"В Афганистане были, есть и будут наши национальные интересы". Интервью посла Казахстана
Журналист Акмарал Баталова специально для Tengrinews.kz взяла эксклюзивное интервью у посла Казахстана в Афганистане Алимхана Есенгельдиева. О работе дипломатов, возвращении кандасов, интересах нашей страны и отношениях с новым руководством Афганистана.
Здравствуейте, Алимхан Онгарович! Расскажите, пожалуйста, как чувствовали себя наши дипломаты, когда было принято решение о том, что посольство Казахстана продолжит свою работу после взятия Кабула талибами (движение запрещено в Казахстане)? Какова сейчас ситуация с обеспечением безопасности работников посольства и его здания?
Позвольте начать с того, что ситуация в Афганистане является, безусловно, важным фактором региональной безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии и требует постоянного внимания. Очевидно, что все государства нашего региона заинтересованы в мире и стабильности в этой стране.
На основе изучения ситуации в Афганистане за весь предшествующий период нельзя было исключать прихода вооруженной оппозиции к власти либо их вхождения в той или иной форме в структуру действовавшего тогда правительства. Это проистекало в том числе и из факта подписания США соглашения с талибами в начале 2020 года. Нами, естественно, проводился мониторинг, анализ вариантов развития событий, целесообразности тех или иных решений на основе этого анализа.
Посол Казахстана в Афганистане Алимхан Есенгельдиев.
Сегодняшняя реальность такова, что действующая администрация практически полностью контролирует территорию Афганистана. Наше государство должно иметь определенные каналы взаимодействия с ней в том или ином формате. Тем более что работа над формированием и укреплением новой власти продолжается. При этом международные партнеры Афганистана постоянно отмечают важность того, чтобы новое правительство представляло интересы различных общин этой страны и было инклюзивным.
Поэтому предложение о том, что было бы верным продолжить работу нашего посольства в Кабуле, не было спонтанным и сиюминутным. Глава государства поддержал мнение Министерства иностранных дел о целесообразности продолжения деятельности диппредставительства в ограниченном составе. Это было непростое, но продуманное и взвешенное решение высшего политического руководства Казахстана.
Здание посольства Казахстана в Афганистане
Что же касается второй части вашего вопроса, то требование покинуть страну к 31 августа этого года касалось только иностранных военных. Еще до захвата Кабула вооруженная оппозиция заявила о неприкосновенности иностранных дипломатических и консульских учреждений, международных организаций и различных гуманитарных фондов. В первые же дни после входа в столицу уполномоченные представители вооруженных сил новых властей, подойдя к посольству Казахстана, предложили свою охрану. Каких-либо конкретных угроз безопасности диппредставительства мы не ощутили.
Относительно психологического состояния наших сотрудников на фоне спешной эвакуации других иностранных посольств в августе отмечу отсутствие паники. Все сотрудники, подчеркиваю, все, а не большинство, выразили желание и готовность продолжить работу.
Однако в нашей столице было принято решение оставить необходимый минимум для решения текущих задач. Здесь со мной сейчас находятся консул и ряд сотрудников, которые обеспечивают безопасность, а также персонал военного атташата, поскольку эвакуационные мероприятия осуществляются совместно с Минобороны.
В настоящее время охрана посольства по внешнему периметру обеспечивается уполномоченными сотрудниками сил безопасности действующей администрации Афганистана. Обстановка в городе в целом спокойная, чувствуем себя в безопасности, хотя и бдительности в этой стране терять тоже, конечно, нельзя.
В чем заключается деятельность посольства на данный момент?
Во-первых, в Афганистане были, есть и будут национальные интересы нашей страны. В числе прочих факторов это текущая и превентивная работа на дальних подступах по предотвращению или по меньшей мере снижению уровня террористических угроз и незаконного оборота наркотиков и связанных с этими проблемами вызовами и угрозами для нашей страны.
Имеются, конечно, интересы в области экономики, которые тоже повлияли на необходимость сохранения нашего присутствия здесь.
На расстоянии мы можем получать сведения только из СМИ и чужих источников, опираться на их оценки и выводы. Помимо дезинформации, существует так называемая "направленная информация" – то есть однобокое освещение ситуации и проблем в интересах тех или иных сил. Поэтому любое государство заинтересовано в наличии собственных легитимных источников объективной информации о ситуации в той или иной важной стране. Казахстан в данном случае не исключение.
Во-вторых, вам известно о временной передислокации части сотрудников миссии ООН по содействию Афганистану и представительств ряда других международных организаций. Руководство ООН рассматривало несколько вариантов временного перемещения персонала, который состоит из международных сотрудников - обладателей паспортов и иммунитетов ООН. Окончательное решения было принято в пользу Алматы, поскольку он является крупным региональным центром финансовой и деловой активности, имеет развитую инфраструктуру, в том числе и с точки зрения безопасности.
В Алматы уже был открыт дом ООН в 2018 году, находятся различные представительства других стран, осуществляется удобное международное авиасообщение на случай, если размещение удаленного офиса миссии по содействию Афганистану будет продлено.
