ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
29 октября 2024 | 06:42

“Важно любить свою работу“. Как бывший пограничник стал водителем автобуса в Астане

Алина Шашкина Корреспондент
Надежда Лыкова Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Надежда Лыкова Фото: Надежда Лыкова

В столичном автопарке № 1 работает водитель Берик Тулегенов. Каждый день он возит астанчан из дома на работу и обратно. И действительно любит свое дело. Однако мало кто знает, что Берик - бывший военнослужащий, который 24 года прослужил на границе. Подробности узнали корреспонденты Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

В столичном автопарке № 1 работает водитель Берик Тулегенов. Каждый день он возит астанчан из дома на работу и обратно. И действительно любит свое дело. Однако мало кто знает, что Берик - бывший военнослужащий, который 24 года прослужил на границе. Подробности узнали корреспонденты Tengrinews.kz.

Мы встретились с Бериком Амангельдиевичем на территории автопарка, куда он пришел в свой выходной, за час до назначенного времени. Мужчина был одет в военную форму, а на груди у него красовались многочисленные медали.

- Ваши коллеги по автопарку знали, что вы военный? - спросили мы водителя автобуса.

- Нет, не знали. Меня на входе не узнали сегодня, попросили документы, - признался Берик.

Фото: Надежда Лыкова

Наша беседа проходила в одном из пассажирских автобусов столичного автопарка. Там Берик Амангельдиевич рассказал о своих боевых заслугах, о том, как получил контузию, как вернулся в армию спустя годы и как в результате оказался в Астане.

"Я мечтал о службе"

Берик Тулегенов родился в Кызылорде в 1975 году, а свой военный путь начал в 1993-м - после школы сам пошел в воинскую часть. Там его зачислили во Внутренние войска МВД, откуда молодой человек, мечтавший о службе, попал в миротворческие силы на таджикско-афганскую границу.

"Я мечтал о службе. Как раз зачислился, и мы в составе 100 человек пошли охранять таджикско-афганскую границу. 7 апреля 1995 года нашей роте приказали передислоцироваться с поста Подкунов в Пшихаврское ущелье. К нам для сопровождения боевой колонны присоединились российские боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Сопровождения с воздуха не было. Стоял туман, шел дождь, в горах было небезопасно летать. 7 апреля примерно полдня мы ехали, было мирно, тихо, день был хороший, весенний. Внезапно с афганской стороны в первую машину в колонне попали из гранатомета. Нам поступила команда "К бою!", - рассказал Берик Тулегенов.

Фото: Надежда Лыкова

Наш герой тогда был командиром отделения третьего взвода. Он приказал личному составу: "К бою! Принять позиции". Это означало, что нужно найти укрытие.

"Пули летели, как дождь. Можно сказать: там убивало быстро. Мы попали в засаду. С афганской стороны была команда взять нашу колонну, забрать оружие и боеприпасы. Им это не удалось, мы дали полный отпор, держались из последних сил до прилета вертолетов", - добавил бывший военнослужащий.

В том бою погибло 17 человек, многие получили ранения, как и сам Берик Тулегенов. У мужчины была контузия, после того как в каску попала пуля.

"Я пять минут лежал. Люди, которые наблюдали, сказали, что "все, Берик погиб". Через некоторое время сзади взорвался гранатомет. От осколка я загорелся. Меня спас бронежилет. Горела шинель, мне стало очень жарко, и я очнулся. Если бы не очнулся, сгорел бы. Я побежал под мост, кричали, что там безопасно. Снял шинель, выбросил. И вдруг ребята закричали, что у меня каска прострелена, там была дырка", - рассказал он.

Тулегенов побоялся, что за простреленную каску его будет ругать командир роты, и заменил ее на целую. Однако наказания не последовало.

Фото: Надежда Лыкова

"После боя командир спрашивает: "А где твоя каска? Это не твоя каска". Оказалось, что мою каску командир сам нашел, а мне сказал: "Молодец, ты живой остался. Мы не будем тебя ругать". Эта каска сейчас находится в музее в Шымкенте, там написано: "Младший сержант Тулегенов, живой", - добавил мужчина.

"Хочу быть пограничником"

После возвращения домой в 1995 году Берик Тулегенов получил высшее образование в железнодорожном институте, но поработать на железных дорогах так и не успел, поняв, что хочет служить.

"Мне сказали идти в погранвойска, может, там инженером буду. Инженером я не был. Там очень быстрый набор. Сказали, только пограничники остаются, остальные все свободны. "А чего ты сидишь?" - спросили. Я сказал, что шесть месяцев был на таджикско-афганской границе и хочу быть пограничником. И остался. Я был на должности командира отделения, потом - водителем, потом уже поставили старшим водителем, затем - командиром взвода, старшиной роты. После, уже в предпенсионном возрасте, я был старшим техником пограничного состава", - рассказал Берик Амангельдиевич.

- Что входило в ваши обязанности за годы вашей службы в погранвойсках?

- В мои обязанности входило охранять границу.

