Возможно, многие жители Астаны да и в целом других городов Казахстана замечали, что им некомфортно находиться в той или иной части населенного пункта. Улица может отталкивать внешним видом, неудобно организованной транспортной развязкой, угнетением пешеходов автомобилями, отсутствием мест для отдыха и прогулок. Перечислять можно долго. И, к счастью, в наши дни есть те, кто занимается изучением подобных вопросов. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с казахстанскими урбанистами и узнал, на что давно пора обратить внимание чиновникам, чтобы сделать города комфортным для жизни.
Возможно, многие жители Астаны да и в целом других городов Казахстана замечали, что им некомфортно находиться в той или иной части населенного пункта. Улица может отталкивать внешним видом, неудобно организованной транспортной развязкой, угнетением пешеходов автомобилями, отсутствием мест для отдыха и прогулок. Перечислять можно долго. И, к счастью, в наши дни есть те, кто занимается изучением подобных вопросов. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с казахстанскими урбанистами и узнал, на что давно пора обратить внимание чиновникам, чтобы сделать города комфортным для жизни.
500 вывесок на одном доме
Это удивит астанчан, но, по мнению специалистов, архитектура города, а именно жилая застройка, должна быть монотонной. В столице же наблюдается совершенно иная картина, когда каждый ЖК имеет свой неповторимый стиль. То есть не соблюдается дизайн-код Астаны, который приняли еще в 2019 году.
"Буквально недавно вы, наверное, видели, что в столице начали демонтировать вывески и наружную рекламу, не соответствующие дизайн-коду Астаны. И мы считаем, что это было правильным решением. Любая реклама должна соответствовать критериям дизайн-кода и адаптироваться к фасаду ЖК, то есть нельзя использовать яркие и пестрые цвета. Сегодня мы видим, что каждый предприниматель хочет выделиться, используя яркие цвета и большой шрифт. Этого делать нельзя.
Архитектура в целом должна быть монотонной, только определенные здания, которые будут объявляться творческим конкурсом, должны формировать архитектурный облик города. На данный момент каждый застройщик хочет продать свой ЖК как уникальный, заказывает коммерческий проект, и в итоге в городе мы получаем дома один краше другого. И мы не понимаем целостную картину и не получаем удовольствия от того, что видим. Портит вид и визуальный шум, о котором я уже говорил. Когда на одном из ЖК в Астане мы как-то насчитали около 500 самых разных надписей и вывесок", - рассказал исполнительный директор Ассоциации Q88 Мадияр Даурбаев.
Наверняка многие замечали, что им некомфортно находиться на той или иной улице. Урбанисты разобрались в первопричинах.
"Почему еще некоторые улицы и дворы некомфортные? Там почти полностью отсутствуют места, где можно присесть, отдохнуть и так далее. У нас часто так делается: различная документация готовится в последний момент. Архитекторы не успевают проектировать и делать предпроектную аналитику. Эскизы делаются просто для картинки. А техническое задание вообще пишут люди, которые не в этой профессии. И в итоге мы получаем город, который получаем… Предпроектная аналитика - она важна. В течение года изучают, как это пространство работает в зимнее время и как - в летнее. Движение солнца и ветра, изучают теневые зоны, чтобы в том числе правильно высадить растения. Может, фонтаны добавить, зоны, где можно посидеть и попить кофе. У нас не применяют комплексный подход", - объясняет архитектор и член ассоциации урбанистов Санжар Казиев.
Визуальный шум на одном из БЦ Астаны. И то, как фасад может выглядеть без визуального шума. Коллаж предоставлен Q88
Отдельной проблемой в Астане урбанисты называют и неоправданно широкую проезжую часть, которая не только угнетает передвижение пешеходов, но и требует больших затрат из городского бюджета.
"Мы измеряли ширину проезжей части на разных улицах в Астане, там, где люди много ходят пешком и одновременно плотное движение автотранспорта. Сравнительный пример: одна из главных улиц в городе Роттердам шириной 42 метра, второстепенная – 35 метров. В Астане же – 92 и 56 метров. Мы больше убираем снега, больше стелем асфальта, больше тратим на все это деньги.
У них на 42 метрах вмещаются деревья, островки безопасности, велодорожка и даже трамвайные пути. В то время как у нас она широченная, но никакой логики в этом нет. Перекресток там же в Роттердаме может вмещать велодорожку, пешеходные транзиты, автобусную полосу - и это все на 90 метрах (по диагонали). У нас 135 метров, и при этом ужасающий вид, на котором пусто. Поэтому мы чувствуем себя в таких местах некомфортно. Если есть велодорожки, то они прерывистые и не образуют общую сеть. В этом проблема в Астане тоже.
К слову, в Астане есть Ботанический сад, который, хоть и нужен, но не такой большой. По-хорошему, должно быть много таких парков, но меньшего размера. Потому что парк так же, как и ТРЦ, создает маятниковую миграцию граждан (это явление, когда часть населения массово едет из одного места в другое на работу или отдых. - Прим.). Все к нему едут и образуются пробки", - продолжает Санжар Казиев.
На примере недавно созданного района Нура в Астане, который сейчас активно застраивается, в ассоциации показали распределение социальных объектов: школ, детских садов и больниц.
Так, к примеру, чтобы посчитать количество государственных детских садов (они отмечены больши ми черными точками) достаточно пальцев двух рук. Фиолетовым показана область шаговой доступности. Если приглядеться, то можно на данной карте найти и частные детские сады, они обозначены маленькими черными точками. Но многим такие учреждения не по карману.
"По анализу видно, что имеется недостаток в детских садах. Малое количество социальных учреждений провоцирует ежедневную миграцию людей, создавая пробки на улицах. Типовые детские сады масштабируются по всему городу, отсутствие принадлежности и идентичности к месту. Ограниченный доступ на территорию, как правило, в выходные учреждения закрыты, жители не имеют право пользоваться территорией. Это важно отметить, так как наблюдается острая нехватка в пространствах, где можно провести время", - считают урбанисты.
Похожая ситуация и со школами. Есть кварталы, в которых они отсутствуют и детям приходится тратить время на общественный транспорт либо идти пешком больше 15 минут. То есть сложно сказать, что учебное заведение располагается в шаговой доступности.
"Также заметен недостаток в школьных учреждениях. Особенно стоит уделить внимание практическому отсутствию социальных учреждений в прилегающих населенных пунктах (Уркер и Восточная Ильинка). Из-за малого количества учреждений создается маятниковая миграция населения ежедневно, нагружая городскую инфраструктуру. Школы строятся по типовому проекту - отсутствие принадлежности к месту", - отмечают в ассоциации.
А вот как на карте района Нура выглядит распределение медицинских учреждений:
"Важно уделить внимание практическому отсутствию медицинских учреждений в прилегающих населенных пунктах (Уркер и Восточная Ильинка). Из-за малого количества учреждений создается маятниковая миграция населения ежедневно, нагружая городскую инфраструктуру.
Если мы говорим о городе как о механизме, то шестеренками этого механизма являются девять направлений: квартал; улицы и площади; уличный фронт (дизайн-код), который формирует городской образ жизни; правильно распределенные земельные участки, которые, мы сейчас не понимаем, как распределяются в Астане; жилая застройка; озелененные территории; автостоянки, с которым также наблюдаются проблемы – застройщик выбивает землю под автостоянку, а по факту автостоянку он делает на одном этаже и на восьми – бизнес-центр; детские сады и школы; визуальные акценты", - добавили в ассоциации.
По мнению специалистов, одна из причин, из-за которой появились все перечисленные выше проблемы, - это то, что в наши дни профессия архитектора в Казахстане никак не защищена. И люди этой профессии находятся в безвыходном положении.
"У нас они просто оказывают услуги. А ведь это человек культуры и человек науки. К примеру, получение Притцкеровской премии (ежегодная награда, присуждаемая за достижения в области архитектуры, ее еще называют аналогом Нобелевской. - Прим.) для казахстанских архитекторов остается только мечтой. После выпуска из университета они идут работать либо на акимат, где нужно выполнять задания в политическую угоду назначенного акима, либо идут работать на застройщика, где основная цель - продать как можно больше квадратных метров. Архитектор должен быть филантропом, защищать принципы комфортной жизни. Воспринимая архитектора как деятеля науки и культуры, мы сможем этого добиться. Читая иностранную архитектуру, насыщаясь этой профессией и восхищаясь ей, понимаешь, что есть моральная составляющая. Но из-за того, что архитектор вынужден выживать, он либо склоняется под местный исполнительный орган, либо под застройщика. И там и там интересы либо политические, либо коммерческие. В итоге в странах, где архитектор имеет здравый вес в обществе, мы видим более комфортные города. А у нас..." - говорит Санжар Казиев.
Рассказал специалист и о нерациональной, по его мнению, трате городского бюджета. Речь о побелке деревьев, которой занимаются еще со времен СССР.
"Самое нелогичное распределение средств – это побелка деревьев. Раньше их белили для того, чтобы в них не врезались автомобили, так как фонари, может, и были, но далеко не везде. Бордюры белили по той же причине. В защите от насекомых нуждаются только молодые деревья. Как мне кажется, сейчас только на территории постсоветского пространства побелка деревьев осталась. В других странах этого нет. Это деньги с госбюджета. Зачем делать то, что уже не имеет смысла?" - задается вопросом архитектор.
Так сложилось исторически?
В ассоциации особое внимание уделяют постоянному анализу городских пространств и тому, как они должны выглядеть. Недавно даже были выпущены книги с различными стандартами, которые теперь изучают строительные компании, акиматы и университеты. Своими наблюдениями и экспертным мнением урбанисты поделились и с корреспондентом Tengrinews.kz.
