"За белых нам ничего не будет". Какие преступления совершали в Казахстане 100 лет назад
Наше внимание привлекли документы Уездной Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Среди многочисленных бумаг есть протокол избрания меры пресечения от 29 апреля 1920 года. Дело происходило в Акмолинске.
В документе говорится, что комиссия рассмотрела дело некоего В., обвиняемого в пьянстве, намерении изнасилования девицы Б. и избиении подводчика.
Комиссия постановила заключить задержанного в дом лишения свободы до суда.
Спустя пять дней комиссией был подписан еще один документ.
"Признавая обвинения В. доказанным и основываясь на том, что он, по мнению комиссии, заслуживает большего назначения, чем может применить УЧК, поэтому направить все дело с арестованным В. в Омский Губернский Революционный Трибунал", - говорится в протоколе.
Вместе с В. туда же постановили отправить еще одного человека, который обвинялся в совместном пьянстве с В. и буйстве.
Есть среди архивных бумаг и другой случай. Преступление, о котором пойдет речь, наверное, и сегодня воспринимается как самое настоящее кощунство, но и тогда, судя по приговору, совершенное посчитали тяжким деянием.
В декабре 1919 года Военно-Революционный трибунал рассматривал дело о гражданах, которые обвинялись в раздевании сестер милосердия и в изнасиловании.
На скамье подсудимых оказались два красноармейца команды конных разведчиков Второго степного Кустанайского полка.
Первый задержанный обвинялся в том, что отобрал у военнопленных сестер милосердия полушубок и изнасиловал одну из них. Второго красноармейца взяли за то, что он у тех же сестер милосердия также отобрал полушубок и валенки.
Согласно приговору 29 ноября вечером обвиняемые явились на квартиру к некой гражданке в селе Вишневка Акмолинской области, у которой находились две военнопленных сестры милосердия лазаретов Красного креста.
Первую сестру один из подсудимых изнасиловал, пока другой вышел с хозяйкой квартиры во двор за овсом для лошадей.
Уходя из квартиры, зачинщик преступления забрал принадлежащий одной из сестер милосердия полушубок и посоветовал своему товарищу взять другой полушубок и еще прихватить валенки, заявляя, что "за белых ничего не будет". Тот послушал совет товарища и забрал зимнюю одежду второй сестры милосердия.
Примечательно, что оба подсудимых ранее служили в Белой армии, а после того как их взяли в плен, добровольно вступили в ряды Красной армии.
"Считаясь добровольцами Красной армии, они позорили ее славные ряды своими поступками", - говорится в приговоре.
"Руководствуясь коммунистической совестью и революционным правосознанием" военный трибунал приговорил первого подсудимого к общественным принудительным работам с лишением свободы на 20 лет, а его товарища к общественным принудительным работам с лишением свободы на один год.
Однако уже в феврале следующего года эти люди попали под амнистию: первому был сокращен срок наполовину, то есть на десять лет, а второго, который должен был сидеть год, освободили из мест лишения свободы.
При этом в документе, который объявлял амнистию, говорилось, что трибунал выражает уверенность, что нарушившие законы Советской Республики искупят свои упущения и проступки, повторение которых влечет за собой суровое наказание.
В то же время в том документе говорилось, что амнистии не подлежат враги советской республики, контр-революционеры и сознательные участники борьбы с Красной армией.
Среди дел Военно-революционного трибунала есть еще один любопытный приговор.
Служащий артиллерийского дивизиона обвиняется в пьянстве, буйстве, хищении валенок и пары лошадей.
Все началось с того, что подсудимый Д., возвращаясь из служебной командировки в свою часть, в одном из сел Акмолинской области купил за 100 рублей четыре бутылки самогонки. После того как мужчина изрядно выпил, он, как говорится, пустился во все тяжкие.
"В сильно пьяном виде самовольно надел на себя валенки, принадлежащие другому гражданину, ругался площадной бранью, грозил застрелить хозяина из винтовки…" - говорится в приговоре.
Винтовку у него отобрали, но Д. на этом не успокоился, он вышел во двор, обнажил шашку и начал ей махать. В результате он рассек рукав полушубка хозяину дома и увел со двора двух лучших лошадей.
Его заключили в дом лишения свободы с применением общественных принудительных работ сроком на 10 лет.
Как видно, несмотря на то, что все эти случаи были в 20-х годах прошлого века, кое-какие из этих преступлений актуальны и сегодня. Может быть, валенки сегодня не воруют, но изнасилования и пьяный дебош случаются нередко.
Подготовил Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©
Читайте также:
Марафоны в столице бегали и раньше. Архив Нур-Султана показал снимки старого города
Любопытная переписка акмолинских полицейских 100-летней давности
Рассекреченные материалы. Как министерство правды следило за Казахстаном
Построишь дом - выйду за тебя замуж. В Казахстане есть два особняка с красивой историей любви