В целом такое решение еще раз подтвердило доверие международного сообщества к Казахстану, а Президент Касым-Жомарт Токаев продемонстрировал готовность нашей страны неустанно работать в обеспечении глобальной и региональной безопасности и в будущем.
Мы же как представители принимающей стороны должны были решать организационные вопросы здесь, на месте, чтобы обеспечить международным сотрудникам безопасный перелет и размещение в Казахстане.
Работники нашего посольства продолжают работу "на земле", как говорится. Так, 26 октября по решению Главы государства был предоставлен транзитный коридор для афганских женщин-судей, членов парламента и их семей. Транзит был осуществлен в сотрудничестве с международными неправительственными организациями через аэропорт Алматы для дальнейшего перелета в третьи страны.
В-третьих, летом мы заблаговременно, всеми доступными средствами рекомендовали нашим гражданам покинуть Афганистан. Так как большая их часть временно или постоянно находилась на севере страны, им предлагалось уехать через Хайратон и Термез. Однако многие из них не стояли на консульском учете, мы не могли знать, остались ли они здесь или выехали. Поэтому мы и работаем в Кабуле, чтобы в том числе оказать им поддержку в случае необходимости.
МИД, Минобороны и другие профильные ведомства обеспечили эвакуацию граждан Казахстана и кандастар. С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе их отправки? Есть ли полная уверенность в том, что все они – именно этнические казахи, и все ли они смогут интегрироваться в наше общество?
Со дня провозглашения нашей независимости вопрос содействия переезду на историческую родину соотечественников, изъявляющих подобное желание, является одним из важных направлений нашей внешней политики. Было прямое поручение нашего Президента по изучению возможностей для содействия их переезду из Афганистана.
До прихода вооруженной оппозиции к власти у нас была информация о примерно 200 кандасах, мы регулярно поддерживали связь с ним.
После известных событий часть этнических казахов проявила желание переехать на историческую родину. Большинство же предпочло остаться, и это понятно, поскольку у них здесь налаженная жизнь, есть действующий бизнес. Много смешанных семей, члены которых, опять же по понятным причинам, не хотят никуда уезжать. Как для любого казаха, для наших кандастар, несколько поколений которых прожили в Афганистане, важны и могилы предков. Они не хотят оставлять их без присмотра.
Главной проблемой являлся вопрос документирования. У большинства заявителей отсутствуют паспорта, а местные миграционные учреждения и паспортные столы закрыты. У тех же, кто нужные документы предоставил, нам необходимо было проверить уровень владения казахским языком, знание базовых казахских традиций, в том числе о генеалогических корнях своей семьи.
Фото предоставлено посольством Казахстана в Афганистане
Была проделана очень большая работа по организации переезда 35 кандасов в Казахстан. Мы подтвердили принадлежность их всех к казахскому этносу и оформили все требуемые афганской и казахстанской сторонами документы.
Надо было понимать, что среди претендентов могли оказаться люди, ищущие любую возможность выехать из страны, в том числе, радикально настроенные лица. Были проведены соответствующие необходимые в этом плане проверки.
Из-за сложной в плане безопасности ситуации, связанной с происходящими в стране событиями, в августе все дипломатические представительства в Кабуле были закрыты. Консульский отдел посольства Казахстана продолжал работу. Уровень террористической угрозы вынудил нас объявить, что прием будет ограничен только гражданами РК. Кандасы же по практике обращались к нам, поэтому мы продолжили их принимать и приглашать на заседания комиссии по предоставлению гражданства.
Помимо обозначенных выше вопросов по документированию, существует проблема выезда. Коммерческие рейсы пока не возобновлены, граница Узбекистана по-прежнему закрыта для транзитников. Были проблемы и с временным ограничением новыми властями выезда афганских граждан. Однако в случае с кандасами проблему решили, и было получено принципиальное согласие на беспрепятственный добровольный выезд этнических казахов.
Что касается интеграции кандасов в наше общество, уверен, это решаемая для нашего государства задача. У многих из них есть родственники в Казахстане. С ними проводят большую работу акиматы и другие государственные органы. Многое зависит и от нашего общества в целом. Судя по репортажам в новостях, адаптация кандасов, прибывших в Казахстан, началась неплохо.
Президент страны неоднократно заявлял, что Казахстан не будет размещать на своей территории беженцев из Афганистана. Безответным остается вопрос с предоставлением убежища выпускникам советских вузов, ведь во времена СССР у нас училось разным специальностям большое количество афганцев. А могут ли рассчитывать на какую-то помощь афганцы, имеющие дипломы об окончании казахстанских вузов или обучающиеся в нашей стране в настоящее время?
Как известно, в силу отсутствия у нас общей границы с Афганистаном реальной угрозы массового притока беженцев на нашу территорию нет и не было.
В отношении афганских студентов, начавших ранее свое обучение в наших вузах, руководством страны было принято решение о возможности продолжения ими учебы в Казахстане. Получение же статуса беженцев иностранными гражданами у нас регулируется международным гуманитарным правом и внутренним законодательством. Имеются и определенные критерии. Окончание наших учебных заведений само по себе не является основанием для получения статуса беженцев. Эти вопросы рассматриваются на основании законов и в индивидуальном порядке.
Следует отметить, что в ходе контактов с представителями новых властей Афганистана они высказывали благодарность, за то что Казахстан на безвозмездной основе готовит специалистов для их экономики. Выражали надежду, что эта практика продолжится.
По каким направлениям развивалось двухстороннее сотрудничество между нашими странами раньше и какими могут быть взаимоотношения с новыми властями?
Ранее мы сотрудничали с Афганистаном в торгово-экономической и в образовательной сферах. Так, например, в первом полугодии 2021 года наш двусторонний товарооборот составлял около 230 миллионов долларов, при этом подавляющее большинство этой суммы составляет наш экспорт, включая муку, пшеницу и другую сельхозпродукцию, металлы и природный газ.
Примерно две трети всего казахстанского экспорта муки и около 10 процентов пшеницы приходится на афганский рынок. Из Афганистана в Казахстан завозилась сельхозпродукция: сухофрукты, виноград и другие свежие фрукты, картофель.
Поскольку Афганистан исторически, культурно, в языковом плане близок странам Центральной Азии, все страны региона заинтересованы в стабильном и безопасном соседе. Поэтому в 2018 году в качестве непостоянного члена Совбеза ООН Казахстан постарался сфокусировать внимание мирового сообщества на скорейшем возвращении Афганистана к мирной жизни. Наше государство предложило тогда рассматривать эту страну как перспективного экономического партнера.
Постпред РК в ООН Кайрат Умаров (в центре), постпред США Ники Хейли, премьер-министр Афганистана Абдулла Абдулла. Кабул 2018 год.
Казахстанская миссия во главе с постоянным представителем РК при ООН Кайратом Умаровым впервые с 2010 года организовала визит в Кабул членов Совбеза.
Тогда постпред Афганистана при ООН Махмуд Сайкал подчеркивал, что именно Казахстан изменил фокус восприятия его страны так, что Совбез впервые стал рассматривать Афганистан с точки зрения перспектив его мирного развития. Международное сообщество укрепилось в намерении оказывать помощь афганскому государству в инфраструктурном и транзитно-транспортном развитии, обеспечении водной, энергетической и продовольственной безопасности страны.
Что касается новых властей в Кабуле, то контакты с ними наладили уже целый ряд государств, в том числе нашего регионе.
Сейчас основная цель всех заинтересованных стран – содействовать предотвращению полномасштабного продовольственного кризиса и гуманитарной катастрофы в Афганистане, а также в сохранении нашего торгово-экономического сотрудничества с этой страной.
Фото предоставлено посольством Казахстана в Афганистане
В связи с этим Главой государства было принято решение об оказании гуманитарной помощи народу Афганистана в виде 5 тысяч тонн муки. О ее передаче было объявлено 17 октября в ходе визита в Кабул специального представителя Президента по международному сотрудничеству Ержана Казыхана.
Специальный представитель Президента Ержан Казыхан на встрече в Кабуле.
Кроме того, было озвучено наше предложение об организации поставок в Афганистан отечественной вакцины против коронавируса QazVac. Реакция на инициативы и конкретные меры с нашей стороны действующей в Кабуле власти была положительной.
Подобные шаги не только закладывают сбалансированную основу для перспективных отношений с действующей администрацией, но прежде всего повышают доверие рядовых афганцев к нашей стране. А это немаловажный фактор, который учитывается любой властью, он может играть положительную роль при дальнейшем взаимодействии с новыми властями в Кабуле.
В то же время большинство государств не раз высказывались в пользу соблюдения действующей администрацией базовых прав своих граждан и обеспечения представленности в ней интересов различных общин и политических сил. Казахстан придерживается позиции международного сообщества.
Насколько серьезной является для Казахстана угроза использования в политических целях таких инструментов, как терроризм, радикализация религии, разжигание межнациональной вражды? Возможно ли в целом повторение афганского или сирийского сценариев в странах Центральной Азии?
Полагаю, что подобные сценарии неприемлемы и неспособны реализоваться в Центральной Азии. Наши страны постоянно проявляют общую заинтересованность в дальнейшем углублении регионального сотрудничества. Это проявляется в консультативных встречах глав центральноазиатских государств в Нур-Султане, Ташкенте и Ашгабаде. В то же время мы являемся членами многосторонних структур по обеспечению региональной безопасности – ОДКБ, ШОС, СНГ, ОБСЕ. Казахстан последовательно продвигает собственную инициативу в данной сфере – СВМДА.
В самом Казахстане стабильная внутриполитическая и экономическая ситуация, успешно реализуются политические реформы, инициированные Президентом. Все страны Центральной Азии – это светские государства и общества, в которых в целом не приемлют распространения радикальных идеологий.
Поэтому я убежден в том, что мы способны не допустить подобных сценариев в нашей стране.