Военнослужащий служил в Кызылорде. Его общий военный стаж - 24 года. Вышел на пенсию в звании прапорщика в 47 лет. Именно в этом возрасте пограничники уходят на заслуженный отдых. Но мужчина считает, что еще слишком молод, чтобы сидеть без дела, поэтому после армии нашел работу на "гражданке".

Фото: Надежда Лыкова

"Два года я проработал на месторождении Тенгиз. Там работал водителем автобуса. Потом мне позвонил коллега, с которым мы вместе служили на таджикско-афганской границе, сказал: "Приходи в первый автопарк в Астане". Я правила очень усиленно учил и через неделю легко сдал, на пятерку. Сейчас выбрал профессию водителя", - поделился мужчина.

В Астану Берик приехал этой весной. Сдал экзамены и устроился водителем автобуса. Для этого нужны две категории водительских прав: D – для обычного городского автобуса и E – для "гармошки".

"Чувствую себя астанчанином"

У Берика Тулегенова есть жена и двое детей, которые живут в Кызылорде. Обосновавшись в столице, он планирует привезти сюда семью. А пока работает и копит на квартиру. По его словам, мужчина уже чувствует себя как астанчанин, хотя раньше бывал в столице только в командировках.

- Как вам в Астане, нравится?

- Очень.

- Зимой холодно у нас.

- Я знаю. За 24 года, которые я отдал армии, я во всех городах был. Я жене говорю: "Я сейчас в командировке, все хорошо".

Рабочий день Берика Амангельдиевича начинается в 4:30. В это время он уже должен быть в автопарке, готовиться к маршруту. После получения маршрутного листа у диспетчера водители отправляются в медпункт, там им измеряют давление и проверяют на наличие алкоголя в крови. Если все хорошо, можно выезжать. Всего в автопарке № 1 работает около 500-600 водителей.

Фото: Надежда Лыкова

"Сутки работаем, сутки отдыхаем. С 04:30 до 23:00. Устаешь, конечно, и на следующий день отдыхаешь. Весь день я катаюсь. Есть отстои. Во время второго можно поспать. На это дается 31 минута", - рассказал Берик Тулегенов.

Один круг маршрута занимает два часа. Всего за время смены водители провозят до 900 пассажиров и делают примерно 7 таких кругов.

Фото: Надежда Лыкова

В автопарке есть специальные мойки и ремонтный блок. Там автобусы приводят в порядок к следующему дню.

"Надо любить свою работу"

Во время беседы мы спросили Берика Тулегенова о сложностях в работе. Например, о том, что водители нередко сталкиваются с агрессивными пассажирами.

"Когда человек лезет в драку, надо с ним вежливо разговаривать. Если он злой, не надо его еще больше злить, не надо нервничать. Нужно дружелюбно говорить. Я сам военный, сам психолог. Если с ним мирно разговаривать, любой человек будет мирным, так я считаю", - поделился Берик.

На случай, когда мирные разговоры не помогают, водитель может обратиться в полицию по номеру 102, добавил он. Также необходимо сообщить о конфликте диспетчеру.

Фото: Надежда Лыкова

Еще одна сложность в работе водителей - недовольные пассажиры, которым "то жарко, то холодно". Кроме этого, водители городских автобусов часто страдают из-за нарушителей на дорогах.

"Нам построили автобусную линию, все равно лезут легковые автомобили. Происходят заторы, мы не успеваем по графику. Вот это меня беспокоит – что на автобусную линию легковые авто заезжают и подрезают нас. Большинство аварий из-за этого случается. Когда мы выезжаем с остановок, нам дорогу не дают. В Алматы есть знак "Пропусти автобус", и там все пропускают, здесь – нет. И мы дожидаемся, приходится иногда рукой махать, чтобы пропустили. Я людей везу, надо все-таки ехать, а там поток, я не могу заехать. Вот это меня немного смущает. А так все нормально", - признался мужчина.

Максимальная разрешенная скорость для городских автобусов - 50 километров в час. Но Берик Амангельдиевич признался, что старается держать спидометр на 40 километрах. Так ему комфортнее.

"Главное на дороге – ни о чем не думать, только о дороге. На мобильный телефон тоже не обращаешь внимания. Другие проблемы тоже выкидываешь из головы. Только дорога и пассажиры", - сказал он.

Фото: Надежда Лыкова

Как сообщалось выше, водитель автобуса работает через сутки: один день на смене с 04:30 до 23:00, другой - выходной. Такой график ему очень нравится.

"Надо свою профессию любить. Это самое главное. Когда любишь свою работу, значит, все хорошо будет. Я люблю свою работу и уважаю. Важно к машине с любовью относиться, вовремя обслуживать, следить за ней. И никогда у тебя поломок не будет. Я выбрал эту профессию, значит, я ее люблю", - сказал Берик Тулегенов.

Сейчас мужчине 49 лет. Он признался, что планирует работать в автопарке много лет, "если не уволят". Несмотря на большое количество медалей за боевые заслуги и безупречную службу, украшающих его форму, Берик не производит впечатления строгого военного. Жизнерадостный и открытый, он верит, что его прошлое помогает ему по сей день.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.87   523.31   4.94 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети