“Выползала из подвала и подбирала объедки“. Почему взрослые дети издеваются над пожилыми родителями

Светлана Антонова
Светлана Антонова Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

“Выползала из подвала и подбирала объедки“. Почему взрослые дети издеваются над пожилыми родителями Стоп-кадры видео, снятого соседкой в моменты насилия над пожилым мужчиной, Туркестанская область

В казахстанском информационном поле не раз появлялись новости о жестокости со стороны взрослых детей по отношению к пожилым родителям. Стариков изолируют, избивают, а бывает, даже убивают. Последний такой случай произошёл на этой неделе в Туркестанской области — в сети распространилось видео, на котором запечатлён дедушка с окровавленным лицом. Побои ему наносил родной сын.

ПОДЕЛИТЬСЯ
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • В Туркестанской области Казахстана зафиксирован случай жестокого обращения сына с пожилым отцом. Личность сына установлена, возбуждено уголовное дело, он арестован.
  • Избиения сняла на видео соседка этой семьи. Но опубликовала их в соцсетях только после того, как старик умер. Стали ли побои причиной смерти, неизвестно.
  • Правозащитники отмечают, что случаи насилия над пожилыми родителями в Казахстане не единичны. В прошлом году на севере страны сын до смерти избил свою мать.
  • Эксперты связывают жестокость взрослых по отношению к своим родителям с детскими травмами, отсутствием любви и заботы в детстве, а также с дисфункциональными семейными отношениями.
  • Психолог Жанна Петрова отмечает, что пожилые жертвы часто испытывают стыд, вину и финансовую зависимость, что мешает им обратиться за помощью.
  • Социальная изоляция и культурные табу также препятствуют обнародованию фактов насилия. Правозащитники призывают свидетелей сообщать о подобных случаях в соответствующие органы.
  • Контактные номера для обращения за помощью: 102 (полиция), 111 (единый контакт-центр по вопросам семьи и защиты детей), +7 771 450 3450 (кризисный центр).

Корреспонденты Tengrinews.kz обратились к экспертам, чтобы узнать, в чём корни такой жестокости детей по отношению к родителям, почему старики терпят побои и как им себя защитить.

"Это же мой ребёнок". Случаи из практики правозащитников

Как стало известно, что того пожилого беззащитного мужчину в Туркестанской области избивал сын? Соседка тайком снимала происходящее на видео. Правда, обнародовала жестокие кадры, судя по информации из соцсетей, только после того, как старик скончался.

Пока неизвестно, стали ли причиной смерти побои или какие-то другие обстоятельства.

Но к данному моменту уже установлена личность мужчины, избивавшего отца (кстати, он подрабатывал тамадой), возбуждено уголовное дело, он арестован.

Особое беспокойство вызывает то, что история эта далеко не единична.

В прошлом году на севере Казахстана сын до смерти избил свою 82-летнюю мать в день её рождения.

После трагедии стало известно, что он делал это регулярно, она даже обращалась в полицию, ему выписывали предупреждение или же закрывали на 15 суток, а после он возвращался домой и продолжал издеваться над пожилой женщиной, которая раз за разом прощала его и верила, что однажды он изменится.

Старики входят в категорию наиболее уязвимых людей, которые чаще всего подвергаются домашнему насилию, подчёркивает Зульфия Байсакова, председатель правления объединения юридических лиц "Союз кризисных центров", вместе с которой мы решили разобраться в проблеме.

"Их легче всего изолировать от общества, не давать им возможности сообщать о фактах нарушения их прав, запугать", — объясняет Байсакова.

Правозащитница также добавляет, что за свою восьмилетнюю практику она столкнулась с двенадцатью подобными случаями — старики стали жертвами своих детей. Причём жестокость проявляют не только сыновья, но и дочери.

"Мы говорим не только о физическом насилии. Пожилые люди часто становятся жертвами психологического насилия, когда подавляют их уровень самодостаточности, занижают их умственные способности; экономического насилия, когда взрослые дети отбирают их пенсии и полностью лишают права распоряжаться деньгами", — перечисляет эксперт и приводит пример из своего правозащитного опыта, когда сын пытался внушить всем, что его мама психически нездорова:

"Сын был прямым наследником, он боялся, что мама может передать квартиру кому-то другому, поэтому он начал всех убеждать, что она больна психически. Эта женщина самостоятельно к нам обратилась. Когда мы приехали, у неё случился приступ — предынфарктное состоянии, её увезли на скорой. И даже в этот момент сын доказывал, что она симулирует, так как "психбольная".

При этом, подчёркивает Байсакова, в их распоряжении были фото, подтверждающие насилие: все ноги женщины были в синяках. Возможно, предполагает она, сын пинал маму или бил какими-то предметами:

"Она была очень подавлена, а вместе с тем постоянно повторяла, что это её сын, что она хочет к нему вернуться… Закончилось тем, что она вернулась домой. Мы поставили в известность Центр поддержки семьи, сотрудники которого обязаны периодически её посещать и наблюдать за обстановкой".

Зульфия Байсакова отмечает, что желание вернуться в семью — даже ту, где небезопасно — высказывает почти каждый пожилой человек.

И это можно сравнить с травматической привязанностью у детей, когда они предпочитают остаться, например, с родителями-алкоголиками, которые их не любят, не заботятся о них, избивают, вместо того чтобы жить в другом месте.

Людям с такой травмой легче оправдать насилие, чем признать, что их близкие опасны.

"Однажды мы оказывали помощь женщине, у которой сын был алкоголиком, — делится Байсакова ещё одной историей. — Она пряталась от него в подвале и выползала, только когда сын засыпал. Она открывала крышку, выходила и доедала объедки, что он во время пьянки не доел, а потом опять забиралась в подвал. Она получала достаточно хорошую пенсию и большую часть отдавала ему. И несмотря на все ужасы, она находила ему оправдания и возвращалась домой. В итоге сын скончался, а бабушка находится в доме престарелых. У неё началась деменция, она никого не узнает".

Зачастую именно эта травматическая привязанность и страх мешают спасти пожилого человека от детей-тиранов.

Фото: Depositphotos.com

Случай из журналистской практики

За свою журналистскую практику я написала множество материалов о стариках, которые подвергались не просто жестокому, а бесчеловечному отношению.

Такое произошло лет 13 назад в Актау. Жители одного из многоквартирных домов сообщили, что с их пожилой соседкой жестоко обращается сын-алкоголик. Он пил на её пенсию, буквально выбивая деньги из старушки. Нередко приводил в квартиру бездомных для совместных попоек, а после "гости" подвергали бабушку сексуальному насилию.

Придя в эту квартиру, я убедилась, что все озвученные факты — правда, и тут же обратилась в полицию. Но, увидев полицейских, бабушка, лицо, руки и ноги которой покрывали синяки, начала отрицать факты избиений и насилия — защищала сына.

Мы с участковым посещали эту квартиру чуть ли не ежедневно, предлагали пенсионерке помощь с устройством в дом престарелых, упрашивали её написать заявление на сына, чтобы у полицейских была возможность привлечь его по статье, но она отказывалась. Забрать её насильно ни у кого не было полномочий.

После очередных побоев старушка умерла.

Всё из детства

По мнению клинического психолога Жанны Петровой, агрессия взрослых детей в отношении родителей обусловлена причинами, которые могут сформироваться ещё в раннем детстве. И вот из-за чего:

  • нетерпимость родителей к поведению своих детей, пока они маленькие,
  • отсутствие должной заботы и любви,
  • жестокость и насилие по отношению к детям,
  • другие психологические факторы, помешавшие здоровому взрослению человека.

Вырастая, говорит специалист, дети с неудовлетворенными базовыми потребностями в любви становятся жесткими, холодными, нетерпимыми и озлобленными.

Справка: Жанна Петрова – клинический психолог, член Евразийской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии. Работает в приюте для жертв бытового насилия и в кризисном центре реабилитации для людей с зависимостями. Ведёт частную практику, помогая пациентам справиться со стрессом и тревогой.

Чаще всего, поясняет психолог, насилие происходит в дисфункциональных семьях — гиперопекающего, авторитарного или попустительского типа.

"При гиперопекающем типе, — расшифровывает психолог Петрова, — дети не могут научиться самостоятельности и находятся в зависимом положении от родителей, поэтому, вырастая, они "возвращают" себе право распоряжаться своей жизнью, но, не понимая, как проявлять эмоции (это было запрещено), действуют силой. Не понимая, что такое личные границы, они беспрепятственно нарушают чужие. При гиперопеке и авторитарном типе возникает протест против подавления воли в виде агрессии. А при попустительском — опять же, нарушение или несоблюдение границ, отсутствие эмоциональной поддержки приводят к неконтролируемым вспышкам ярости".

Риск насилия, отмечает эксперт, по отношению к родителям усиливают также психические расстройства и зависимости — алкоголизм, наркомания, игромания.

А вот как Жанна Петрова описывает типичные черты личности у взрослых детей, склонных к агрессии против родителей:

  • низкая толерантность к фрустрации — это когда человек плохо переносит, если что-то идёт не по его плану, когда желания не исполняются сразу или когда он сталкивается с трудностями и запретами;
  • внешний локус-контроль: это характеристика личности, отражающая, где человек "располагает" источник контроля над событиями — внутри себя или во внешнем мире; при внешнем локус-контроле индивид склонен приписывать результаты случаям, судьбе, другим людям или обстоятельствам, то есть все вокруг "виноваты" в его бедах, но не он;
  • нарциссические черты характера;
  • импульсивность и лживость.

Фото: ©️ Tengrinews.kz

Беспомощность, всепрощение и уят

Почему пожилые люди терпят издевательства от членов своей семьи — вопрос такой же непростой, как и тот, почему члены семьи издеваются над своими состарившимися родными.

Жанна Петрова обозначила несколько основных факторов, которые мешают старикам пожаловаться на угрожающую им обстановку дома.

Стыд, вина и самообвинение

Пожилые жертвы часто ощущают, что "заслужили" плохое обращение — в том числе из-за чувства, что они были "неидеальными" родителями или стали обузой. Стыд сдерживает их от обращения за помощью.

Финансовая и эмоциональная зависимость

Часто жертва зависит от насильника — материально, физически или психологически. Угроза потери жилья, пенсии или отправки в дом престарелых заставляет многих терпеть молча.

Надежда на изменения и любовь

Многие пожилые оправдывают агрессию родных фразами вроде "он устал", "она переживает", веря, что агрессор "одумается".

Нормализация насилия и самообман

Пожилым бывает сложно осознать, что над ними совершается насилие, особенно если это делают их собственные дети. Привычка к определённым ролям, насмешки, газлайтинг и попытки "умиротворить" агрессора приводят к игнорированию проблемы.

Когнитивные, физические ограничения и изоляция

Пожилые часто сталкиваются с ухудшением здоровья, снижением памяти и социальных навыков, что затрудняет обращение за помощью. Социальная изоляция и ограниченная мобильность усугубляют ситуацию.

Отсутствие знаний о своих правах

Многие пожилые не знают, что существуют законы, защищающие их от насилия, и что есть куда обратиться: в полицию, социальные службы, НКО. Это порождает ощущение безвыходности.

Культурные и семейные табу

Идея о том, что "сор не выносят из избы", — одна из распространённых причин молчания. Страх разрушить семью или быть непонятым также парализует.

Главное — не закрывать глаза

И тем не менее эксперты настаивают: даже если сами пожилые люди в силу различных обстоятельств отказываются от помощи или не хотят о ней попросить, заявить о насилии могут и должны, например, соседи, которые стали невольными свидетелями жестокого обращения.

"Также видимыми признаками, указывающими на то, что в семье происходит насилие над пожилыми, являются физические следы побоев, страх или избегание агрессора, внезапные финансовые переводы, "добровольная" изоляция, заученные ответы, страх говорить при "ребёнке", постоянное чувство стыда — я сам виноват", — перечисляет Жанна Петрова "красные флаги".

Зульфия Байсакова добавляет: если вы стали свидетелем того, что кто-то жестоко обращается с человеком, есть организации, куда можно обратиться даже анонимно. Это послужит сигналом, чтобы компетентные органы проверили семью.

"Даже если факт насилия не подтвердится — это всё равно лучше, чем видеть и молчать по принципу: "меня это не касается, чужая семья, пусть сами разбираются", — призывает правозащитница.

"Эффективной помощью пожилым людям, страдающим от агрессии близких, могут быть: индивидуальная или семейная психологическая терапия, участие социальных служб, просто не замалчивание и неравнодушие эпизодов насилия. Важно убедить жертву обратиться за психологической помощью, для чего сначала ему надо помочь признать сам факт насилия, разрешить злиться и просить помощи, не испытывая стыда", - добавляет психолог Жанна Петрова.

Если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия, можете сообщить об этом по номерам:

  • 102 — полиция;
  • 111 — единый контакт-центр по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей;
  • +7 771 450 3450 — кризисный центр.

Читайте также:

"Бить плетью" и "сидите дома": дискуссия о правах женщин вышла на уровень госорганов

"Проблемы не надуманные". Как в Казахстане работает план по защите детей от насилия и суицида

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 500.6  course up  583.17  course up  6.51  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 9
Астана -1
Актау 3
Актобе -2
Атырау 4
Б
Балхаш -3
Ж
Жезказган -3
К
Караганда 0
Кокшетау 0
Костанай 0
Кызылорда 0
П
Павлодар 0
Петропавловск 1
С
Семей 5
Т
Талдыкорган 8
Тараз 6
Туркестан 0
У
Уральск -1
Усть-Каменогорск 8
Ш
Шымкент -4

 

Редакция Реклама
Социальные сети