"У нас исторически сложилось вот как: до XVIII – XIX веков формирование и урбанизация городов были низкими на территории Казахстана. Во времена СССР, ориентировочно в период правления Сталина, в послевоенное время, начинает формироваться урбанизация городов. Панельным домостроением были построены те 89 городов, которые у нас есть сейчас. То, что мы сейчас называем городами, они изначально были крепостями. Царская Россия, захватывая территории Казахстана 150 лет, формировала крепости, чтобы оккупировать территорию. И по реке Иртыш в Восточной части и по реке Урал в западной. Даже само слово "кала" в арабском имеет значение "крепость". На этих местах были сформированы города.
Если мы говорим о проблемах исторического прошлого панельного домостроения, то их срок уже подходит к концу. Потому что средняя эксплуатация панельного дома советского периода 65 лет. Мы нуждаемся либо в модернизации этих домов, либо застройщикам и генплану необходимо обратить внимание в эту сторону", - считают в ассоциации.
Санжар Казиев отмечает, что в Казахстане мертва профессия социолога. А ведь именно через это направление население могло бы совместно с городскими властями решать вопросы по дальнейшей застройке населенных пунктов.
"Свободные территории сейчас осваиваются по принципу генпланов. Это принцип прошлого, так как в советское время генплан развивался для макроэкономики – пятилетками. Каждые пять лет решала партия, куда двигать макроэкономику. Таким образом, было понимание, куда будет двигаться промышленность и производство. Сейчас пришло время, когда подход к формированию города должен быть другим.
Современный принцип - когда дальнейшее планирование города формируется на основе мастер-планирования, где учитывается социальный опрос и статистика на базе исследований. Но вся проблема в том, что у нас профессия социолога в целом мертва. И если в Европе слово "city" происходит от слова "гражданин", и, соответственно, там сообщество работает, в том числе и через соцопросы и другую работу с населением. То у нас такой этап еще не пройден. Нужно объяснить людям не только их права, но и ответственность. Освоение свободных территорий, прилегающих к домам, и в целом в новых районах должно происходить правильно, через социальные исследования", - считает специалист.
"80 процентов казахстанцев сталкиваются с нехваткой объектов общественно-деловой инфраструктуры в спальных районах. Раньше как было? Есть спальный район и есть завод, где люди работают. Сейчас очень важно, чтобы были активные фасады и места для того, чтобы человек не ездил в другое место или другой квартал на работу. Так как это формирует маятниковую миграцию. Согласно анализу, в 80 процентах спальных районов нет общественно-деловой инфраструктуры, люди вынуждены ездить в центр на работу.
Отсюда вытекает вторая проблема: 50 процентов жителей крупных и средних городов Казахстана сталкиваются с заторами на дорогах. У нас нерационально продумывается взаимосвязь между различными управлениями: управление архитектуры не синегргирует с управлением транспорта. Ну, к примеру, очень логичным было бы возле ТРЦ Asia Park построить транспортно-пересадочный узел в город Косшы. Это логично. Ну напрашивается уже это, жители города и Косшы подтвердят. Либо, к примеру, возле старой "Меги" (сейчас - Keruen City) также установить ТПУ в сторону Ильинки. Это то, что акимат должен был сделать давно, чтобы уменьшить миграцию на личных автомобилях и увеличить проезд на общественном транспорте", - объясняет Санжар Казиев.
По мнению урбаниста, во время освоения новых территорий города старые, то есть уже имеющиеся и достаточно давно проблемы по какой-то причине игнорируются.
"Новая стройка решает вопрос с тем, куда заселить будущих жителей, но не решает проблемы уже имеющихся районов. Если где-то не хватает школ, больниц, социальных объектов, парков или скверов, новое строительство должно это решить. Но застройщики этого не делают. Они строят жилые комплексы с целью продажи жилых площадей. Всего 1 процент офисов и малых производств размещается на территориях массовой жилой застройки. Если строишь квартал, построй в нем бизнес-центр. Не много БЦ в одном месте, а именно необходимо распределение их в шаговой доступности. Иначе, опять же, формируется маятниковая миграция.
Отмечу, что нужно делать пространственную аналитику. По программе "Болашак" много наших ребят отучились на GIS-аналитиков, пространственных экономистов и так далее. Много узконаправленных специалистов, которые могут быть полезны стране. Но у нас нет ни одной организации, которая могла бы их знания применить на практике. Проблема в том, что это никому не интересно и эти люди вынуждены работать, к примеру, продавцами в магазинах техники, да кем угодно. Касым-Жомарт Кемелевич говорил о том, что есть дефицит кадров. Но как мне кажется, на самом деле просто нет среды, чтобы эти кадры применили свои знания. Потому что сейчас во время дикого капитализма в Казахстане мы гонимся за деньгами, а не за здравым смыслом. Город - это большой организм. И когда внутри него все органы занимаются зарабатыванием денег, организм не работает", - резюмировал Санжар Казиев.
Текст подготовил Иван Сухоруков.