Весна медленно, но верно вступает в свои права в Казахстане, граждане потихоньку убирают свои теплые вещи и приводят в порядок своих двухколесных коней после зимнего простоя - вот-вот наступит очередной велосезон. Tengrinews.kz совместно с "Вело-Алматы" решили напомнить велосипедистам о правилах дорожного движения и дать несколько советов по безопасной езде.
Весна медленно, но верно вступает в свои права в Казахстане, граждане потихоньку убирают свои теплые вещи и приводят в порядок своих двухколесных коней после зимнего простоя - вот-вот наступит очередной велосезон. Tengrinews.kz совместно с "Вело-Алматы" решили напомнить велосипедистам о правилах дорожного движения и дать несколько советов по безопасной езде.
Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам, поэтому велосипедист как водитель транспортного средства при езде по городу должен соблюдать правила дорожного движения и помнить об ответственности, лежащей на нем.
Прежде чем ехать на велосипеде, необходимо убедиться в его исправности. На что следует обратить внимание в первую очередь:
- руль должен быть прочно закреплен. В рулевой колонке не должно быть люфта или посторонних шумов;
- тормоза должны быть правильно отрегулированы. Ход тормозных ручек должен быть равномерным на переднем и заднем тормозах, тормозные ручки при нажатии на них не должны касаться руля. При нажатии на тормоз не должно быть скрежета или скрипа. Стертые или деформированные тормозные колодки необходимо заменить;
- следите за давлением в шинах. Недокачанные шины уменьшают устойчивость велосипеда;
- световые приборы очень важно использовать при езде в вечернее и ночное время. Чем больше световых приборов, тем безопаснее езда. Согласно ПДД РК, велосипед должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем (фарой) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с боковой стороны - световозвращателями оранжевого или красного цвета.
Помните, что велосипед нуждается в регулярном техническом обслуживании. Если вы не можете самостоятельно проводить техобслуживание, обращайтесь в специализированные велосипедные мастерские, которые есть почти при каждом магазине, где продаются велосипеды. Правильно настроенный, своевременно смазанный велосипед не только прослужит вам дольше, но и позволит ездить более комфортно и безопасно.
Согласно ПДД РК, велосипедисты должны двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Важно различать обочину дороги и тротуар, так как велосипедисту запрещено движение по тротуару. Велосипедист должен ездить только по дороге.
Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
При необходимости поворота налево следует спешиться и перейти дорогу в положенном месте как пешеход.
На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого отсутствует помеха справа. Иными словами, на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту. Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо.
На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам обычных транспортных светофоров, а не пешеходных.
Hа любом пересечении проезжих частей следует заблаговременно убедиться в собственной безопасности и предпринять дополнительные меры для ее повышения. Например, следует обернуться и оценить обстановку позади себя, вытянуть руку влево, если на перекрестке вы намерены двигаться прямо, а автомобили в вашей или соседней полосе - направо.
На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и водители прочих транспортных средств, должны уступать дорогу пешеходам.
Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе; в этом случае нужно спешиться и перейти дорогу как пешеход.
Перед началом выполнения маневра необходимо убедиться, что маневр не создаст помех другим участникам дорожного движения и будет безопасным для самого велосипедиста. Важно научиться оборачиваться на ходу, сохраняя равновесие и управление велосипедом.
Для обозначения маневра предусмотрены сигналы:
- поворот или перестроение направо - вытянутая правая рука;
- поворот или перестроение налево - вытянутая левая рука.
Подача сигнала рукой должна производиться заблаговременно, до начала выполнения маневра.
Обгон или объезд других транспортных средств должен производиться только слева.
Не следует ехать "вплотную" за автомобилем. Машина может резко затормозить, не дав возможности велосипедисту сманеврировать, вызвав столкновение. Кроме того, езда "вплотную" за автомобилем опасна и тем, что велосипедист может не заметить за машиной выбоину в асфальте и упасть под колеса едущему сзади транспорту. Велосипедисту стоит ехать сбоку и соблюдать безопасную дистанцию.
Согласно ПДД РК, колонна велосипедистов должна ехать в один ряд, группами не более чем по десять человек. При этом расстояние между группами для облегчения их обгона должно составлять не менее 80-100 метров.
Несколько советов для участников групповой езды на велосипедах:
- не мельтешите. Не стоит резко дергать рулем. Важно помнить о людях, которые едут позади. Они могут не успеть среагировать на резкое изменение направления впереди едущего велосипедиста, что может спровоцировать наезд;
- не тормозите резко. Резкое торможение при езде в группе может привести к столкновению с едущим сзади велосипедистом, который не успеет среагировать на резкое изменение скорости движения;
- соблюдайте единую скорость. Езда в коллективе накладывает определенные ограничения и на скорость передвижения. Важно соблюдать единую скорость движения, чтобы не разбивать колонну;
- предупреждайте о своих действиях и дорожных "неожиданностях". При езде в колонне обзор позади едущего велосипедиста ограничен. Поэтому следует жестами или криком сообщать товарищам о неожиданных помехах на дороге (яма, битое стекло и так далее), а также предупреждать их о своих действиях;
- соблюдайте дистанцию. При езде в колонне важно помнить, что впереди едущий велосипедист может резко затормозить или сменить направление, объезжая препятствие. Поэтому необходимо соблюдать дистанцию;
- Желательно иметь хотя бы одну медицинскую аптечку на группу. Важно быть готовым оказать первую медицинскую помощь (себе или товарищам).
Велосипедист должен соблюдать скоростной режим на дорогах, в частности, в жилых зонах.
Важно помнить, что чем больше скорость, тем дольше время торможения. При одинаковых скоростях тормозной путь велосипеда длиннее, чем у автомобиля, особенно на мокрой дороге. При резком торможении - блокировке колес велосипед теряет устойчивость. Поэтому тормозите заранее. Научитесь тормозить, одновременно и равномерно нажимая передний и задний тормоза - только такое торможение будет наиболее эффективным.
- ездить в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения;
- бросать мусор;
- двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам;
- разговаривать по мобильному телефону во время движения;
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- двигаться по автомагистралям;
- перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до семи лет, на специальном сиденье) и габаритный груз (выступающий более чем на 0,5 метра);
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Главным условием безопасного движения является наличие фонарей и светоотражающих элементов.
Помимо переднего фонаря, установите задний красный мигающий фонарь, который хорошо виден в темноте. Следует помнить, что самое опасное время - это не абсолютная мгла, а сумерки. При наступлении сумерек необходимо сразу включить фонари. Дополнительные фонари и светоотражающие полоски на одежде повысят вашу безопасность.
Первая и обязательная мера безопасности - шлем. Если вам кажется, что вы нелепо выглядите в нем или вам неудобно, заставьте себя носить его первые несколько дней. Потом привыкнете и поймете, насколько спокойнее ездить в шлеме.
Желательно также надевать велосипедные перчатки, которые защитят ваши ладони в случае падения.
Велосипедные очки помогут защитить глаза от ветра и встречных насекомых.
Одеваться надо исключительно в яркие тона, в одежду со светоотражающими вставками. То же самое относится и к рюкзакам. Велорюкзак должен быть ярким и со светоотражающими вставками или полосами. Сзади на рюкзаке может быть красный фонарик (в добавление, а не на замену основному на велосипеде). Кроме того, одежда не должна содержать свободных, развевающихся по ветру частей, которые могут зацепиться за автомобиль или другие предметы.
Велоаптечка и насос помогут вам починить пробитое колесо.
Ну и, конечно, не стоит забывать о велосипедном замке.
Максимально осторожное поведение на дороге. Не рискуйте. Тормозите заранее. Следите за автомобилями, которые могут представлять для вас угрозу. При обгоне автомобиля или маневре, попытайтесь поймать "зрительный контакт" с водителем автомобиля - это подтверждает хотя бы то, что он вас заметил. Также советую при езде не прижиматься к припаркованным авто, так как дверь транспортного средства может неожиданно открыться и это приведет к столкновению. Ни в коем случае нельзя ездить в наушниках - велосипедист обязан слышать, что происходит вокруг него.
- Участник инициативной группы "Вело-Алматы" Виталий Дядчев.
Безопасной вам езды!