому-то ехал в гости, а кто-то просто вышел подышать свежим воздухом. И никто из этих людей даже предположить не мог, чем все это закончится.
Вопреки мнению тех, кто меня знает, я не побежала сломя голову снимать происходящее, а схватив сестру, потащила ее домой. А уже дома из окна я периодически делала фото из окна.
Следующие пять дней мы провели в полной изоляции дома, делая вылазку за продуктами раз в день в момент затишья. Да-да, при всей своей любви к фото у меня даже мысли не возникло в этот момент идти в самое пекло и что-то снимать, потому что я помнила про своих детей, про мужа и про маму, которая в этот момент не находила себе места. Мама, прости меня за то, что сразу не сказала тебе правду…
Найти продукты в эпицентре событий - тот еще квест. Супермаркеты, конечно же, закрыты, да и большинство продуктовых магазинов тоже. Ну, а те, что работали, попытались на этом сразу навариться: лепешка - 300 тенге, килограмм картошки - 500. Продукты первой необходимости, несмотря на завышенные цены, смели с прилавков еще в первый же день. А на четвертый - мы вообще смогли купить только воду. Кстати, как ни странно, но на прилавках еще оставались крепкий алкоголь и пиво. Откуда все это время завозили свежие овощи и фрукты, для нас вообще осталось загадкой. И естественно, все это только за наличные, интернета не было, и карты не принимались.
Ну, а вечером этого дня начался ад, в полном смысле этого слова. Крики беснующейся толпы, хаотичная стрельба во все стороны и поджоги, нападения на скорые и пожарные машины, акты мародерства и вандализма. Все происходящее усугублялось погодой, плотный и густой туман все это время никак не желал рассеиваться.
Поджигали абсолютно все, начинали с автомобилей, затем переходили на магазины, отделения банков и жилые дома.
Резиденцию Президента и здание акимата поджигали несколько раз со всех сторон, и в конце концов эти попытки увенчались успехом, здание акимата горело в течение трех суток.
6 января
В час ночи нам дали интернет, и мы узнали про обращение нашего президента за помощью к главам государств ОДКБ. Что тут началось… Люди, которые находились за сотни и тысячи километров от Алматы, люди, которые не видели и не слышали весь этот ужас вживую, выставляли во всех соцсетях статусы, что только не это, только не ОДКБ и только не так решать этот вопрос.
"В смысле только не ОДКБ? В смысле только не это и только не так? Да нам здесь вообще все равно, кто поможет решить этот вопрос, лишь бы этот ужас поскорее закончился", - негодовала я.
Свое мнение я высказать не успела, нам снова отключили интернет, и все оставшиеся дни мы были отрезаны от всего мира.
Когда появились на улицах военные, стало намного спокойнее. Люди подходили к ним, чтобы просто поговорить и поблагодарить их за помощь.
7 января
Жертв среди населения так и не удалось избежать. Несмотря на неоднократные призывы по телевизору и через СМС-оповещения оставаться дома, люди с нездоровым любопытством и интересом шли целыми семьями на площадь и в резиденцию, чтобы "поглазеть и пофоткаться", и все это при нестихающих звуках перестрелки со стороны той же площади. Да и вообще все это время люди не переставали двигаться по городу на машинах. В результате этих необдуманных поступков пострадали дети. Шальная пуля там, напали здесь… Видимо, в самой природе людей заложен механизм учиться на своих ошибках. Жаль только, что такой ценой.
Выстрелы и грохот не прекращались даже днем, что уж говорить про ночь, так и пытались заснуть, гадая, где на этот раз воюют.
Я пишу этот текст в Рождество и ловлю себя на мысли, что всего семь дней назад был Новый год, но об этом, кажется, уже никто не помнит.
А еще я подумала, что первый раз в жизни, находясь здесь, хочу домой, в Астану. Кто бы мне сказал неделю назад, что скоро я буду мечтать уехать из любимого города, ни за что не поверила бы.
Этот репортаж написала столичный фотограф Диана Ким