ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
13 июня 2024 | 06:21

Высокая зарплата, 56 дней отпуска и хамство учеников. Почему учителя не хотят работать в школах

Наргиз Рахимжан Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В декабре 2019 года был принят Закон "О статусе педагога", где предусмотрено повышение заработной платы, освобождение педагогов от несвойственных функций и проверок, повышение их социального статуса, сокращение учебной нагрузки, присвоение государственных наград, увеличение продолжительности трудового отпуска до 56 дней, а также доплаты за наставничество, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей. Несмотря на улучшающиеся условия работы, в стране все еще наблюдается дефицит педагогов. Каких учителей не хватает и почему молодые преподаватели не хотят работать в школах, разбирался корреспондент Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

В декабре 2019 года был принят Закон "О статусе педагога", где предусмотрено повышение заработной платы, освобождение педагогов от несвойственных функций и проверок, повышение их социального статуса, сокращение учебной нагрузки, присвоение государственных наград, увеличение продолжительности трудового отпуска до 56 дней, а также доплаты за наставничество, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей. Несмотря на улучшающиеся условия работы, в стране все еще наблюдается дефицит педагогов. Каких учителей не хватает и почему молодые преподаватели не хотят работать в школах, разбирался корреспондент Tengrinews.kz.

Сколько учителей не хватает Казахстану

В Министерстве просвещения на наш запрос ответили, что всего в Казахстане трудятся более 550 тысяч педагогов дошкольного, среднего, технического и профессионального, дополнительного, специального и инклюзивного образования. Из них в школах страны – около 350 тысяч, еще трех тысяч специалистов школам не хватает. Это учителя по математике и физике, начальных классов, английского языка, русского языка и литературы.

"Высококвалифицированные педагогические кадры путем привлечения направляются в регионы с нехваткой педагогов по соответствующим предметам. Помимо этого, в регионах принимаются меры по выделению средств на обучение по государственному образовательному гранту по педагогическим специальностям. Также реализуется проект "Боковой вход в профессию", когда специалистов из других сфер обучают основам педагогической деятельности для дальнейшей работы в школах и преподавании", - сообщили в министерстве.

В этом году из вузов должны выпуститься 48 886 специалистов с педагогическим образованием, из учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) – 20 081 человек. В министерстве надеются, что это позволит закрыть потребность в педагогических кадрах.

Сколько зарабатывают педагоги

Зарплата педагогов государственных организаций образования, содержащихся за счет средств государственного бюджета, исчисляется в зависимости от учебной нагрузки, уровня квалификации, стажа, категории, которая определяет должностной оклад (тарифную ставку), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера.

"Зарплата педагогов школ увеличилась в два раза по сравнению с 2019 годом (последнее увеличение на 25 процентов - в январе 2023 года). На сегодняшний день заработная плата за одну ставку учителя среднего образования составляет 393 000 тенге. При этом оплата труда педагогов дошкольных организаций повысилась на 30 процентов с 1 сентября 2023 года. В рамках бокового входа педагогам по специальным дисциплинам и мастерам производственного обучения ТиПО присваивается квалификационная категория "педагог-модератор" с доплатой 30 процентов от должностного оклада при наличии на момент трудоустройства не менее пяти последних лет стажа работы на производстве и квалификационная категория "педагог-эксперт" имеющим стаж работы на производстве более 10 последних лет на момент трудоустройства с 35-процентной надбавкой от должностного оклада. Так, в 2022 году с производства привлечено 1080 специалистов, в 2023 году – 1200", - добавили в ведомстве.

Еще одна мера поддержки педагогов - программа "С дипломом в село", предназначенная для специалистов любого возраста. Она предусматривает предоставление подъемного пособия и льготного кредита для приобретения или строительства жилья.

Почему казахстанцы не рвутся в педагоги

Ежегодный прирост в зарплате, 56 дней оплачиваемого отпуска, социальные выплаты и особый статус - казалось бы, условия труда отличные. Так почему же учителя не горят желанием работать в школах?

Юлия Гринькова, учитель математики, успела проработать в четырех разных школах, однако ни в одной из них ей не понравилось. Сейчас девушка работает в частном образовательном центре. Она считает, что в школе немного "другая атмосфера", которая ей не подходит.

"В школе я не хочу работать, потому что там другая атмосфера, вечная суета, нет спокойствия. Во-вторых, работа в школе предполагает большую работу с документацией. Это сильно напрягает и занимает много времени. В центре меньше людей, и в основном туда ходят только те, кто хочет заниматься и нуждается в этом. Учителям сейчас тяжело работать в школе. Возможно, время изменилось. Раньше учитель всегда был прав. Сейчас каждый родитель защищает своего ребенка, даже если тот совершил что-то неприемлемое по школьному уставу. Даже в таких случаях со стороны родителей будет скандал. И сейчас, насколько я знаю, учителя двойки не ставят. Когда вы видели в последний раз, чтобы у ребенка за четверть или за год стояла оценка в два балла? Сейчас учителям не разрешают ставить двойки ученикам. Это, опять же, требует много работы с документацией и в целом достаточно долгий процесс. То есть фактически ученик может вообще ничего не делать и все равно получить тройку", - считает Юлия Дмитриевна.

По ее словам, сейчас в школах ученикам все дозволено.

"В центре, например, я могу отказаться от ученика. Я работала в четырех школах, ни в одной из них мне не понравилось. Возможно, это не вина детей, а вина их родителей в том, что они недоглядели за ребенком. Я говорю о тех учениках, кто может оскорбить учителя, одноклассников и не внимает замечаниям учителя", - добавила преподаватель математики.

Несмотря на то, что у учителей хорошие условия труда в плане заработной платы, отпуска и привилегий, в школе Юлия Гринькова работать не хочет.

"Зарплата у учителей неплохая, если получать категории, посещать курсы по повышению квалификаций и навыков. К тому же в плане условий труда школы выигрывают: 56 дней оплачиваемого отпуска и прочие привилегии. Но оно не стоит всех нервов: документация, разборки с детьми и их родителями. В центре намного спокойнее, и там я получаю больше, чем в школе. В будущем не планирую работать в школе. Мне нравится моя работа, меня не привлекает перспектива стать завучем, директором или методистом. А курсы я могу проходить самостоятельно и таким образом повышать свою квалификацию. Эти знания в будущем помогут открыть свой образовательный центр. И там будь уже хоть директором, хоть завучем, хоть охранником", - пошутила Юлия Дмитриевна.

Напомним, в мае президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ежемесячных доплатах педагогам. В нем говорится, что за наличие степени доктора философии (PhD), доктора по профилю, кандидата наук и ученого звания ассоциированного профессора (доцента) доплата будет составлять 25 МРП (92 300 тенге в 2024 году), а доктора наук и ученого звания ассоциированного профессора (доцента) – 42 МРП (155 064 тенге в 2024 году). За степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, кандидата наук, доктора наук и ученое звание профессора будут доплачивать 50 МРП (184 600 тенге в 2024 году).

Ранее мы писали, кем мечтают стать выпускники 2024 года.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 523.21   550.47   4.96 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети