ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
09 ноября 2021 | 12:58

Возможна ли амнистия для владельцев авто с российскими номерами? Мнение эксперта

Айнаш Ондирис Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне.


Иконка комментария блок соц сети

88 тысяч владельцев автомобилей с российскими номерами в Казахстане рискуют оказаться вне закона. Оказалось, что многие машины на момент продажи были зарегистрированы в России, однако позже их прежние владельцы сняли ТС с учета, и таким образом эти машины повисли в воздухе: они не состоят на регистрационном учете ни в Казахстане, ни в России. Часть авто и вовсе признаны криминальными либо состоят в угоне.

По какой причине казахстанцы массово покупали авто на российских номерах? Почему только сейчас стало известно об этих 88 тысячах автомобилей? И как можно разрешить проблему, возможна ли некая "амнистия" для автовладельцев? Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым.

Почему казахстанцы стали покупать автомобили с российскими номерами? В чем их преимущество?

На самом деле какого-то особого преимущества у российских автомобилей нет. Просто
эти машины были куплены в РФ и завезены в Казахстан по доверенности.

Основная причина в том, что эти машины покупаются дешевле, причем значительно дешевле, учитывая, что покупаются они без снятия с учета в России и без постановки на учет в Казахстане. Те, кто покупает эти машины, они не платят утилизационный сбор, они не платят за первичную регистрацию ТС. Если такая машина здесь стоит 10 миллионов тенге по нашим деньгам, то в РФ они покупают ее, условно, за 5 миллионов и катаются, пока не сталкиваются с теми проблемами, с которыми они столкнулись сейчас.

Самая основная причина этого, что казахстанцы вынуждены искать какие-то лазейки и пытаться купить нормальную машину по нормальной цене.

Я вам приведу реальный пример. По рабочим нуждам мне нужно было купить 3 небольших джипа. В США я их мог взять по 3 тысячи долларов. Для того чтобы эту машину поставить на учет здесь, с меня государство захотело взять 10 тысяч долларов за каждую машину. То есть это первичная регистрация, налог, растаможка и прочее. Это просто бред.

Когда все эти сборы ввели, очень резко сократился ввоз подержанных автомобилей в Казахстан, а наш автопарк стал катастрофически стареть. Потому что ничего не обновляется. И вот подобные ситуации с кыргызскими машинами, с армянскими машинами, с российскими теперь.

Чем объясняло государство дорогую первичную регистрацию и утильсбор?

Утильсбор якобы нужен для того, чтобы все эти машины, которые свой срок эксплуатации отслужили, не валялись на дорогах. Вы где-нибудь видели валяющиеся автомобили? Я тоже не видел. Вот вы завезете автомобиль стоимостью 3 тысячи долларов, а утилизация на ваш автомобиль будет составлять 4 тысячи долларов. Вы должны заплатить 4 тысячи долларов за машину, которую вы привезли из-за рубежа, чтобы кто-то ее когда-нибудь утилизировал. Я вам голову на отсечение даю, что никто и никогда ее утилизировать не будет, потому что, когда пройдет 20-30 лет, ее продадут на запчасти и никакой утилизации она не дождется. А деньги с вас уже взяли.

Например, утилизационный сбор в Германии составляет примерно 100 евро, а у нас - от 1,5 до 4 тысяч долларов. Почувствуйте разницу. Почему так дорого? 

Мы, потребители, вы и я, вынуждены платить дорогую первичную регистрацию и утильсбор. Это все преподносится под соусом поддержки нашего так называемого автопрома. Соответственно, люди и несутся: в Кыргызстан за праворульными, в Армению, в Россию точно так же. Вот она - причина основная. Потому что наше государство обложило непомерными всякими оброками возможность гражданам ввезти подержанный автомобиль.

Раньше как было: я купил автомобиль 2010 года, ездил на нем 3-5 лет, затем я его продаю и покупаю посвежее. То есть потихонечку автопарк худо-бедно обновлялся. Сейчас этого нет. Сколько завезли в льготку 10-15 лет назад подержанных автомобилей, вот они и остались. Сейчас автопарк 20-летний, и он стареет, стареет и стареет. И вот вся эта беда: казахстанцы не очень богатеют, а машины многим нужны для выживания и для бизнеса, люди используют всякие лазейки. Но не задумываются о том, что дергают спящего тигра за усы, то есть государство. Да, может, какое-то время и поездят, потом он просыпается - и хрясь лапой всех. И вот так было с кыргызскими автомобилями чуть ли не ежегодно, так было с армянскими автомобилями, а сейчас с российскими.

 Почему именно сейчас начали выявлять российские авто?

У нас, к сожалению, в Евразийском союзе, если вы купили авто в России, здесь по официальным базам его нельзя было посмотреть. Если машину угнали в России – вы не видите это в Казахстане, потому что нужно сделать запрос, пока он туда идет, пока они ответят, машина уже трижды может быть перегнана сюда, и уже никто об этом ничего не знает. Сейчас это именно так. 

Поэтому теперь пытаются сделать единую базу данных, интегрировать, чтобы мы по базе видели информацию о машине. Вбить номер этой российской машины и увидеть, что она, например, в угоне. А сейчас этого нет.

Россия нам предоставила список из 88 тысяч автомобилей, и Казахстан начал проверять. Одну машину нашли, третью, 25-ю и так нашли кучу всяких разных автомобилей.

Владельцы машин с российскими номерами не купили ее в прямом смысле, оформив договор купли-продажи, сняв с учета, привезя сюда, поставив на учет. Ничего подобного. Они деньги заплатили, но машина передана им по генеральной доверенности.

По гендоверенности машина стоит на учете в России. Вы прекрасно на ней ездите, у вас есть генеральная доверенность на эту машину. Но российский хозяин потом с себя (с учета) машину снимает, потому что ему же еще налоги всякие начисляются. И все, машина снята с учета в России. А вы об этом не знаете абсолютно, что там с ней сделано, снята она с учета, не снята. Либо эта машина может быть угнанной, а вам по левым документам продали. Вы об этом не знаете, катаясь на ней в Казахстане. И сейчас все эти случаи начинают выявляться. Потому что Россия выкатила нам список, и мы теперь хотим порядок навести. Получается, что машина не числится ни в российской ГАИ, ни в казахстанской. Потому что она на российских номерах. А эти номера уже недействительны, все, машина уже снята с учета.

Есть определенный порядок. Машина должна быть зарегистрирована либо там, либо здесь. А так она, получается, из правового поля вообще выпадает.

Сейчас в этом плане пытаются навести порядок. И я за. Но люди, которые купили, погнавшись за дешевизной, страдают. Соответственно, они не платили налог, первичную регистрацию, утильсбор, потому что это российская машина.

Как вы видите сейчас решение проблемы? Ведь тысячи водителей попали в эту ситуацию...

Решение, к сожалению, не понравится тем, кто эти машины покупал. Эти машины надо ставить на учет.

Если она чистая, некриминальная, не в угоне, то да: платить утильсбор, первичную регистрацию, плакать и ставить на учет. Или обратно ее куда-то в Россию сдавать.

То есть обратно везти ее в Россию и продать? Это возможно?

Только если там нет какого-то ограничения: ведь машина в России снята с учета и теперь числится между небом и землей. Можно ли ее пригнать обратно в Россию и там продать? Теоретически, наверное, да. Если она некриминальная и не угнана. Но, наверное, в России, тоже есть определенные сроки, машина не может быть бесконечно без учета. Может быть, в течение месяца она должна была быть поставлена на учет. То есть, если автовладелец эти сроки нарушил, вероятно, придется заплатить какой-то штраф. Я не знаю российское законодательство в этом плане.

 


А если машина криминальная или угнанная, что будет с ней?

Машину заберут в качестве вещдока, и все. Получается, что да, автовладелец потеряет машину. Но он может предъявить претензии продавцу. Если, конечно, найдет его.

А возможна ли какая-то амнистия для водителей, которые купили авто с российскими номерами, как вы считаете?

Вы знаете, около 10 лет все это длится, и все просят амнистию. Вот, допустим, стоит машина 10 миллионов тенге, а вам предлагают купить ее за 5 миллионов. И вы с радостью ее покупаете, а потом просите амнистию, ну как так? Государство не обязано отвечать за ваши коммерческие сделки, за то, что вы покупаете.

Вы покупаете фактически ворованную машину, катаетесь на ней, а потом, когда все выясняется, говорите: ой, давайте мне амнистию сделайте, я же не знал.

Согласитесь, это как-то неправильно. Владельцы, покупая такую машину, используя лазейку, заплатив в 2 раза меньше, наверное, они отдают себе отчет, что в этом есть определенные риски. 
Ведь есть добросовестные покупатели, которые купили российскую машину, все сборы заплатили, честно и добросовестно. Они тоже отрывали от себя эти деньги – первичную регистрацию, утильсбор, налог, и им никто ведь эти деньги не вернет. Давайте тогда всем сделаем амнистию.

У меня позиция в этом плане такая: человек, покупая что-то за рубежом, вступает во внешнеэкономическую торговлю, он должен думать о своих рисках. И это ответственность не государства, это ответственность покупателя.

Подготовила Айнаш Ондирис.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети