ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
18 июня 2020 | 09:43

"В коронавирусе есть свои плюсы". Психолог об итогах карантина

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото:instagram.com/shefeeling Фото:instagram.com/shefeeling

В последние месяцы вокруг нас много паники. Мы концентрируемся на том, что потеряли или боимся потерять. Психологи же говорят, что взрослый человек, обладающий критическим мышлением, в любой, даже самой ужасной ситуации может найти не только минусы, но и плюсы.


Иконка комментария блок соц сети

В последние месяцы вокруг нас много паники. Мы концентрируемся на том, что потеряли или боимся потерять. Психологи же говорят, что взрослый человек, обладающий критическим мышлением, в любой, даже самой ужасной ситуации может найти не только минусы, но и плюсы.

 Как найти плюсы в коронавирусе, потере работы, отказе от встреч с друзьями, вынужденной самоизоляции в одной квартире с большой семьей, на своем примере Tengrinews.kz рассказала алматинский психолог Бахытжан Аканова. Она знакома с темой не понаслышке. Этой весной она была в больнице, где подтвердились случаи COVID-19, а после в провизорном центре - как человек, контактировавший с больными, но сам не заразившийся, - 33 дня.

 У меня как у психолога есть частная практика, а также я работаю в Городском центре паллиативной помощи, в отделении сестринского ухода. Когда объявили ЧП, то сотрудникам старше 50 лет, имеющим сопутствующие заболевания, предложили написать заявление на отпуск без содержания и не выходить на работу.

Но передо мной вопрос про самоизоляцию не стоял. Я даже думала взять без содержания у себя на работе, так как считала, что наших пациентов это не коснется, и пойти волонтером в инфекционку. И в этот момент центр закрыли на карантин изнутри: у одного из наших пациентов подтвердился COVID-19. Я пробыла на карантине в своей больнице и после в провизорном центре один месяц и три дня.

В центре начался ажиотаж. Пациенты, сотрудники сдавали экспресс-тесты, потом ПЦР. Положительный тест подтвердился еще у ряда пациентов и сотрудников. Заболевших переводили в профильный стационар. Каждый человек по-своему проживал процессы - страх, панику, неопределенность: что будет дальше, заболеет он или нет. Хочу отметить, что все сотрудники работали слаженно - отдаю должное профессионализму врачей, медсестер, администрации.

А я как психолог выполняла свою обычную работу - поддерживала коллег, пациентов. При этом все мы были в противочумных костюмах. Все сотрудники больницы старались соблюдать меры предосторожности, максимально дистанцировались друг от друга. И дело не в противочумных костюмах: они позволяют разговаривать. Изменились паттерны поведения. Раньше медперсонал в перерывах между работой стремился общаться - вместе пили чай и обедали. А теперь каждый ел в одиночку, общение перетекло в мессенджеры. Даже с теми, кто находится с тобой в одном здании.

У меня диагноз не подтвердился. И когда центр закрыли на дезинфекцию, то меня в числе других перевели в провизорный центр на 14 дней. Быть изолированной в палате было сложнее, чем работать. Работая, знаешь, что делать, чем ты полезен. А тут просто "загораешь"… Это большое испытание. Утешало, что мы не заразились. 12 мая моя жизнь вошла в привычную колею: я вижу своих родных и близких, принимаю клиентов в кабинете, продолжаю обучать студентов.

За это время я сделала много ценных выводов. Если ситуация сложилась бы так снова, то пошла бы я? Да. Я психолог, я люблю свою профессию, я провожу тренинги, как работать в условиях ЧП, говорю про коммуникативные навыки, психоэмоциональное выгорание и другие темы. Для меня это часть профессии. Можно сказать, что для меня это был стресс-тест: проверка всего, что я рассказывала в теории, на практике.

