ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
13 сентября 2018 | 16:40

"Зачем строителю личный бренд?" Секреты карьерного консультанта

ПОДЕЛИТЬСЯ

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о возможных сценариях поисков "работы мечты". Ранее алматинский карьерный консультант Людмила Лукина рассказала, что такое карьерное консультирование, как правильно начать карьеру и победить "ограничивающие установки".


Иконка комментария блок соц сети

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о возможных сценариях поисков "работы мечты". Ранее алматинский карьерный консультант Людмила Лукина рассказала, что такое карьерное консультирование, как правильно начать карьеру и победить "ограничивающие установки".

В четвертом материале опытный специалист в сфере управления персоналом отвечает на вопросы о том, что такое личный бренд, как его "построить", почему он нужен не только звездам кино и телевидения, а еще и учителям, строителям и парикмахерам.

- Людмила, что такое личный бренд?

- Личный бренд - это то, как вас видит большинство людей. Есть еще понятие профессионального бренда - это представление о вас в профессиональном сообществе - среди ваших нынешних и бывших коллег, партнеров, клиентов. Это все хорошее и все плохое, что они могут рассказать о вас. С точки зрения развития карьеры профессиональный бренд нужен каждому человеку, кто работает или собирается работать.

- Например, строитель скажет: "Зачем мне думать про личный бренд? За меня все скажет моя работа".

- Личный и профессиональный бренд есть у каждого. Просто кто-то задумывается, как бы он хотел, чтобы о нем говорили, а кто-то пускает на самотек, считая, что это личное дело каждого, как думать и говорить нем.

Если человек хочет расти, развиваться и когда-нибудь достичь уровня топ-управления, то он должен знать, что такие вакансии закрываются не через сайты вакансий. Там работает нетворкинг - ищут среди друзей, знакомых, тех, кто зарекомендовал себя как крепкий профессионал. Способность человека создавать и поддерживать профессиональные связи говорит о том, что он точно так же может делать это в рамках своей профессии. Для управляющих позиций это одна из важных компетенций.

Если рассмотреть на примере сферы строительства. Когда ищут прораба для строительства большого жилого комплекса, то в первую очередь обратятся к тем, кто известен в профессиональном сообществе. Человек с сильным личным и профессиональным брендом на рынке стоит дороже. Компаниям всегда в плюс, когда к их команде присоединяется сильный профессионал, чем никому не известный человек, даже с хорошим резюме.

- Как построить личный бренд?

- В первую очередь надо понять, какой он есть сейчас. Потому что он в любом случае какой-то да есть. Некое позиционирование в профессиональном сообществе есть у каждого работника. Самый простой способ это сделать - напрямую спросить у людей. Существует методика оценки сотрудников "360 градусов", то есть оценивание вкруговую, со всех сторон. Чтобы его выполнить, надо запросить оценку у своих руководителей - предыдущих и настоящих, подчиненных, если они имеются, коллег, клиентов.

Некоторые могут возразить, что у них нет клиентов: "Я ничего не продаю, программирую". Клиенты есть у любого человека, работающего в любой сфере на любой должности - это те люди, которые пользуются предоставляемой услугой или производимым продуктом. По простому говоря - услугополучатели или покупатели. Например, клиентом HR-менеджера являются начальники подразделений, которые дают заявки на вакансии, и генеральный директор, который оценивает итоги работы. Клиентом врача является его пациент. Клиентом главного инженера, обслуживающего вентиляцию, являются все сотрудники здания, где эта вентиляция установлена.

- Как узнать, что они думают?

- Самим задать им правильные вопросы. Нужно спрашивать и про позитив: "Как вы считаете, какие сильные стороны, какие выигрышные у меня есть качества, которые мне помогают что-то лучше делать?", "Что я делаю лучше всего?". И про негатив: "Как вы думаете, где мои слабые стороны?", "Что можно было бы исправить, чтобы работать со мной было еще приятнее?" Надо учитывать, что не все люди могут и готовы ответить откровенно. Но это тоже работа спрашивающего: задать вопросы в таких условиях, когда человек поймет, что ответы не повлияют на дальнейшее сотрудничество и отношения. Важно узнать у людей разного уровня - выше, ниже, равных по должности, чтобы получить более-менее объективную оценку. Желательно, чтобы в каждой категории было 3-4 человека. Если несколько людей отмечают ответственность, то можно занести это в число ваших сильных качеств.

Надо быть готовыми к тому, что результаты опроса не всегда совпадают с тем, что человек думал о себе сам. Например, человек считает себя очень исполнительным. А тут говорят, что он постоянно нарушает сроки. Нужно быть готовым принять любую обратную связь. Человек не обижает вас, а старается вам помочь по вашей же просьбе. Зная эти ответы, можно определить зону развития - понять, с чем нужно работать для усиления своих позиций, чтобы стать еще профессиональнее.

- Что делать с итогами опроса?

- Нужно написать тот идеальный портрет, кем вы себя видите через 5 лет: должность, зарплата, компетенции, возможно - собственное дело, какие люди конкретно и что обо мне говорят.

- А есть разница, что люди думают и говорят?

- Когда мы говорим о бренде, то это нечто сильное, не просто впечатление о человеке, а то, что подлежит огласке. Что говорят, какие мои сильные качества выделяют, какие мои достижения помнят.

Дальше все просто - сравниваем то, что имеем, и желаемое. И переходим к самому главному - описанию своих собственных ценностей. Дело в том, что бренд не строится на обмане. Если везде говорить и в соцсетях написать какой вы ответственный, какой замечательный, какие достижения, при этом не имея подтверждений этому, то это ничего не даст. Потому что при личном знакомстве человек увидит все как есть - "мыльный пузырь" лопнет. Личный и профессиональный бренды всегда основаны на базовых человеческих ценностях.

- Как описать ценности? И что это даст?

- Личный бренд всегда основывается - даже тот, который мы сейчас имеем - на базовых человеческих ценностях. У каждого человека это свой набор ценностей. У кого-то это может быть человеческая справедливость, здоровье и уверенность. У кого-то это может быть любовь к животным или любовь ко всему живому, красота и мир во всем мире. У каждого свой базовый набор ценностей. Сформулировав их, опираясь на них, можно построить личный и профессиональный бренд.

Если ваш личный бренд строится на ваших личных базовых ценностях, то тогда все в вашей жизни, все ваши решения, изменения, проекты, достижения будут соответствовать бренду и подтверждать, усиливать его. Например, человеку предстоит сделать выбор: "Чем заниматься дальше в жизни?" Выбор будет сделать намного проще, если можно опереться на свои сформулированные ценности. Решение принимается интуитивно - хочу/не хочу, но основа - базовые ценности.

- Можно сказать, что это написание личной конституции?

- Можно. Если человек философского склада, то для него выявить ценности поможет вопрос: "Что я хочу, чтобы было результатом моей жизни?", "Что останется после меня?"

- А что дальше?

- Если мы говорим о профессиональном бренде, то в первую очередь, конечно, сейчас нужно выходить в соцсети, где сидят профессионалы, - LinkedIn, Facebook (в США в нем общаются с родными и друзьями, у нас - чаще с коллегами). Также посещать профессиональные форумы, конференции, выставки, знакомиться, слушать спикеров и, набравшись уверенности, самого себя заявить как спикера.

Также можно участвовать в профессиональных сообществах в соцсетях, давать бесплатные или условно платные консультации по интересным вам случаям. Если изучить популярные блоги, то можно увидеть причину популярности. Те, кто делится фотографиями: "Это я на Мальдивах", "Это я в Каннах", то на них просто приятно смотреть. А настоящие лидеры мнений часто бесплатно дают профессиональные рекомендации, пишут свои наблюдения, то есть делятся работающими инструментами для решения тех или иных вопросов. Создаваемый ими контент полезен людям, помогает решить их вопросы. Важно установить границы, чтобы люди не садились на шею и общение было комфортно в первую очередь вам.

Есть еще один инструмент. Можно открыть "Контакты" в вашем телефоне, вспомнить всех своих родных, друзей, знакомых и их друзей и знакомых. И среди них выбрать тех, кто выше вас по статусу. Неважно, имеют они отношение к вашей профессии или нет, всем всегда нужна консультация или помощь в смежных областях знаний. И постараться наладить с этими людьми более тесные взаимоотношения. Либо попросить о наставничестве, либо узнать, чем вы можете им помочь. Чтобы они узнали о вас с вашей лучшей стороны.

- Все так просто?

- Да, это простой инструмент. Но люди стесняются им пользоваться. Если вы хотите построить личный бренд, о стеснении нужно забыть. Потому что если вы не расскажете о себе и своих достижениях, то большую часть этой информации иным способом никто не узнает.

Бывает такое, что человек неординарный и добивается незаурядных успехов в какой-то сфере - выполняет сложные, почти нереалистичные проекты, добивается медалей на соревнованиях и так далее. Тогда о вас будут писать, говорить и прочее. Но этот путь намного сложнее, чем тот, что я описала. Там недостаточно быть крепким профессионалом, там надо быть гением своей профессии.

- Кстати, про соцсети. Сегодня HR-менеджеры мониторят аккаунты соискателей?

- Да. И не только рекрутеры. Зайти на ваши странички могут и клиенты. Если вы начинаете заниматься личным и профессиональным брендом, то важно привести в порядок свои личные страницы, некоторые фото, возможно, придется удалить, а впредь фильтровать. Не рекомендуется выкладывать снимки с алкоголем, в голом или полуголом виде - все, что порицается обществом. Посмотрите на свою страницу и честно ответьте на вопрос: "Взяли ли бы вы такого человека на работу?" Если нет, то вот и ответ. Делиться можно снимками из путешествий, достопримечательностей, о занятиях спортом. Это все положительно характеризует вас. Думать, что ваша страница "под замком" и там можно делать все что угодно - неверно, всегда есть вероятность сделать скриншот и вынести информацию.

- Сегодня очень популярны фотосессии. Надо ли делать профессиональные фотографии?

- Да, желательно. Либо попросить поснимать вас человека, чьи снимки вам нравятся - он интуитивно снимет вас так, что вы будете нравиться себе. Это не обязательно должен быть портрет, но по аватарке должно быть понятно, где вы. Желательно, чтобы остальные люди были на втором плане, менее значимы чем вы.

- А что насчет одежды? Влияет ли она на представление о человеке?

- Да, влияет. Одежда должна соответствовать вашему позиционированию. Если вы адвокат, то сарафаны и короткие шорты - мимо. Если у человека есть хороший вкус и он имеет подтверждение этой компетенции извне (помните про обратную связь по системе "360 градусов"), то составить свой гардероб в соответствии со своими жизненными планами и профессиональными целями он может сам. Если нет, то можно нанять стилиста, перед которым поставить задачу: "Нужен гардероб для..." Делая это самостоятельно, велик риск наделать ошибок и растянуть выполнение задачи. Обратившись к профессионалам, всегда можно ускорить этот процесс.

- Сколько времени займет построение личного бренда?

- Это точно не один день, может растянуться на годы. То есть вам нужно расширять аудиторию, совершенствоваться самому, чтобы быть интересным и профессиональным. Если вы заявили себя как открытый коммуникабельный ответственный человек, то надо быть готовым вежливо и аккуратно отвечать каждому, кто к вам обратится - через соцсети или лично. Личный бренд - это живой организм, который нужно поддерживать - можно провести аналогию с цветком, который нужно поливать, ухаживать, пересаживать.

Ольга Пастухова

Иллюстрации с сайта pixabay.com

Уволиться, чтобы найти "работу мечты". Секреты карьерного консультанта

"Хочу зарабатывать миллион в месяц". Секреты карьерного консультанта

"Берут на работу только по знакомству? Ищите знакомства". Секреты карьерного консультанта 

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети