В октябре прошлого года алматинцев потрясло уничтожение знаменитого мурала с апашкой, который украшал ранее неприметную стену жилого дома по улице Сейфуллина. Оказалось, что строители при ремонте фасада жилого дома попросту закрасили "картинку". Через общественный резонанс этот мурал удалось восстановить.
В октябре прошлого года алматинцев потрясло уничтожение знаменитого мурала с апашкой, который украшал ранее неприметную стену жилого дома по улице Сейфуллина. Оказалось, что строители при ремонте фасада жилого дома попросту закрасили "картинку". Через общественный резонанс этот мурал удалось восстановить.
Мурал "Ожидание" после восстановления. Фото предоставлено пресс-службой акима Алматы.
Второй громкий случай произошел буквально на днях. Алматинцы обнаружили, что исчез их любимый мурал с барсом, который красовался на стене дома по улице Жибек жолы, возле Арбата. Вместо барсика на стене оказалась реклама газированного напитка. После скандала компания извинилась и пообещала восстановить прежний мурал.
Фото Facebook/Андрей Переверзев.
Отметим, что ранее в Алматы также были уничтожены несколько других ярких работ, которые уже никогда восстановить не получится. Они останутся только на редких фотографиях и в памяти некоторых горожан.
Однако эти случаи заставили многих задуматься: почему так легко можно уничтожить муралы и возможно ли их защитить?
Корреспондент Tengrinews.kz попытался узнать, почему муралы не защищены от уничтожения и как объекты стрит-арта влияют на развитие туризма, искусства и культуры. Мы поговорили об этом с куратором проекта Mural Fest Молдир Бекжан, стрит-арт райтером Дмитрием DMN и исследователем искусства Дэннисом Кином.
Как все начиналось
Сейчас в Алматы насчитывается несколько десятков муралов, которые нанесены на фасады многоэтажных жилых домов. Один из них даже обрел мировую славу – это мурал Джокера, созданный ребятами творческой группы Repas workshop. Этот мурал тоже могли закрасить несколько лет назад, но его удалось отстоять.
Знаменитый мурал "Джокер" был создан в 2019 году. Фото Instagram/Repas Workshop
Ребята из творческой группы Repas workshop являются авторами многих известных и уникальных работ. Их муралы можно увидеть в самых неожиданных местах: на стенах долгостроящихся заброшек, во дворах домов и на фасадах в центре Алматы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Я понимаю, что мою работу могут закрасить, и в принципе имеют право, потому что я как бы нелегально рисую. Они легально приходят и закрашивают. Все справедливо, такая игра. Поэтому я как-то больше за чужие работы переживаю. За тех художников, которые не из граффити-среды, они делают работу, а их потом закрашивают. Я за свои работы так не переживаю, я, может, расстроюсь, но не сказать, что это для меня будет конец света. Потому что я их очень много делаю, во-вторых, у меня отношение такое: я сделал работу, от стенки отошел, и она уже не совсем моя, я ее отдаю городу, дарю людям. Они уже дальше сами с ней, что хотят, то и делают", - говорит лидер творческой группы Repas workshop Дмитрий DMN.
"У нас что ни проект, то постоянно какой-то скандал. То со стеной Батырхана Шукенова, то с Джокером, то еще что-то. И, к сожалению, пока скандала не случится, механизмы никакие не действуют, не работают. Опять же работу сербского художника Артеза тоже закрасили в Самале", - сетует Дмитрий.
Художник из Сербии AndrejZikic, более известный под псевдонимом Artez, разрисовал фасад многоэтажки, расположенной по проспекту Аль-Фараби.
Работы AndrejZikic можно встретить в Берлине, Загребе, Хельсинки, Бухаресте, Риме, Париже, Белграде, во многих городах Азии и Южной Америки, прежде всего, в Индии и Бразилии.
Как и многие его муралы, работа в Алматы посвящена мотивам людей и природе. На расписанном фасаде южной столицы Казахстана был изображен молодой мужчина в национальном костюме на велосипеде на фоне гор.
Мурал сербского художника Artez в микрорайоне Самал был уничтожен 2 года назад. Фото из архива Tengrinews.kz
Мурал "Шагающий дом" в микрорайоне Самал-2 был безвозвратно уничтожен в 2021 году. фото yvision.kz (автор Sickboy, Великобритания)
"Джокера закрасить хотели, со стеной Батыра на Панфилова тоже был инцидент, когда КСК начали выкидывать цветы, которые приносили люди. Понимаю, это их работа. Но люди таким образом изливали свою горечь потери в тот момент. Тут все стороны можно понять, ведь КСК нужно делать свою работу. Я этот вопрос поднимал, в итоге бесполезно. Только скандалами все решается. Я сколько раз был в этих передрягах, это крайне неприятно.
Несколько лет назад стену на Байтурсынова также закрасили. Первый этаж был полностью расписан персонажами из фильмов Marvel и аниме DС.
Эта стена для молодежи достаточно знаковая была, даже люди с других городов приезжали, фотографировались на ее фоне. Плюс у нас история с косплеем, с гик-тусовочкой очень популярная. В итоге пришли люди с КСК и сказали: "Мы вас будем закрашивать, это распоряжение акимата". Ребята мне звонили, спрашивали, что можем с этим сделать. Мы пошли в архитектуру, они нас направили в акимат. В итоге акимат Алмалинского района отправил нас опять в архитектуру, архитекторы замялись, естественно, им никто ни да, ни нет не говорит, и все туда-сюда футболят. Ну для меня это уже был как квест такой. Думаю, дай-ка попробую по-человечески все сделать. Опять-таки без скандалов, без криков. И в итоге не смог пробиться, даже к замакима района обращался. Но ничего не получилось. Эту работу на Байтурсынова-Гоголя все-таки закрасили.
Может быть, это, и правда, должно случаться время от времени, чтобы осознание утраты приходило.
Mural Fest
Большинство муралов в Алматы были созданы в рамках международного фестиваля Mural Fest, инициированного общественным фондом "Дети рисуют мир". Мурал с апашкой ("Ожидание", авторы Сауле Сулейменова и Куаныш Базаргалиев) как раз был нарисован в рамках этого фестиваля.
Международный фестиваль по монументальному искусству Mural Fest проходил в Алматы с 2016 года. С каждым годом количество стран-участниц и количество фасадов увеличивалось. Здания расписывались в разных районах города Алматы. Так, в 2016 году в фестивале принимали участие 4 страны: Казахстан, Кыргызстан, Украина и Россия. В последующие годы в фестивале принимали участие райтеры из Сербии, Малайзии и Великобритании, Беларуси и Нидерландов.
Видео от 2016 года.
"Когда несколько лет назад мы организовывали Mural Fest в Алматы, мы не думали, что до такого дойдет. Потому что, во-первых, это все-таки было сделано при финансировании города, под защитой города, при поддержке горожан, КСК, жителей. Всем нравилось, все были в восторге. Мы каждый год привозили зарубежных художников, продвигали своих казахстанских художников. Поэтому мы, честно говоря, не думали, что до такого дойдет. Вначале, когда были единичные случаи уничтожения муралов, мы возмущались, думали, что это все-таки как-то остановится. Но это все продолжается и продолжается, и уже достигает каких-то серьезных масштабов. И такие муралы закрашиваются, которые просто... Не знаю, как назвать это: вандализмом, не вандализмом, кощунством. Один из зарубежных художников, работа которого также была закрашена, был удивлен и возмущен. Он отметил нас на своей странице в Instagram, написав, что "Казахстану искусство не нужно". Тем не менее многие художники как из Казахстана, так и из-за рубежа хотят принимать участие в дальнейшем, изъявляют желание, имеют интерес приехать в Казахстан и оставить частичку себя и свое искусство в нашей стране", - говорит куратор Mural fest Молдир Бекжан.
Мурал, расположенный по улице Розыбакиева в Алматы. Фото из архива Tengrinews.kz
"В Mural Fest участвовали зарубежные художники, причем это не простые такие заурядные ребята. Это реально очень крутые ребята. Это равносильно тому, как приехать в Есентай и снести инсталляцию, которая стоит кошмарных денег. А люди ездят в Вену, чтобы посмотреть на скульптуру этого художника. С другой стороны, многие жалуются, что у нас культуры мало. Поэтому я думаю, это здесь отчасти корысть, отчасти глупость, и что-то еще", - считает Дмитрий DMN.
Мурал "Независимость", расположенный на фасаде дома в микрорайоне Мамыр-3 в Алматы, был создан в 2018 году. Авторы: Саид Атабеков, DOXA (Кыргызстан). Мурал посвящен первому казахскому космонавту Токтару Аубакирову. Фото drmfund.com
Как сообщили в Комитете культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, отдельных норм, регулирующих вопросы муралов, в действующем законодательстве нет.
"Муралы в основном изображаются на жилых и нежилых зданиях, которые могут определяться частью благоустройства и внешнего оформления общественных мест. Вопросы благоустройства и внешнего оформления общественных мест регламентируются законом "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", и данная компетенция закреплена за местными исполнительными и представительными органами (акиматы). В этой связи полагаем, что вопросы муралов регламентируются в рамках указанного закона, а также гражданского законодательства. Вместе с тем действие законодательства Республики Казахстан в сфере культуры и историко-культурного наследия может распространятся на муралы в случае, если они являются культурной ценностью, либо в случае расположения изображений (муралов) на фасадах памятников истории и культуры", - говорится в официальном ответе Комитета культуры Министерства культуры и спорта на запрос корреспондента Tengrinews.kz.
Муралы и развитие туризма
Исследователь искусства и инициатор городского туристского проекта Walking Аlmaty Дэннис Кин считает, что власти должны принять меры по защите объектов уличного искусства, а конкретно муралов и мозаик.
"Это все-таки произведения искусства. Это произведения искусства не из коллекции музеев, это произведение из коллекции города. Оно принадлежит всему городу. И поэтому, прежде чем закрашивать что-то, они должны спросить мнение и местных жителей. А этого я здесь не вижу. Когда уничтожают существующие муралы, конечно, нужно спросить мнения жителей. Должна быть какая-то система сохранений этих работ на законной базе", - говорит Кин.
Фото Facebook/Андрей Переверзев
На Родине Дэнниса, в США, муралы защищены законом.
"В Штатах есть списки таких мест республиканского и местного значения. Есть муралы мексиканских художников в Лос-Анджелесе, где нельзя их трогать, потому что они в специальном списке. В Казахстане тоже есть такая система. Но здесь есть проблема: списки не действуют, они не имеют значения. Потому что мы видим, как такие исторические здания, как аэропорт или Дворец республики Алматы, были в списке, но их просто убрали оттуда. Если так легко их убрать, то в чем суть этих списков? Зачем они?" - задается вопросом Дэннис Кин.
Так создаются муралы. Фото из архива @Tengrinews.kz
"Я тоже много размышлял, почему так делают. К ремонтникам-работягам вопросов нет. Это их работа. Они ее должны выполнить либо останутся без куска хлеба. Тут вопрос к их работодателям. Наверное, они занимаются тупо самоспасением, не заглядывают вперед, я так думаю. Они смотрят максимум на месяц вперед. Типа вот у нас есть объем, если мы этот фасад тоже закрасим, объем у нас увеличится, соответственно, мы заработаем много денег. Наверное, они не понимают, но они своим детям, по сути, жизнь портят. Это же культура, и в итоге их дети будут видеть только баннеры и рекламу. Ну это, конечно, утрировано, но в конечном итоге арт-искусства уже не будет. Как-то странно, это же такая контркультурная история, которая наполняет людей.
Стрит-арт – это такое многогранное искусство. Что-то, и правда, должно прожить буквально сутки, там задача такая. А что-то должно как можно дольше сохранятся. Как картина Сауле Сулейменовой "Ожидание" (мурал с апашкой)", - считает художник Дмитрий DMN.
Мурал, посвященный Ахмету Байтурсынову в Алматы. Фото из архива Tengrinews.kz
P.S. После последнего скандала с закрашенным рисунком барса аким Алматы Ерболат Досаев прокомментировал ситуацию. Он объяснил, что, к сожалению, сегодня нет четких правил, что можно делать с муралами.
"Проблема с муралами не будет решена, если им не придать официальный статус. В настоящее время завершается разработка дизайн-кода Алматы, в котором муралы будут отделены, и вопросы, связанные с размещением рекламы и изменениями, должны будут согласовываться с Управлением городского планирования и урбанистики. В городе есть разные муралы: художественые произведения, которые надо беречь, а есть те, которые в свое время появились по разным причинам. Они не являются украшением города. Мы составим списки муралов по районам и определимся. Необходимо легализовать муралы. Мы будем работать с художниками, чтобы пустые серые стены зданий в нашем городе наполнились жизнью. Я с удовольствием в этом помогу", - сказал Ерболат Досаев на встрече с жителями Алмалинского района Алматы.
Подготовила: Айнаш Ондирис