 В условиях ЧП психика человека совершает откат назад, происходит регресс до детского состояния. Как человек вел себя в детстве в сложных ситуациях, так он начинает вести себя в стрессе. Я наблюдала разные реакции: гнев, раздражение, панику, страдание, непреодолимое желание любыми способами попасть домой. Многие в этот момент не шли на контакт с психологом. Я понимаю почему. Им было неудобно показывать себя в этом состоянии, признаваться, что они – взрослые и умные люди – ведут себя как дети.

Медперсонал - врачи, медсестры, санитарки, сотрудники администрации - тоже люди. И многим из них тоже были свойственны такие реакции. По моим наблюдениям, для устойчивости сотрудников больниц очень важно, какая была мотивация у человека, когда он выбрал эту профессию. Также насколько он любит то, чем занимается, и осознавал ли раньше издержки своей специальности.

Если человек когда-то сделал выбор осознанно, он любит свою работу, кайфует от приема пациентов и возможности им помогать, то он понимает: это просто эпизод, еще одно испытание, которое предстоит пройти. Многие из тех, кто старше 50 лет и имеет заболевания, все равно остались на рабочем месте. Они сделали это не из-за обещанных доплат. Их мотивация: "Я на рабочем месте. Я учился, чтобы помогать людям. Именно сейчас я могу помогать людям".

 На мой взгляд, взрослый, критически мыслящий человек во всем происходящем может найти плюсы. Какой бы ужасной ни казалась нам ситуация, плюсы есть всегда. Лично я вижу много плюсов в коронавирусе и вызванном им карантине.

Расскажу про то хорошее, что я почувствовала на себе и услышала от своих клиентов. Я увидела свои возможности как психолога. Я увидела возможности психики разных людей: как разные люди справляются с паникой, тревожностью, навязчивыми состояниями, что вызывает панические атаки, как возникает депрессия. Это увеличило мой опыт.

Для меня как человека это была возможность оценить свою жизнь, когда она идет не по накатанной. Карантин показал, что можно жить, притом жить вполне счастливо, не тратя так много денег, не быть шопоголиком, не гоняться за брендами. Все, что нужно человеку, есть в шаговой доступности.

Многие клиенты мне рассказывают, что на карантине они вспомнили свои навыки и умения. По-другому увидели своих детей и внуков, посмотрели свежим взглядом на процессы воспитания, стали ближе к ним. В их жизни вернулись совместные настольные игры – шашки, лото, а также сказки и творчество. А еще клиенты отмечают: мы стали для своих детей наставниками. Это про близкий контакт и обратную связь.

Карантин заставил нас по-другому общаться. Мы начали задумываться: "Кто с нами рядом?", "С кем мы живем?", "Что такое настоящая любовь и дружба?". Это была проверка на чувства и отношения. Раньше мы жили в комфорте, а карантин внес дискомфорт. Люди начали задумываться: "Тот ли человек со мной рядом?" После карантина увеличилось количество разводов. Люди задумались: "Стоит ли терпеть плохое отношение к себе?" Люди задумались о собственных границах: "Насколько они правильно выставлены?", "Насколько лично я могу правильно выстроить свои границы в условиях квартиры?"

Карантин дал ощущение, что есть другие ценности, помимо бесконечного потребления. На первый план вышла ценность самой жизни, ценность общения. Многие люди впервые задали себе вопросы: "Какие цели и какой смысл у моей жизни?"

Клиенты на консультациях рассказывают, что многие работодатели обязали сотрудников пройти тест ПЦР. Выявили много заболевших и носителей. Люди писали в чат: "Я пока не сдал, не приду на работу". Это про умение заботиться, предупреждать, брать ответственность на себя перед другими людьми, у которых дома семьи.

Или же заболевший пишет в рабочем чате: "Простите меня, коллеги, что вам пришлось пережить эти моменты, пока вы не сдали тесты". Его виртуально похлопывают по плечу: "Да ничего. Это же пандемия". В условиях карантина появились сплоченность и коллективизм, люди начали договариваться. Как будто благодаря коронавирусу люди повернулись друг к другу, появилась возможность кооперации.

Ольга Пастухова

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети